59 материалов по 14 объектам, 1 475 фотографий
- GPS
- Мексика, Templo de las Inscripcoines Palenque
Паленке. Храм Надписей. Ч.90
Этот совет является частью дневника «Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает….»
«Паленке был одним из самых важных городов майя мезоамериканского классического периода. Столица могущественной династии, правившей огромной территорией, расположенной в современных штатах Чьяпас и Табаско, является увлекательным примером мезоамериканского урбанизма».
Город был построен на трех природных террасах, вторая из которых, с восточно-западной ориентацией, содержит центральную площадь города и наибольшее количество сооружений. И следующим после Храма-гробницы Красной Королевы (Паленке. Гробница Красной Попугаихи, или «шерше ля фам».Ч.89) идет примыкающее к нему наиболее отреставрированное здание. Это Храм Надписей, который, помимо того, что он является самым высоким в Паленке, считается одним из символов не только этого археологического объекта, но и всего мира майя.
«Наружные стены храма и дверные колонны украшены рельефами, каких нет ни в одном другом майяском городе: помимо мужчин, они изображают и женщин. Матери держат на руках невероятно уродливых детей, лицо каждого ребёнка заменяет маска бога дождя, из детской ножки вырастает змея. Учёные предположили, что, возможно, эти странные изображения матерей и детей запечатлели привычное для центрально-американских индейцев представление, будто роженицы, умершие во время родов, возносятся в ту часть небес, которая отведена только им да павшим на поле боя воинам. Внутри храма находится самая большая из известных науке майяских надписей.
Храм представляет собой девятиуровневую пирамиду высотой в 24 метра. Лестница пирамиды делится на 4 платформы, на которых расположены 5 секций ступеней: первая секция с 9 ступенями, вторая — с 19, третья — с 19, четвёртая — с 13 и пятая — с 9. Суммарное количество ступеней равно 69. На поверхности восьмой ступени пирамиды расположена постройка с пятью входами, и тремя помещениями».
Вокруг храма образовалось много легенд, и все это благодаря той самой гробнице, изображение крышки которой встретило нас в отеле. Собственно сам храм находится на вершине ступенчатой пирамиды высотой 24 метра. Наверх ведет лестница с 69 степенями. Доступ к храму сегодня закрыт, поэтому довольствуемся прочитанным, что «воздвигнутый в VII веке храм содержит уникальное захоронение майя и множество гигантских каменных плит с иероглифами, благодаря чему он и получил свое название».
Этих табличек с иероглифами здесь ни много ни мало, а 620 штук! Храм был построен еще при жизни правителя Пакаля, вернее была возведена гробница, а уж затем его сын (Кан-Балам II) возвел над ней пирамиду и храм.
Археолог Рус добрался до гробницы в 1952 году. Внутри находилось тело правителя Пакаля.
Оно было сплошь покрыто драгоценностями из нефрита. Поверх его лица лежала нефритовая маска из более чем 240 кусочков. Покойный был украшен различными украшениями из жадеита, в том числе ожерельями из круглых бусин и колец. Глаза были изготовлены из обсидиана и раковины. Жадеит имел огромное значение для древних майя: он представлял жизненно важные жидкости (такие как вода и кровь) и регенерацию растительного мира.
Чем же знаменит этот Пакаль? Он родился в разгар глубокого кризиса своей династии, его долгая жизнь (603-683 н.э.) отражает превратности и достижения владычества, которое под его руководством, стало самым мощным и роскошным политическим и военным образованием на Западе майя.
Возможно, Пакаль, будущий правитель Паленке, даже родился в изгнании, и все, кажется, указывает на то, что его детство не прошло в спокойных дворцовых районах. Благодаря археологическим находкам сегодня мы даже можем видеть, как выглядел Пакаль. Овальный надгробный камень изображает сцену, когда госпожа Сак Кюк, мать Пакала II, передает ему величественную повязку, которая характеризует его как нового правителя.
Спасибо интернету за то, что я могу рассказать более подробно про украшения Пакаля. Например, так называемые «наушники» содержат глифические надписи. В этих двух кусках жадеита можно увидеть единый непрерывный, интересный и поэтический текст. В дополнение к своей литературной ценности, надписи доносят до нас важные исторические данные о сановника, вражеских соседях, об их отношениях и связях.
Сегодня все обнаруженное в захоронении, безусловно, хранится в музеях. И среди экспонатов имеется кусок жадеита, который был расположен внутри саркофага, у изножья Пакаля II. «Изображенное божество – это Бог-Дерево, наиболее характерной чертой которого является длинная челюсть. Связь этого божества с останками правителя подтверждает значение образа надгробия, где космическое дерево служит средством достижения преисподней».
Повезет тем, кто сможет воочию увидеть жадеитовые украшения в музее сайта и в Национальном музее Антропологии в Мехико, они очень достойны, и, наверное, имеют свой непонятный нам язык.
Из научных исследований позже узнаю, что «великий и ужасный правитель» был снабжен инструкцией, как попасть в божественную преисподнюю. Оказывается, для этого покойному нужно нырнуть в воды Бога Чаака. С недавним открытием системы каналов в недрах Храма Надписей, который также проходит под погребальной камерой правителя Паленке, эта метафора может иметь гораздо более сложную интерпретацию.
