Ещё пару дней в Париже я продолжал обследовать город. Вчера (5 декабря), например, я прошёл пешком от конечной станции метро на севере («университет Сен-Дени», географически -- аналог мовсковского Митино) до центра и до Эйфелевой башни, по дороге осматривая разные кварталы. По всему маршруту (а это километров 20) мне не попалось ни одного небоскрёба, и только несколько жилых домов были в 20 с чем-то этажей, остальное, в основном – 5-7-этажная застройка. Во дворы, как правило, можно зайти, хоть они и огорожены, но дверь или ворота во двор зачастую открыты.
Ни разрухи, ни особенного глянца в жилых секторах не было замечено. Некоторые кварталы почему-то заселены полностью неграми, в других – преобладают, например, тамилы или разные арабы, в некоторых – обычные французы. Много разных лавок, особенно в мусульманских районах. Как всем известно, Париж – «столица мировой моды», вот я и занялся шопингом: купил себе новые штаны (предыдущие уж до дыр протёрлись, конечно так тоже «модно», но холодно). Штаны (джинсы) в лавке у тунисца обошлись мне в 10 евро, а в другой лавке я приобрёл двое более дешёвых штанов – за 5 и 4,50 евро соответственно (пакистанское производство). Ещё я купил две маленькие Эйфелевы баши по 0.5 евро (наверное, китайская продукция) и весьма ароматическое мыло. Так и я не избежал соблазна «шоппинга».
Скажу немного о вокзалах в Париже. И воообще в Европе, насколько я вижу, очень неудобные вокзалы и станции, предназначены они для того, чтоб люди поскорей уехали с них. Причина и в том,что поезда тут ходят чаще, чем у нас в России – тут, глядишь, не БАМ, где раз в сутки ходит поезд Тында—Комсомольск. Страны тут маленькие, и куда бы ты не ехал, довольно скоро будет поезд. Это и в Швейцарии, и в Италии, и во Франции, и в Польше. Ждать тут, предполагается, нечего – пришёл, выпил кофе и поехал. Посему вокзалы имеют немного мест для ожидания, а те, что есть, сделаны неудобными, чтоб люд быстрей свалвал. Сидений очень мало, вокзалы не отапливаются и вообще не закрываются, под навесом гуляет ветер. Кое-где даже не сиденья, а кособокие подпорки под попу, чтобы нельзя было лечь, система «антибомж». Wi-fi бесплатный интернет тут, как правило, не работает. Даже в буржуйской Швейцарии вместо бесплатного вокзального интернета – платный: введите, мол, пароль, заплатите денег. То же и например в поездах TGV – вай-фай есть, но подлючается за отдельную плату. (И в Бельгии тоже.) В общем, тут плохие вокзалы.
Ой, как хорошо у нас в России – романтика: придёшь с какого-нибудь зимнего похода, войдёшь на небольшой вокзальчик, где-нибудь зимой на Урале, а там тепло – батареи, а кое-где и печка даже ещё сохранилась (было, по крайней мере, 1990-х), а где поцивильней – розетка. Итак, закипятил кипяток, чай сделал, а если нет розетки в зале – к дежурной по станции сходил, и потом – если поезд только наутро – приставил скамаейки лицом к батарее, разлёгся и спишь спокойно, пока за окном дует снежная уральская (или сибирская) зима. Попросить только, чтоб на ночь не запирали вокзал, вдруг выйти приспичит, чай слить. В сугроб. А на больших вокзалах в Москве-Питере к батарее не приложишься, но там хотя бы wi-fi работает бесплатно. Так вот, в Европе такого нет – ни батареи, ни печки, ни зимы, ни кипятка, ни скамейки-лавки, а если и есть скамья – то холодная, попу леденит; розетку найти непросто, а что найдётся – какая-нибудь левая, дырки какие-то не такие, или тока нет, а по вокзалу ветер разгуливает – и хоть температура и плюсовая, но не очень она плюсовая, холодно всё равно. И в поездах кипятка нигде нет, может только в буфете кофе по евроценам. Два евро за кофе и три – за микробулочку. На вокзале Париж-северный установили такие позорные обогреватели – электрические – посреди ангара, как цилиндры, в них небольшой нагревательный элемент, похожий на арматуру горячую. Но около каждого «цилиндра» может не больше пяти человек погреться, самих обогревателей штук пятнадцать, а вокзал-ангар гигантский, прямо под крышей у него и поезда стоят. Хорошо хоть, в самих поездах тепло.
Про метро ещё добавлю несколько строк. Там, всё же, иногда имеются контролёры. Подъезжая к конечной станции в р-не Сен-Дени, за два перегона до неё, я обнаружил, что в вагон вощли шестеро мужчин в форме, из них двое очень больших. Тут же десяток негров убежали из вагона. Остальных начали проверять, люди и я показывали билеты. Кого-то «оформили», кажется, выписали штраф. Так что контролёры всё же есть. Ещё такие дополнения я сообщу о метро: в самом деле, линий не 14, как я подумал вначале, а 16, но две линии маленькие и поэтому я их сразу не заметил на схеме. И опять пожалуюсь – очень длинные и неудобные переходы, идёшь-идёшь, непонятно зачем тогда метро, если существенную часть подземного пути преодолевать приходится пешком.
