59 материалов по 14 объектам, 1 475 фотографий
- GPS
- Мексика, The Palace Ruins of Palenque
Паленке. Дворец. Ч.91
Этот совет является частью дневника «Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает….»
Огибаем Храм и попадаем к Дворцу.
Он стоит на высокой ступенчатой пирамиде. Построенный в 7 веке, не один раз перестраивался в дальнейшем, да и само строительство велось по типу долгостроя – 120 лет. Первые сооружения были возведены на низкой платформе в V веке; впоследствии они были демонтированы и частично захоронены, когда высота и масштабы первоначальной платформы были увеличены в середине седьмого века. Чтобы представить размах здания приведу размеры прямоугольного основания – 104 м на 80 м.
Анфилада комнат, крытых галерей и переходов опоясывает внутренние дворики. Эмилио ведет нас внутрь, показывая каменное ложе и своеобразные потолки комнат.
Дворец приобрел свой окончательный вид около 790 г. н.э. В результате этой длинной серии модификаций, в настоящее время во дворце имеются многочисленные галереи, лестницы, коридоры, святилища, подземные коридоры, дворы, уборные, паровые бани и своеобразная четырехуровневая башня.
Все здания имели политико-административные функции, и в то же время были жилым районом династии Паленке.
Пройдя лабиринтом зданий, выходим на западную сторону Дворца, которая обращена к Храму надписей. Отсюда сверху нужно сделать фотографию, именно здесь ракурс особо удачный! Вниз ведет широкая и крутая лестница, а колонны крытой галереи украшены рельефными изображениями властителей, облеченными знаками власти, и поверженных врагов.
Рельефы сильно повреждены и потребуется много усилий, а главное денег, чтобы восстановить по крупицам этот шедевр. Особенно хорош лупоглазенький и носастенький воин-хромоножка, у него замечательная прическа с украшениями.
Вообще надо сказать, что среди пластических изображений мезоамериканских культур, искусство майя характеризуется особо большим натурализмом и глубоким смыслом. Большое число плохо сохранившихся фрагментов «каменных повестей» относятся к политическим и церемониальным событиям, в которых изображены высокопоставленные лица, их сфера деятельности, регулируемая сверхъестественными существами, которые сопровождают их действия.
Внутри дворца возвышается четырехэтажная квадратная башня. Ее восстановили в середине прошлого века, и позиционируется она как астрономическая обсерватория жрецов. Бытует мнение, что майя в основном были крестьянами, а управляли ими высокообразованные жрецы. Чтобы сельскохозяйственные работы проводились вовремя, и был получен максимальный результат, был разработан сложный календарь. В любом случае, на верхнем этаже еще сохранилась каменная скамья, на которой, возможно, сидел жрец-астроном и наблюдал за положением звезд. Однако мы не можем ее увидеть и верим Эмилио на слово. А все потому, что для подъема на второй этаж жрецы пользовались приставной лестницей.
Во внутреннем дворике Дворца мы можем обозревать имеющиеся здесь настоящую парную баню и женский и мужской туалеты. Кроме нас на небольшой территории перед баней скопилось несколько небольших групп туристов, и мы ждем своей очереди.
В одном из углов двора находим отреставрированные плиты с рельефами пленников, которых легко узнать по левой руке, приложенной в знак покорности к противоположному плечу. Побежденные пленные представлены здесь в гротескном виде: они сидят на земле, безоружные и жалкие, бессильные перед властью паленкских господ. И это говорит о том, что внутренний дворик Дворца вполне мог быть местом казни побежденных врагов.
Именно здесь, на северной стороне Дворца, была обнаружена лепная маска, чье лицо возможно, принадлежало прославленному предку династии.
Реконструкция, выполненная по погребальной маске Пакаля. а) Представление Пакаля в период полового созревания, возможно, 12 лет, когда он взошел на трон Паленке. б) Представление Пакаля, когда ему было около 30 лет. Из интернета
Также был обнаружен трон Пакаля, на боковой и передней поверхности которого были вырезаны 14 глифов и изображение Космического Монстра.
Можно только радоваться, что не все искусство майя кануло в лету. В дополнение к колониальным свидетельствам, сегодня благодаря лепным изображениям майя, выделяющимся своей большой детализацией и анатомической верностью, мы имеем «истинное свидетельство древних биокультурных канонов и физиономий майя, чьи характеристики до сих пор сохранились в телосложении современных мексиканцев».
