90 материалов по 48 объектам, 689 фотографий
- GPS
- Италия, Piazza Eremitani 8, Padova
- 049-201-00-20
- www.cappelladegliscrovegni.it/
Падуя.Капелла Скровеньи. Джотто, который изобрёл телевидение
Этот совет является частью дневника «Северная Италия. Венето, Ломбардия»
Именно благодаря ему фамилия Скровеньи, и сама капелла, прославились на века. Хотя великий Данте в своей "Божественной комедии" упоминает Реджинальдо Скровеньи, помещая его в седьмой круг ада, как грешника, занимющегося роставщичеством. В те времена давать деньги в рост считалось очень большим грехом. Только вот, думаю, что не каждый из нас читал это произведение, а если и читал, то не обратил на данный персонаж внимание. А вот сколько людей посетили капеллу и видели фрески..!
Сын ростовщика Энрико решает совершить акт покаяния. Он рассчитал верно, в 1300 году Римский папа объявляет юбилейный год. Это означает, что все люди, которые искренне хотят покаяться, должны прийти к Христу и они обязательно получат прощение грехов. Чтобы изгладить дурную славу об отце, он покупает землю на месте развалин древнего римского амфитеатра и строит здесь дворец, а при нём часовню во имя "Благовещения", известную ещё под названием Capella Arena, она была сооружена в 1303 году.
Почему именно "Благовещение"? Начиная с Иринея Лионского Сама Матерь Божия называется "Новой Евой". То есть тем человеком, с которого начинается наше спасение. Несколько позже Блаженный Иероним скажет: как от ветхозаветной Евы пришла к человечеству смерть, так от "Новой Евы", Пресвятой Богородицы, приходит к человеку спасение, воплощается Спаситель. Вот на чем базируется сюжетная, богословская линия этой капеллы.
Для её росписи он приглашает уже ставшего знаменитым Джотто, который на главной фреске Страшного суда изображает Энрико Скровеньи в лиловых одеждах, вручающего макет храма самой Марии. Лиловый — цвет покаяния. По сути в этой капелле возникает портретная живопись.
Внешне капелла выглядит аскетично, но это с лихвой компенсируют её внутренний интерьер. Её строение говорит о том, что изначально планировалось отвести ключевую роль фрескам. В ней нет перегородок, лепнины, карнизов и колонн, большая плоскость стен и потолка подлежали росписи.
В те времена фрески в технике аффреско (итал. affresco) — живопись по сырой штукатурке,
была новым жанром искусства, а Джотто стал одним из первых великих мастеров этого жанра, родоначальником новой итальянской живописи. Сложность заключалась в том, что фреска писалась по влажной штукатурке разведёнными в воде красками. Размеры росписей были огромные. Кроме художественного таланта здесь нужна была и выносливость. Создание фресок считали “мужской” работой. Главным преимуществом аффреско была высокая стойкость. При высыхании, содержащаяся в штукатурке известь, образует тонкую прозрачную кальцитную плёнку, делающую фреску долговечной.
Но это всё предистория. Войдя в капеллу от изумления и восторга перехватывает дух, это непередаваемые впечатления. Настолько всё выглядит ярко, торжественно и масштабно. Краски для росписи свозились в Падую со всего Средиземноморья. Джотто использовал розовый, желтый, оранжевый и весьма дорогой в то время лазурный цвет, которым выписано небо, служащее фоном большинства сцен.
Хорошо, что с нами был экскурсовод, который мог сореинтировать и рассказать о том, что мы видим и в каком порядке это нужно смотреть. Хотя и прочитала заранее о фресках, но увидя всё своими глазами растерялась. Взгляд выхватывал то одни картины, то другие, хотелось увидеть всё сразу, не пропустить, так как время нахождения в капелле ограничено, но при правильном подходе успеваешь всё.
В общем это выглядит так — сияющий золотыми звёздами лазурный свод, в глубокой апсиде алтарь, отделённый от капеллы высокой аркой , а на стенах фрески, олицетворяющие события из жизни Христа и Богородицы.
Они расположены на продольных стенах тремя горизонтальными рядами, а каждый затем разделен ещё вертикальными линиями на несколько сцен.
Верхний ряд посвящён жизни Марии, её родителей, в среднем ряду сцены из жизни Христа. Страсти Господни и Воскресенье – представлены в нижнем, третьем ряду.
Сразу же восхищаешься, как гармонично сочетаются архитектура и живопись, они как бы созданы друг для друга. Не зря некоторые исторические хроники приписывают Джотто и постройку самой капеллы.