Сложная сеть каналов, расположенных на разных уровнях и ориентациях, должна была быть спроектирована «задолго до того, как была спроектирована сама пирамида, в первые десятилетия VII века нашей эры». Происхождение этого потока воды, который все еще течет через главный канал, «было отправной точкой, с которой здание было возведено и целью которого было связать Пакаля II, великий правителя Паленке, с этими водоносными горизонтами».
Для исследователей нет никаких сомнений в том, что K'nich Janaab' Пакаль был тем мудрецом, который разработал этот архитектурный план, потому что это было во время его правления (615-683 н.э.) и именно он начал строительство Храма Надписей. Предположительно, первоначальным названием города майя между 683 и 702 н.э. было «Место Великих Вод». Любопытно, что эти дополнительные открытия в Храме Надписей были установлены при раскопках в 1994 саркофага Красной Королевы, при котором была выполнена серия скважин у подножия его главного фасада, чтобы найти лестницу. Удивительно, но гидравлическая система действует и поныне. Археологи предположили, что проектирование каналов можно определить как способ слива дождевой воды с террас.
Не буду возвращаться к сказанному уже мной о крышке гробницы (Загадочная крышка саркофага. А был ли мальчик? Ч.86). Добавлю только то, что «рельеф надгробия иллюстрирует вездесущий характер государя и события, которые происходят при его смерти в настоящем и будущем одновременно и на трех уровнях космоса, задуманных мезоамериканскими народами как трехмерная структура, состоящая из небесного мира, земного или промежуточного мира, и подземного мира». Но об этом я поговорю позже, уже в Канкуне.
Символы, окружающие образ Пакаля у основания мирового дерева, позволяет нам визуализировать действия, которые вот-вот произойдут. «Суверен приостанавливается между тремя уровнями, в центре Вселенной и, в соответствии с концепцией майя о путешествии, которое его дух должен предпринять после ухода из физического тела, вот-вот спустится в преисподнюю, где он должен победить владыку смерти, чтобы возродиться как бог кукурузы и подняться на божественный Пантеон. Небесные божества будут способствовать процессу преобразования Пакаля, который будет преодолевать различные плоскости через дерево мира».
И здесь снова не могу не привести слова ученых, а не простых путешественников, которые из одной статьи в другую говорят о космическом происхождении погребальной плиты.
«На надгробии, одном из шедевров скульптуры майя, можно увидеть, снизу вверх, наглую маску так называемого монстра земли, обладающего челюстями, с большими зубами. С двух сторон от него видно, как возрождается кукуруза из зерна, из которого в соответствии с космогонией майя был сделан человек. Монарх лезет по стволу Дерева Жизни, который сдирает с его живота кожу. По этому космическому дереву он поднимается на небо, представленное богом Ицамна в двух его ипостасях: как птица, сидящая на вершине дерева, и двумя змеиными головами, которые можно увидеть с обеих сторон. Царь символизируется в центре вселенной, на земном уровне, что означает, что он возродился, что он вечен и не умирает.
Удивительно, но в Мексике, как и в Китае, все символично, и даже цифры. Так, например, 9 ступеней лестницы означают девять шагов к преисподней. «Внутренняя лестница гробницы ведет на запад, следуя за солнечным движением. После перерыва, продолжается на восток, следуя за Солнцем, чтобы, наконец, достичь погребальной камеры. Внутри, на саркофаге, на его северной и южной сторонах можно увидеть изображения родителей похороненного правителя. Различные изображения представляют других предков, таких как его дед по материнской линии и его прабабушка по отцовской линии, и другие, которые образуют восемь символов, все связанные с фруктовыми растениями, такими как апельсин, какао, гуава, сапоте и авокадо.
В центре резного орнамента изображен молодой человек, лежащий на трех важных символах: цветок, улитка и то, что, кажется зерном кукурузы. Если это так, то эти три элемента будут тесно связаны с фертильностью и жизнью».
Изображение над носом Пакаля означает последний жизненный вздох и расставание с физическим телом. В общем, символика спуска в мир мертвых, а затем восхождение на небо, явно показывает обожествление правителя. А «божество, двуглавый дракон в дневном и ночном небесных аспектах, приветствует и наполняет мертвого правителя сакральностью, чтобы поместить его на уровень божеств».
Сегодня оригиналы маски и крышки гробницы хранятся в Музее антропологии в Мехико. Путешествие в иной мир было обставлено с неимоверной роскошью, а чтобы воры не разграбили несметные сокровища, гробницу очень заглубили, а ход засыпали песком и камнями. Очень напоминает тему египетских гробниц, с той разницей, что в Египте не было храмов наверху. А еще эта находка подтвердила, что пирамиды строились не просто как большое основание для храмов наверху. Кто знает, что скрывается в недрах многих отрытых пирамид?
Бело-серые фасады зданий предположительно были окрашены ранее в красный цвет, а кровельные гребни (разрушенные сегодня) и барельефы имели и полихромную окраску. Можно только силой воображения представить, как красиво это выглядело среди буйной растительности, покрывающей горы. Влажность здешних мест привела к отсыреванию многих зданий и сегодня они молчаливым укором взирают на туристов.
Время изучения этого комплекса зданий у нас истекло, и мы двигаемся дальше, к Дворцу — Паленке. Дворец. Ч.91
Продолжение следует...
- Адрес:
Templo de las Inscripcoines
Palenque
Дешёвый ✈️ по направлению Паленке