И хотя мир майя неоднороден, все же есть общие черты, которые унаследовали нынешние мексиканцы – это цвет кожи, невысокий рост, миндалевидные глаза, прямые волосы и выступающие скулы.
Как и в древней Руси, у майя, люди с деформациями организма играли особую социальную и ритуальную роль в доиспаноязычном обществе. Таких людей можно в изобилии увидеть на рельефных картинках, связанных с игрой в мяч или судом высокопоставленных чиновников. Другие физические атрибуты делались искусственно, и видимо, обычай изменять внешний вид собственного тела также имел глубокую социальную и религиозную ценность для древних майя. В числе этих изменений можно отметить татуировку, шрамирование, пирсинг, инкрустация зубов и удлинение черепов, остальное дополнялось сложными головными уборами, ювелирными изделиями, вставляемые в нос, губы, лоб и уши, а также другими атрибутами одежды коренных народов. По каким-то причинам матери намеренно развивали косоглазие у своих детей путем подвешивания восковых бусин между глазами ребенка.
И конечно, не могу обойти стороной графа де Вальдека (Waldek), прожившего два года (1831-1833) среди этих развалин, именно он оставил нам массу картин того, как выглядел загадочный город Паленке, и что потом исчезло безвозвратно. С ним связана романтическая любовная история к метиске, чьи прелести заставили его так долго находиться там. Стоит только взглянуть на акварель, сделанную на бумаге, и все станет ясно без слов.
На другой картине изображен фасад Дворца, который отсылает нас к «мифу об Ариадне», и мы видим даже ее путеводную нить.
Солнце уже не просто светит, а как следует жарит, когда мы покидаем Дворец. У его восточного выхода уже обосновались многочисленные торговцы сувенирами. Эмилио останавливается у одного из них, и демонстрирует нам цветную картинку, нанесенную на кожу, которая стилизованно повторяет рельеф крышки гробницы Пакаля. В Египте папирусы, а здесь – эти кожаные картинки будут везде преследовать нас. Не забудьте именно здесь купить нашейный знак зодиака, это обойдется дешевле. Да и краски этих картушей, несомненно, ярче, чем виденные далее.
Эмилио ведет нас дальше, мимо торговцев, нам некогда взглянуть на их товар. Индейцы-лакандоны с длинными черными волосами ненавязчиво показывают нам свои товары, а мы успеваем только скосить глаз на всякие поделки. Кое-кто, рискуя отстать, все-таки на ходу что-то покупает.
А нас уже ждет следующая группа сооружений, именуемая храмами крестов — Паленке. Храм Солнца. Ч.92
Продолжение следует...
- Адрес:
The Palace
Ruins of Palenque
Дешёвый ✈️ по направлению Паленке
- 27 июл 2019, 13:02удалитьУ майя все дворцы были разукрашены. В следующих рассказах я приведу реконструкции их храмов, и поверьте, нои совсем не мрачные!
Только представить эту разноцветную красоту среди зелени джунглей! - 31 июл 2019, 22:42удалитьПро Вальдека не знал, а спрятанный в джунглях Паленке произвел на меня невероятное впечатление, пожалуй ставлю его на первое место из всех городов майя в мексике, разве что Тикаль может быть чуть повыше
- 1 авг 2019, 00:37удалитьСовершеннно согласна, Паленке — как затерянная жемчужина. В Тикале не была, еще вот Коба на меня впечатление произвела сильное
- 1 авг 2019, 01:05удалитьКоба и соседняя Лабна если не ошибаюсь со стеной масок, да, согласен. Ещё пару мест в джунглях названия которых не помню, помню только что ехал сотню километров в одну сторону и не встретил ни одного человека там
- 1 авг 2019, 10:20удалитьСпасибо, Николай.
Вот-вот, всем туристам хочется одиночества, чтобы не просто не раздражаться от постоянного "влезания" кого-то в твой кадр, а тишины и покоя, чтобы полней ощутить место, где много веков назад бился пульс таких же, как и ты, людей. Чтобы "улететь" в их то "далекое-далеко" и хоть немного побыть с ними вместе, постичь их тайны, понять их мир и жизненные устремления. В конце концов, сделать вывод, правильно ли ты живешь...