На улице Фигов ( rue Figuier), что находится в квартале Марэ, только недавно снова посажено фиговое дерево, а долгое время было одно название.
Фигу, давшую название улице, срубили по приказу Маргариты Валуа — якобы дерево мешало разворачиваться ее королевской карете.
Но обо всем по порядку.
К небольшой этой улочке можно за пару минут дойти от ст. метро Понт Мари. Но ведь не секрет, что Париже прогулка всегда получается, чем дольше, тем интереснее, вот мы и приняли в качестве точки отсчета Нотр Дам.
На площади перед Собором было как никогда много людей, все хотели попасть вовнутрь, но пока никого не пускали — предстояла праздничная Пасхальная месса.
А у кого-то свой праздник, и надежды на долгую счастливую жизнь.
Мы проникли в Нотр Дам откуда-то сбоку, "на дурачка" пройдя мимо охраны вместе с группой каких-то важных гостей. Пока VIP-персоны устраивались на лучших местах, мы прошлись по Собору, посмотрели, как он украшен к мессе и вышли, ведь на этот вечер были намечены другие планы.
Через небольшой сквер за Собором прошли к мосту, и, оставляя Сите позади, зашагали по набережной Сены.
Красивейшим зданием на набережной мне всегда казалась ратуша, Отель-де-Виль. В очередной раз восхитившись этим строением, мы двигались дальше, в сторону острова Сен-Луи.
И уже очень скоро стали видны очертания библиотеки де Форней.
Спросите, зачем нам понадобилась библиотека? Да затем, что она занимает роскошный особняк Санс, т.е. расположилась в здании историческом и очень красивом. Таких средневековых особняков, лучше всего сохранившихся до наших дней, в Париже всего-то два:
Санс и Клюни. Причем, особняк Санс классифицирован как национальный исторический памятник ещё в 1862 году.
Квартал Марэ, как известно, был значительно изменен в результате послевоенного обустройства города. Практически, снесён и отстроен заново. Поэтому особняк Санс (Hotel de Sens), сохранившийся с XV века, тут особенно выделяется, ведь он выглядит довольно необычно по сравнению с окружающими домами.
Многие архитектурные элементы особняка выполнены в стиле пламенеющей готики.
Конические кровли по углам. Высокие стрельчатые ворота обрамлены тонкой готической тягой. Над воротами – три королевские лилии, герб города Санса и личный герб первого владельца замка архиепископа Тристана де Салазара…
Угловые башенки на фасаде придают этому причудливому строению сходство с небольшим замком.
У входа красуется табличка с исторической справкой — такими сейчас снабдили в Париже большинство старинных и исторических зданий.
На рубеже 15-16 веков Париж не являлся столицей, но был епископством, особняк Санс таким образом, был построен как резиденция для архиепископа Тристана де Салазара и его последующих преемников.
Этот специальный дворец для епископов выполнен в стиле поздней готики и Ренессанса.
Самое же интересное для тех из нас, чье первое знакомство со всем французским происходило в детстве за чтением романов А.Дюма, — это связь особняка Санс с именами Генриха Наваррского и Королевы Марго.
Во второй половине XVI века кардинал Пеллеве укрепил Отель де Санс, но, зданию не пришлось держать оборону — узнав о вступлении Генриха IV в Париж, кардинал умер от апоплексического удара. Позже Генрих передал особняк своей бывшей жене Маргарите Валуа (королева Марго), ставшей самой знаменитой обитательницей отеля.
Собственно, отношения Генриха Наваррского и Маргариты всегда были очень неплохими. Брак их был скорее политическим союзом, чем браком, и каждый имел собственные личные авантюры. Но в делах политических супруги были абсолютно преданы друг другу, изо всех сил стремясь к королевской власти.
Правивший тогда король, старший брат Маргариты Генрих III был очень заинтересован избавиться от своей сластолюбивой и честолюбивый сестрички. Он вообще весьма недолюбливал женщин, и свита его состояла из «милашек» мужского пола. Отчасти и поэтому эскапады и любовные интрижки Маргариты раздражали короля куда сильнее, чем его тёзку и законного мужа ветреницы, Генриха Наваррского.
Но однажды на балу король вслух зачитал внушительный список любовников своей сестры, вытащенный им из её ночного столика. Из списка так же явствовало, что первого любовника Марго завела в одиннадцать лет. После этого публичного скандала Генрих Наваррский, хотя и вовсе не ревновал свою жену, был просто вынужден удалить ее из дворца.
В своей долгой (18 лет) ссылке королева Марго не скучала, занимаясь романами, балами, музыкой, литературой и охотой. В Париж она смогла вернуться лишь, когда Ватикан расторг ее бездетный брак, после второй женитьбы Генриха.
В подаренный бывшем мужем Отель де Санс, Марго поселилась уже 54-летней.
Она жутко располнела, и носила сложные кринолины, чтобы скрыть истинные размеры своей фигуры. К тому же Марго почти облысела — и носила парики из нежных локонов своих пажей. Чтобы скрыть плохую кожу лица, она ввела в употребление пудру, ставшую тогда столь модной у парижанок.
Но Марго оставалась верна своим привычкам, и, едва поселившись в замке, она тут же завела себе двадцатилетнего любовника, графа Вермонда. Через несколько дней весь Париж болтал о ее новом фаворите, а на воротах Замка де Санс как-то утром обнаружилась надпись:
Вам, королева, много чести
Жить во дворце, а потому
Как шлюха ты вполне на месте
В архиепископском дому.
Comme reine tu devois estre
Dedans ta roiale maison,
Comme putain c’est bien raison
Que tu log’ au logis d’un prebstre.
Нынче в особняке расположилась библиотека Форней, а следовательно, вход свободный! Пользуясь этим, мы прошли во внутренний дворик, а затем и внутрь помещения.
Библиотека была уже закрыта, но работала какая-то экспозиция современного искусства.
Ну, поклонницей таких вот "художественных метафор" я не являюсь:
но это был шанс полюбоваться роскошной лестницей, характерной для Раннего Возрождения, и взглянуть на внутренний дворик.
Как и положено всякому особняку, Отель де Санс кроме роскошных парадных ворот и частного внутреннего двора, имеет свой небольшой сад.
В нём отдыхают от суеты парижане, а туристы, по-незнанию, как правило, пробегают мимо.