Много раз бывая в Париже, я всегда хотела посетить район Пасси, расположенный на западе Парижа, неподалеку от Булонского леса. В юности, читая Э.Золя, действие романов которого часто происходило именно здесь, мечтала я увидеть своими глазами и кладбище Пасси, и улицу Ренуар, и церковь, и все места, где жили, любили, страдали герои любимого автора. Но главное, о чем я мечтала, даже перед самой поездкой, это увидеть своими глазами противоположный району Пасси берег Сены, так часто и вкусно описанный на страницах Золя:
"На левом берегу сиял позолотой купол Дома Инвалидов, за ним бледнели в озарении солнца две неравные башни церкви святого Сульпиция; еще дальше, вправо от новых шпилей церкви святой Клотильды, широко утвердясь на холме, четко вырисовывая на фоне неба свою стройную колоннаду, господствовал над городом неподвижно застывший в воздухе синеватый Пантеон, шелковистым отливом напоминавший воздушный шар." -Читала я, и сердце мое замирало в предвкушении прекрасного виденья, которое должно было предстать передо мной в волшебном очаровании утреннего, ну или вечернего Парижа.
И вот, что открылось моему взору. В просвете между домов виден левый берег.
Такого от Парижа я не ожидала! Вот тебе, бабушка, и Дом Инвалидов!
Более романтичная фотография с видом на Эйфелеву башню.
Пасси расположен в далеке от туристических троп. Совсем не в центре.Специально ехать туда как-то не получалось. Но вот собираясь в одну из поездок, я искала просторные апартаменты в Париже, и так сложилась, что именно в Пасси и нашелся прекрасный вариант из четырех комнат, кухни и двух ванных, который полностью меня устроил. Вот так все удачно сложилось, и квартира удобная, и Пасси опять же!
Район Пасси начинается от площади Трокадеро, с которой открывается самый красивый вид на Эйфелеву башню. Здесь расположен дворец Шайо, внутри которого музейный комплекс — Музей человека, Морской музей и Музей кино. Территорию дворца украшают самые большие фонтаны Парижа. В восточной части парка Трокадеро скрыт подземный «Аквариум Трокадеро», где представлены почти все виды рыб, водящиеся в реках Франции.
Рядом расположено кладбище Пасси,
на котором покоятся останки художников-импрессионистов Эдуарда Мане и Берты Моризо и композитора Клода Дебюсси.
На улице Ренуар (47, rue Raynouard) находится дом-музей Бальзака, а на улице Дез-О (rue des Eaux) — Музей вина (5, square Charles Dickens) неподалеку от станции метро Passy, где останавливаются поезда линии 6 парижского метро.
Не менее известный музей, которым может похвастаться этот район – музей Мармоттан-Моне (Musée Marmottan Monet) на улице Буальи (rue Boilly).
Один из крупнейших музеев города находится в Токийском дворце (Palais de Tokyo) – парижский музей современного искусства (Musée d'Art moderne de la Ville de Paris).
А в старинном особняке, некогда принадлежавшем Мари-Лор де Нуай, расположился Музей хрусталя Баккара (Galerie-Musée Baccarat).
Место это — Пасси, и идущий следом Отей — буржуазное, дорогое и очень комфортное для жизни. Тихое, спокойное, без толп и суеты, здесь я ни разу не видела клошаров или каких-либо подозрительных личностей.Зато впервые в Париже, именно на этих улицах, я лицезрела колоссальное (для Парижа, опять-таки) количество дам в меховых манто и мужчин в кашемировых пальто! Ведь в основном, Парижане одеты кое-как!
В Пасси селились наши эмигранты, бежавшие из России от революции. Там жил (в Отее) Феликс Юсупов, многие писатели, поэты Серебряного века. Так описывает Пасси писательница Надежда Тэффи, которая метко, с присущим ей острым словом, называла этот район "городок на Пасях":
«Это был небольшой городок, жителей в нем было тысяч сорок, одна церковь и непомерное количество трактиров. /.../ Окружали городок не поля, не леса, не долины — окружали его улицы самой блестящей столицы мира с чудесными музеями, галереями, театрами. Но жители городка не сливались и не смешивались с жителями столицы и плодами чужой культуры не пользовались. Даже магазины заводили свои...».
Мне было очень комфортно жить на нашей улочке Жорж Санд, расположенной между улицей Лафонтен и авеню Моцарта . Мы как-то быстро ассимилировались, слились с окружающим пейзажем. Продавцы окрестных лавок уже на следующий день начали нас узнавать и пытаться предугадать наши желания. Хотелось там просто жить! А ведь нужно было столько всего осмотреть за короткий период пребывания.
В апартаментах нас встретил сам хозяин, и окружил таким гостеприимством и радушием, какого мы никак не ожидали в городе, столь избалованным жаждущими его увидеть. Когда мы уезжали, хозяин провожал нас, стоя на крыльце, и для полноты картины, ему очень не хватало платка в руках, которым он мог бы махать нам вслед!