На русском кладбище Сен-Женевьев де Буа под Парижем мы были несколько лет тому назад.
На этом кладбище нашли свой приют многие соотечественники, в разное время покинувшие Россию. Кладбище давно закрыто для захоронений.
На одной из центральных аллей этого кладбища похоронен великий танцовщик Рудольф Нуриев.
Нуриев Рудольф Хаметович (1938-1993) — великий танцовщик, эпатажная звезда, реформатор классического балета, мировая знаменитость.
Недалеко от могилы Нуриева находится и могилка известного русского кинорежиссера Андрея Тарковского.
Уникальное надгробие-ковер, могила Рудольфа Нуриева, единственное в своем роде произведение искусства достойное памяти неоднозначного, великого балетного гения.
Нуриев Рудольф Хаметович (1938-1993) — великий танцовщик, эпатажная звезда, реформатор классического балета, мировая знаменитость.
Скончался Нуриев в 1993 году и был похоронен на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа под Парижем. И примерно тогда же один из ведущих художников Парижской Опера (Paris Opera) Энцо Фриджерио (Ezio Frigerio), друг и коллега танцовщика, высказал идею оформления могилы с помощью восточного ковра. Нуриев коллекционировал старинные ковры, древний текстиль разных стран, особо любимые ковры кочевали с ним по гастролям, вдохновляя на новые потрясающие танцы и представления.
Эскизы ковра, выполненные Энцо Фриджерио, точно повторяли один из любимых восточных ковров из коллекции Нуриева. Воспроизвести ковер в красках, с визуальным эффектом тканевой текстуры было решено с помощью мозаики. Мозаика решила и проблему воспроизведения изящных складок ниспадающего ковра, и обеспечила естественный вид нитям золотой бахромы.
Средства на создание памятника выделили состоятельные друзья самого известного танцовщика балета.
В 1996 году надгробие было изготовлено в итальянской мозаичной мастерской Акомена Спацио Мозаико (Akomena Spacio Mosaico). Мозаика ковра выполнена из мелких преимущественно квадратной формы элементов с плотнейшим прилеганием деталей, практически без видимых швов. Но при этом поверхность мозаики оставлена шероховатой, с весьма резкими изменениями уровня мозаичных элементов. Этот прием с расстояния уже 2-3 метров создает общее впечатление ковровой текстуры. Скульптурная основа мозаики точно копирует особенности образования складок, и мозаичные элементы плавно повторяют все изгибы и волны поверхности.
Только прикоснувшись рукой можно понять, что это — холодная мозаика, так искусно выложена нисподающими складками и обрамлена золотой бахромой и золотыми бомбонами. Мне даже хотелось попробовать на зуб, глазам своим не веря, что такое возможно сотворить из мозаичной смальты.
Надгробие вызывает неоднозначные впечатления. Кто-то считает, что могила слишком яркая, слишком бросающаяся в глаза. Кто-то, наоборот, впадает в экзотический восторг, отколупывает цветные мозаичные смальты. Ковер все время реставрируют.
Несведущие туристы, посмотрев заранее фотографии получившейся композиции, подчас спрашивают, намокает ли ковер под дождем и как часто его меняют. Посетители кладбища Сен-Женевьев де Буа с экскурсиями обязательно прикасаются к мозаичному ковру, только на ощупь раскрывается визуальный обман. И я была в их числе, зрительно обманута.
Нуриев Рудольф Хаметович (1938-1993) — великий танцовщик, эпатажная звезда, реформатор классического балета, мировая знаменитость.
И так, кто же он такой.
Нуриев Рудольф Хаметович (1938-1993) — великий танцовщик, родился в Иркутске. Танцевать начал довольно рано: в первую очередь был участником детского фольклорного ансамбля, а в 1955 году поступил в Ленинградское хореографическое училище, закончил училище, и в 1958 году и стал солистом одной из основных балетных трупп страны — балета театра имени С. Кирова (ныне ему возвращено прежнее наименование — Мариинский театр).
В 1961 г., когда труппа Кировского театра была на гастролях в Париже он скрылся и решил остаться на Западе, стал "невозвращенцем", Это случилось 16 июня. В кармане у Нуриева было тогда всего 36 франков.
Вскоре Нуриев начал вкалывать в Королевском балете в Лондоне, и Запад захлестнула волна "рудомании". Тысячи поклонников Нуриева осаждают его во всех уголках Земли.