Меня, вопреки временному повествованию, сразу же привлекла фреска с картиной Страшного суда. Слева изображён рай, справа ад, которые резко контрастируют по цвету, небесно-голубой рай и черно-красная пасть ада.
На самом верху, на престоле, величественно возвышается Христос, как верховный судья, окружённый двенадцатью апостолами. Посередине держат крест архангелы Михаил и Рафаил.
Вверху фрески расположено небесное воинство, внизу же люди попадают в пасть ада, или же двигаются к небу, ведомые ангелами.
Левая часть композиции изображает адские мучения грешников, написано с фонтазией, прдставляю, как это впечатляло несколько столетий назад, это нас сейчас не удивишь, после просмотренных в кино ужастиков.
А значение добрых дел на пути к спасению выражено в сцене, в которой Энрико Скровенья передает девам милосердия макет построенной на его средства капеллы.
На противоположной стороне, находится алтарь, украшенный тремя красивыми скульптурами из мрамора, выполненными скульптором Джованни Пизано. Мадонна с младенцем считается одним из величайших шедевров Джованни за мягкость очертаний, за готическую элегантность разворачивания одежды, за выразительность, с которой смотрят мать и ребенок.
Над триумфальной аркой, которая отделяет алтарь, изображено "Благовещение" с Архангелом Гавриилом и Марией.
А далее в верхнем ряду, на боковой стене, следуют сцены из жизни родителей Марии — изгнание её отца из храма, затем встреча у Золотых ворот, бегство в Египет и далее по писанию вплоть до рождения.
Как уже упоминалось сцены из жизни Христа расположены в среднем ряду. На южной стене расположились сцены рождества и детства Иисуса.
На северной стене помещены сцены чудес и торжества Христа.
Здесь и его крещение, Воскрешение Лазаря, въезд в Иерусалим, предательство Иуды, тайная вечеря, арест, распятие, оплакивание и воскрешение.
Гнев
Милосердие, Правосудие, Стойкость
Под главными фресками Джотто имитирует мраморный цоколь и изображает человеческие пороки и добродетели — всего 14 образов, это — Глупость и Благоразумие, Непостоянство и Стойкость, Гнев и Воздержание, Несправедливость и Правосудие, Неверие и Вера, Зависть и Милосердие, Отчаяние и Надежда.
Несправедливость, Зависть, Неверие.
Только две аллегории изображены как мужские персонажи. Все они выполнены в серых оттенках, который словно превращает их в каменные изваяния. Эта техника была применена им впервые и в последующем получила название — “гризайль”.
Фрески, которые мы видим в капелле, в корне отличались от всех написанных ранее – Джотто "очеловечил" всех религиозных персонажей, их фигуры и лица стали реалистичны, они приобретают объем и живые эмоции. Впервые фигуры приобрели глубину, обозначены тени и светотени – изображения получаются уже не такими "плоскими", как раньше, и манера художественной передачи Джотто стала поворотным моментом в европейской живописи того времени.
Замечательный искусствовед сестра Венди Беккет однажды сказала об этом очень образно: если всё, что было до Джотто, можно назвать радио, то Джотто изобрел телевидение.
Время зкскурсии занимет около 40 минут. Из них 15 вы проводите в специальном буферном помещении, где поддерживается тот же искусственный микроклимат, как и внутри самой капеллы. Группа составляет 25 человек, поэтому войдя с улицы сразу же может изменить окружающую температуру и влажность, а здесь проходит период адаптации. При этом демонстрируется фильм о капелле, но на итальянском языке.
Рядом находится церковь Эремитани и монастырь августинцев-эремитов, сейчас в нём Муниципальный музей изобразительных искусств Падуи. Здесь выставлены работы Джотто, Гуариенто, Франческо Скварчоне, Джорджоне, Тициана, Тинторетто, Паоло Веронезе, Джироламо Романино, Джанбаттиста Тьеполо и др.,
а также археологический музей.
Фильм о капелле Скровеньи.
youtu.be/MP3zJR1N8M0
- Адрес:
Piazza Eremitani 8, Padova
- Дополнительная информация:
Обязательное бронирование билетов. интернет-бронь совершается не менее чем за 24 часа до посещения, в день бронирования посетить капеллу не получится.
Часы работы: 9.00 — 19.00 - Телефон:
39 049 2010020
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Падуя
- 17 июн 2018, 19:45удалить
ArkadiyGabнаписал 17 июня в 19:58
Роспись в капелле просто фантастическая!
