Паленке — уникальный древний город майя, центр обширного региона занимавшего всю
территорию современного штата Чьяпас и Табаско. Достигший наивысшего процветания
в период с III по VIII век, через пару веков оставленный населением по неизвестным причинам
и потерявшийся в глубине веков во влажных джунглях Чьяпаса.
Он расположен в шести километрах от небольшого городка Санто-Доминго-дель-Паленке,
где мы поселились в отеле, чтобы быть поближе к заветной цели.
Археологическая зона является частью Национального парка Паленке и занимает более
двадцати гектар, из которых очищена от джунглей лишь треть. Остальные тайны и сенсации
скрыты от цивилизации на неопределенное время.
Паленке открыл испанский священник Антонио де Солис в 1740 году.
При расширении пахотных земель он случайно наткнулся на каменную кладку древних стен.
Только через пятьдесят лет в этот район организовали две экспедиции, был составлен
план зоны раскопок и зарисованы видимые части строений и пирамид.
По приказу испанского короля Карла III на место отправляют представителя Антонио дель Рио
и начинают раскопки. Не обнаружив легких "золота-брильянтов" миссия посланника свернулась
и в дальнейшем раскопки носили временный характер.
В XIX веке исследованиям помешала война за независимость Мексики.
В XX веке была обнаружена гробница Пакаля — Верховного Правителя майя — это был научный
прорыв в истории всего человечества, но только в 1981 году правительство страны объявило
Паленке Национальным парком. Началась планомерная работа и исследование "затерянного
города" майя.
Сейчас, это очень посещаемое место, реставрация идет повсеместно, все огорожено
канатами, пирамиды закрыты, доступа к гробницам нет. Обошли вокруг всех реликвий
по аккуратненьким дорожкам, по стриженым газонам, сфотографировали и все на этом.
И так — хорошо! Туристов полно! Приедут!
Доступ разрешен во Дворец и в небольшой храм Лиственного креста, много строений обозначены римскими цифрами, названий у них нет.
Дворец — El Palacio, самый крупный объект комплекса с широкой лестницей по платформе
фасада, с многочисленными постройками вокруг внутренних двориков,
с хорошо узнаваемой 4-х ярусной башней, которая является "изюминкой" Паленке и редким
украшением построек майя.
Внутри, галереи и колонны образуют патио, лестницы ведут к переходам и коридорам
в прямоугольные комнаты, среди которых есть не только жилые, но и бани и туалеты с
каменными канализационными желобами.
Во Дворце нет ни стелл, ни алтарей для жертвоприношений, а есть рельефы, росписи на стенах и колоннах и другие декоративные элементы.
Археологи предполагают: начало строительства Дворца — V век и завершение — VIII век.
Самое интересное и загадочное сооружение в Паленке — это Храм Надписей,
строительство которого относят к концу VII века. Храм стоит на вершине девятиуровневой
пирамиды высотой 26 метров. Название храм получил из-за найденных в нем каменных
плит с надписями, которые относятся к 692 году, т.е. в текстах есть точная дата.
Тексты посвящены истории правления городом почти двадцатью правителями-вождями,
предшественниками самого известного и могущественного Пакаля — правителя Баакульского
царства майя. Таблички содержат 617 разных иероглифов майя.
Надписи повествуют о его жизни и правлении, о истории рождения "первого Отца" и "первой
Матери" датируемой 3122 и 3121г.до н.э., а также о редком астрономическом явлении —
— параде планет Юпитера, Марса, Сатурна и Луны в действительно правильную дату
23.VII.690г. н.э.!
Самая сенсационная находка в храме Надписей — это гробница Пакаля с саркофагом.
Фото из инета.
В недрах храма, в 1952 году, мексиканский археолог Альберто Руз Луийер обнаружил
потайную лестницу заваленную камнями и землей, которая вела в помещение с саркофагом
и сокровищами. Около 900 изумрудов и множество драгоценных камней было найдено
в гробнице. Это было первое захоронение обнаруженное в пирамиде.
Фото из инета.
Кроме этого, саркофаг был закрыт каменной плитой с искусной резьбой и удивительным,
загадочным рисунком на верхней поверхности.
На плите изображен Пакаль отходящий в мир иной, который символизирует огнедышащую
пасть, а птица над головой — символ небес.
Находятся "чудаки", которые видят в этом межпланетный корабль, огнедышащий двигатель,
небеса, и позу человека внимательно управляющим ракетой.
Фото из инета.
К храму Надписей примыкает невысокий храм, в 1994 году в нем обнаружили каменный
саркофаг совпадающий внешним видом с саркофагом Правителя, только без орнамента.
Внутри женский скелет был засыпан киноварью, отсюда название — храм Красной Королевы.
Нефритовые украшения и маска говорят о ее высоком статусе.
Археологический комплекс зеленой стеной окружают джунгли.
Это не лес, это живая хищная субстанция, которая имеет своих дозорных, в виде высоченных
деревьев со стволами в несколько обхватов, вертикально устремленных в небо.
На ветвях подлеска и корнях, спускающихся с кроны и вновь вросших в землю, где уже не понятно, ствол это или корень, царствуют лианы. Гибкие деревянные тела этих змей железной
хваткой держат своих жертв, медленно высасывая их жизненные соки. По лианам, как по
канатам, дружно вьются разных видов филодендроны, закрывая огромными листьями остатки
неба. На них паразитируют сапрофиты, пышными клубками птичьих гнезд цепляются они за
черешки листьев. Нижний слой растительной живности сплелся в единое целое, куда страшно
наступить, там власть муравьев, змей и притаившихся хищников.
К чему, это я? А к тому, что хитрые мексиканцы, придумали такую хохму!
Где-то в джунглях они поставили динамик и магнитофон, на котором записано рычание ягуара!
Когда расслабленный жаркой влажностью и постоянной духотой турист блаженно прячется
в тенечек, раздается грозный раскатистый рык... Причем, он то приближается, то удаляется,
не очень усердствует и все выглядит натурально. Не бойтесь, если зарычит!
Главное не наступить на хвост ягуару!
Перейдя по узкому мостику через речку, оказываемся у храма Солнца, возле него маленький
безымянный храм.
Рядом с ними храм Креста, который стоит на высокой пирамиде с 5-ярусной лестницей.
Внутри плита с изображением Кан Балама восходящего на трон правителя Паленке.
На фронтоне храма изображение Кан Балама и его покойного отца — Пакаля, момент
передачи власти, между ними священное дерево сейба. Дерево: символ земного мира — крона,
а корни — потусторонний мир. Силуэт дерева сейба в виде креста четырех сторон света,
от этого название храма.
К храмам группы креста относятся небольшие храмы с украшением на вершине в виде
ажурного гребня. К ним еще относятся храм Лиственного креста
и храм Черепах.
Тропинка ведет мимо заросших руин пирамид, пересекает горную речушку по качающемуся
подвесному мосту, огибает водопад и выходит к музею Паленке.