59 материалов по 14 объектам, 1 475 фотографий
- GPS
- Мексика, Templo de la Cruz Ruinas of Palenque
Паленке. Храм Креста. Ч.93
Этот совет является частью дневника «Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает….»
И потихоньку к нам подгребают продавцы со своими красочными «папирусами», на которых изображен календарь майя, крышка гробницы Пакаля, ягуары, романтические сцены.
Но поскольку мы все еще рядом с Храмом Солнца, то главным рассказом становится описание картинки, на которой изображен рельеф с Богом войны.
Продавец разворачивает этот фолиант как только речь заходит о нем, но разворачивает его на фоне Храма Креста.
Но мы не успеваем за таким поворотом событий, и головы наши все еще прикованы к Храму Солнца, тем более, что на его ступенях идет групповая съемка туристов.
Наконец, мы поворачиваем головы вправо и узнаем, что два здешних храма считаются главными святилищами города майя, и у них странное название – храмы группы Креста, или Крестные храмы. Поскольку Паленке был важным церемониальным центром, то как и обойтись в нем без святилищ?
Самым большим в группе Крестных храмов является храм Креста, который был восстановлен в 1990 году. Он построен на естественном холме и расположен на восточной стороне площади. Первоначально все храмы этой группы имели резную баллюстраду, и каждый посетиттель мог «прочитать» по ее рельефам краткое резюме о религиозной важности здания.
Храм Креста относится к хорошо сохранившимся постройкам. Время постройки также 642 г.н.э. Его украшает рельеф с Крестом, образующим центр этой прекрасной композиции. Сам он является, по всей вероятности, символом священного растения майя – кукурузы.
В верхней части рельефа дерева мира с раскидистой кроной, которое имеет сильное сходство с крестом в христианской религии, изображена священная птица Центральноамериканских индейцев – кецаль. Здесь также 2 жреца приносят богу жертвенные деяния. Необычен сюжет у изображения на правой стороне святилища в Храме креста: пожилой человек курит сигару?.
Храм Креста связан представляет собой мифическую область, где родилось правящее божество, Чаак. Это божество тесно связано с более высоким уровнем, небесным. Я пишу все, что нашла в интернете, но даже самой сложно понять такую невнятную для нас иконографию майя. Такое же чувство было у меня в Индии с их многочисленным божественным пантеоном.
Отважная Валя взбирается на самый верх Храма Креста и делает оттуда великолепные панорамные фотографии. У меня нет сил взбираться по ступеням, да и солнце пекло, а без тени этот треккинг становился для просто убийственным, несмотря на наличие головного убора, который я уже давно всегда ношу в жарких странах. Храм хоть и отреставрирован, но если смотреть на него сбоку, то он как-будто тужится выйти из плена сельвы, и еще неизвестно за кем будет победа.
Пока Валя героически делает для нас фотографии видов сверху, мы слушаем очередную порцию информации от Эмилио.
Оказалось, что интерьеры Храма Солнца и Крестовых храмов когда-то украшали щедро украшенные рельефные плиты, одна из которых (из Храма Креста) с 1909 года находилась в Национальном Музее антропологии в Мехико. И вот недавно была завершена реставрация этого шедевра, созданного примерно в 692 году нашей эры. «Это вмешательство позволило восстановить стабильность деталей и видимость ее деликатно выгравированных мотивов».
Собственно это были так называемые алтарные плиты, или «триптихи», состоящие из 3-х частей, но увы, время и грабители частично не пощадили их. В 1840 году Джон Ллойд Стивенс и Фредерик Катервуд посетили Паленке и заметили, что центральная часть доски в Храме Креста оказалась на открытом воздухе, левая все еще находится внутри на своем месте, правая же была раздроблена на несколько частей, валявшихся на полу. Хорошо, что были сделаны рисунки изображений, и это очень помогло при реставрации.
Эти две панели обрамляют дверь внутренней святыни, на нижней панели изображен древний предок. Фигура курильщика обозначает божество, связанное с торговыми делами. Из интернета
В 1842 году остатки правой панели были отправлены в Вашингтон, округ Колумбия, чтобы стать частью коллекции Национального института содействия науке, и она была там восстановлена в первый раз. Второй раз она подверглась реставрации в 1863 году.
Участь центральной панели была тоже незавидной, в 1861 году она все еще лежашенной посреди джунглей, где она была сфотографирована, окруженная густой растительностью, французским путешественником Дезире Шарнеем. Около 1883 года панель была отправлена в Мехико. Через год она уже упоминается в документах Национального археологического музея, а в 1897 году была зарегистрирована в каталоге объектов этого музея. Начиная с 1884 года руководство музея предпринимало различные усилия, чтобы левый фрагмент, который был еще в Паленке, был передан в его штаб-квартиру. Потребовалось десять лет, чтобы все снова собрались вместе.
Вот что поведал мне интернет о рельефе на портале Храма Креста, где мы видим вариант Мирового Дерева. Это крестообразное Дерево со змеей, обвивающей его ветви, и с Небесной Птицей, стоящей на его вершине, было центральной осью космоса (или Галактики с Млечным Путем).
Вдоль этой оси поднимались и спускались души умерших и богов, призванных через специальные обряды из Потустороннего мира, чтобы поговорить с людьми. Это был путь, по которому шел Космический Монстр, когда Солнце и Венера двигались по своей траектории в своих ежедневных путешествиях. Крестное изображение дерева, скорее всего, представляет собой идею восхождения солнца к зениту, пространству, которое майя явно приравнивают к понятию «север».
В понимании майя сам царь был мирским проявлением этой оси, и это подчеркивало его роль как источника магической силы. Он был не только главным практиком ритуалов, которые связывались с Потусторонним миром: он был самим путем.
Пишу эти строки, и из головы не идут параллеи с христианством с его божественным постулатом Христа «Я есмь путь, и истина, и жизнь».
Не подходя ко мне, в тень дерева, Валя снова взбирается наверх, только теперь в Храме Лиственного Креста – Паленке. Храм Лиственного Креста. Ч.94
- Адрес:
Templo de la Cruz
Ruinas of Palenque
Дешёвый ✈️ по направлению Паленке
- 27 июл 2019, 13:08удалитьНет, они все рядом, и разные. Да и на них тратится не так много времени, как я о них пишу.
Просто это другая культура.
Ведь не утомляет вас разглядывание картин в европейских церквях, а также фресок?
И также хочется узнать их смысл и содержание — ведь это своего рода "повесть временных лет", не так ли?