Более пятнадцати лет Нуриев был звездой Лондонского королевского балета и являлся постоянным партнером великой английской балерины Марго Фонтейн. Когда они встретились, Фонтейн было 43 года, а Нуриеву — 24, но их дуэт был, пожалуй, одним из самых блистательных за все последние десятилетия, как писали в прессе того времени. Творчество Фонтейн и Нуриева началось в 1962 году с балета "Жизель". А в 1963 году имеющий известность балетмейстер Ф. Аштон нарочно поставил для этих выдающихся танцовщиков балет "Маргарет и Арман". Сам же Нуриев возродил для Фонтейн и самого себя постановку классического балета М. Петипа "Баядерка" на музыку Л. Минкуса. Именно благодаря этому партнерству критики вознесли Нуриева стали писать о нем как о величайшем танцовщике XX века. Некоторое время у этой пары были и личные отношения. Фонтейн родила дочку от Нуриева, но она вскоре умерла.
Нуриев ещё работал в труппах Соединенных Штатов Америки, Европы и Австралии.
Благодаря его деятельности образ партнера-мужчины стал значимый и сравнялся с ролью балерины. Его танец был не только выразительным, но и диковинно мощным. В нем ослепительно проявлялась индивидуальность танцовщика.
Для большей выразительности Нуриев выходил на сцену в одном трико и танцевальном бандаже. Он хотел показать через танец всю красоту человеческого тела, его танец был проникнут особой силой. Нуриев не только передавал драматургию, но и воспевал свободу человеческого тела. Подобную же концепцию в XX веке воплощали, пожалуй, только Вацлав Нижинский и Айседора Дункан.
Нуриев снимался в кино и на телевидении. В 1972 году вышел танцевальный фильм с его участием "Я — танцовщик", а в 1977 году Нуриев снялся в роли известного голливудского актера Валентино в одноименном фильме у режиссера К. Рассела.
Нуриев кроме того оказался не менее талантливым режиссером, поставив несколько классических балетов для разных компаний. В 1964 году он поставил два балета — "Раймонду" и "Лебединое озеро", в 1966 году — "Дон Кихот" и "Спящая красавица", на следующий год — балет "Щелкунчик", а ещё сквозь десять лет — балеты "Ромео и Джульетта" и "Буря".
В 1982 году артист получил австрийское гражданство.
Последние свои годы Нуриев прожил во Франции, потому как с 1983 по 1989 год он являлся директором балетной труппы парижской Гранд-опера.
Однако все его творческие и жизненные планы перечеркнула страшная хвороба — СПИД. Танцовщик покинул сцену, но не замкнулся в своем одиночестве: он давал показательные уроки, общался с людьми, много ездил. В 1990 году приезжал и на родину, посетил театр, где начинал свою профессиональную карьеру, — Мариинский театр в Санкт-Петербурге. Однако большую количество времени он проводил на собственном острове в Средиземном море, где у него была шикарная вилла.
Между тем весть о том, что он болен "чумой XX века", Нуриев воспринял безмятежно, видимо, рассчитывая вылечиться с помощью своих денег. С этого момента он стал выделять на врачевание до двух миллионов долларов в год.
Летом 1991 года немочь начала прогрессировать. Весной следующего года началась ее последняя стадия. В те дни Нуриев был обеспокоен только одним: ему хотелось во что бы то ни стало осуществить постановку "Ромео и Джульетты". И фатум дала ему такой шанс. На какое-то время Нуриеву стало легче, и он поставил спектакль. Затем уехал из Франции на отдых.
3 сентября Нуриев вернулся в Париж, чтобы провести в этом городе свои последние сто дней. Танцор умер в больнице, тихонько, без страданий.
Нуриев являлся владельцем превосходной коллекции произведений искусства, своих сценических нарядов, которые были сконструированы и сшиты по особенному, чтоб узко облегали торс, чтоб не елозили, с профессионально встроенными подмышками, чтоб во время танца актеру несложно было взметать руки.
Поскольку прямых наследников у Нуриева не оказалось, большая доля принадлежавших ему вещей после его смерти была распродана. Например, наряд графа Альберта, сшитый для выступления в "Жизели", был куплен на аукционе "Кристи" в Нью-Йорке за 51570 долларов.
Священник , из расположенной на кладбище православной церкви, рассказывал, что родственники и друзья Рудольфа Нуриева устраивали панихиду и по мусульманскому, и по православному обряду, потому как незадолго до смерти он чисто был принят в православие. Но более того, если это и не так, Рудольф Нуриев принадлежит всему миру.
Нуриев Рудольф Хаметович (1938-1993) — великий танцовщик, эпатажная звезда, реформатор классического балета, мировая знаменитость.
Фотографий я не делала, но нашла несколько из интернета.