Несколько слов скажу, также, про жизнь литовского гражданина Алексуса, который меня принял во Франции. Глядя на него, видно, как угнетены европейские трудящиеся. В квартирке у него нет батарей отопления – чтобы не было слишком тепло, но нет и форточки -- чтобы не было слишком холодно.
А чтобы проветрить, можно открыть двухметровое окно целиком, оно кстати прямо на улицу выходит, полезно – если вдруг забыл ключ дома... Также почему-то нет и верхнего света в квартире – тут часто сдают квартиру без всего, даже без лампочек (не только во Франции, много где бывает так), вот и не имеет он лампочки сверху, только настольная лампа и свет из туалета. Нет у него даже электрического чайника, хорошо хоть есть -- кастрюля, плита, санузел и интернет. И даже нет будильника. Европейские трудящиеся (в виде Алексуса) просыпаются без будильника утром сами, наверное потому, что во сне их мучает голод, вот они ворочаются и просыпаются, и идут на работу! (На работе им там дают талоны на еду, не бесплатно, а за 7 евро, но хоть что-то спасёт их от голода.) Как я уже писал, у него даже нет мобильника. Спит он на полу, ведь кровати тоже нет. Ну это и я так люблю, я тоже обычно сплю на полу, это полезно для организма. Но в остальном -- так, все соки выжимает из него капиталистическое общество: и вот за эту квартирку без света, газа, будильника, батареи и форточки, в 1.5 часах езды от центра Парижа, платит он 500 евро из своего рабочего кармана, как я уже писал, а обитатели больших квартир могут отдать и 800-1000-1200. Я напоминаю, что буду рад видеть Алексуса (и других путешественников) в 2012 году в Домах АВП в разных странах, где жизнь будет проще и радостней, чем в этой дыре, которая называется Версаль.
Ну, всё конечно не так плохо, может быть кому-то просто нравится жить без лампочки, лишь при свете компьютера. В целом Париж вполне пригодный для жизни город. Можно найти разные овощи и фрукты от 1 евро за кило, молочные продукты, можно бродить по городу и по длинным набережным Сены, по которой плавают (несмотря на декабрь) многочисленные теплоходики. Вот всё же плюс этих стран – не замерзают реки, снег не выкладывается, и даже в декабре днём достаточно тепло, около +10. Говорят, что бывает и снег, но он скоро тает. Улицы и стены в Париже почище, чем в Италии, нет столько много плакатов и афиш, надписей и цыганообразных личностей. Конечно, тут есть всякие личности, но не в итальянском количестве. Любителям искусств – много разных понтовых сооружений, статуй. Париж ещё не весь превратился – как многие еврогородки – в выставку деградировавшего лжеискусства. Ведь во многих городках ставят в центре разный мусор в качестве памятника. Например -- там куб, там рельс, там цепь, там вообще абстракция какая-то, или переплетение проволоки, или связка металлолома, соединённого сваркой... ну много где я такое видел (и на фотографиях у меня есть), а в Париже как-то получше – вожди, герои всякие в виде памятников, ну на худой конец фонтаны или столбы с указанием мест героических битв.
Интересно, что французы (как и некоторые другие народности) чтут Наполеона, и называют его именем какие-нибудь улицы, а вот немцы не чтут Гитлера и ничего его именем не называют, хотя оба этих гражданина были, типа, реформаторами и полководцами. В Монголии чтут Чингисхана (и на деньгах он изображён), в Узбекистане – Тамерлана, и ставят им памятники, а у нас в России (на официальном уровне) не чтут Сталина и памятники ему не ставят, а где поставят, так быстро убирают. А вот Пётр 1-й в почёте у нас. Непонятна такая путаница.
Посмотрев Париж, я наметился перебираться в Брюссель. Билет у меня уже был куплен, по интернету, заранее. Из Парижа можно уехать на поезде в Амстердам, Брюссель, Лондон, Москву, Люксембург и другие европейские города. Итак, утром рано (6 декабря) я покинул гостеприимного Алексуса (спасибо ему за приют!) и направился на вокзал Paris-Nord, откуда в 9.01 должен был отправиться скоростной поезд Thalys, двойник TGV, который доставит меня, на этот раз, в столицу Бельгии. С Парижа до Брюсселя ехать всего час-двадцать, билет стоил 25 евро (купленный заранее), вот чудеса современной техники: хлоп – и ты переносишься в другую столицу. Более того – в столицу объединённой Европы, если можно так выразиться, там же находятся многие еврочиновниковские учрежднения, Европарламент в том числе.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.