Я видела её на фото, но когда увидела в реальности, то от восторга дыхание перехватило! - 17 июн 2018, 20:39удалитьДжотто прекрасен! Но как человек, немного "сдвинутый" на Византии, могу сказать, что "телевидение" придумали задолго до него, хотя величия Джтто это совсем не умоляет. Капелла фантастическая!
- 17 июн 2018, 21:31удалитьНо всё-таки везде его называют реформатором. И его живопись отличается от предшественников. Но я не знаток Византии.
А капелла действительно фантастическая! - 17 июн 2018, 21:55удалить
Nina__Pastuhova 17 июня в 21:31
Но всё-таки везде его называют реформатором. И его живопись отличается от предшественников. Но я не знаток Византии.
А капелла действительно фантастическая!
Я очень люблю Джотто. Видимо, телевидение, это просто метафора, обозначающая ту уникальную манеру, в которой он писал, а не просто "раскадровка" и последовательность сюжетов, которые были и до него. - 17 июн 2018, 22:14удалитьИменно его уникальная манера и имелась ввиду! То, что мир предстал в совершенно другом образе на его картинах.
- 17 июн 2018, 21:32удалить
Norisfoxнаписала 17 июня в 21:59
Потрясающая!!!
Самое главное, что краски сохранили свою яркость! - 17 июн 2018, 23:11удалитьНина, какая красота! Спасибо
- 18 июн 2018, 06:11удалить
marlisнаписала 18 июня в 00:11
Нина, какая красота! Спасибо
Самое главное, что фрески хорошо сохранились! - 18 июн 2018, 06:13удалить
ksushashaнаписала 18 июня в 00:16
Нет слов, чтобы описать восторг. Потрясающие фрески
Вот у меня и был шок от увиденного! Если они сейчас поражают, то как же они воспринимались раньше! - 18 июн 2018, 00:35удалитьСупер. И хорошо, что время ограничено. Мне в Ватикане стало плохо от обилия впечатлений
- 18 июн 2018, 06:15удалить
mayaнаписала 18 июня в 01:35
Супер. И хорошо, что время ограничено. Мне в Ватикане стало плохо от обилия впечатлений
Если не бегать от одной стены к другой, выхватывая отдельные куски, а смотреть методично, то можно всё увидеть. Конечно хотелось бы в одиночестве постоять, но это невозможно! - 18 июн 2018, 14:39удалитьБоже, какая необыкновенная красота, Нина! Я тоже буду стремиться туда!
- 18 июн 2018, 16:03удалить
ilonarigaнаписала 18 июня в 15:39
Боже, какая необыкновенная красота, Нина! Я тоже буду стремиться туда!
Илона, у меня такое же чувство восторга было при осмотре часовни Святой Троицы в Люблине. Замковый холм и одно из семи чудес Польши. Посмотрите, если не были — возьмите тоже на заметку. Думаю понравится. - 20 июн 2018, 11:40удалитьСпасибо, Нина, за этот совет. Благодаря ему я пересмотрела и перечитала замечательную лекцию Паолы Волковой о фреске Джотто " Поцелуй Иуды". Паола говорит о творчестве Джотто, что он начал с нуля, что он заложил основы изобразительного искусства эпохи Ренессанса и даже то, что сделал Джотто в живописи, продержалось в европейской живописи до импрессионистов. yandex.ru/video/search?text=м…
- 20 июн 2018, 11:46удалитьЯ тоже много прочитала и посмотрела о его творчестве, но эту лекцию не смотрела. Посмотрю обязательно. Я рада, что посетила Падую, одно из основых желаний и было увидеть эти фрески. Да и Аркуа Петрарку забыть не могу )) От Венето в восторге!
- 20 июн 2018, 14:20удалитьОбязательно, Нина, посмотри эту и другие лекции Паолы Волковой из цикла " Мост над бездной" — она так рассказывает о произведениях искусства, как никто другой — не только познавательно, но увлекательно и зрелищно.
- 21 июн 2018, 00:19удалитьПрекрасное место, Нина! Мне не повезло когда был в Падуе, не попал внутрь так как не было билетов на этот день. Так что придется туда вернуться!
- 21 июн 2018, 11:28удалить
Donnicoнаписал 21 июня в 01:19
Прекрасное место, Нина! Мне не повезло когда был в Падуе, не попал внутрь так как не было билетов на этот день. Так что придется туда вернуться!
Да, в неё нужно бронировать билеты заранее, причём придти в точно назначенное время. Но посмотреть нужно обязательно! )) - 27 июн 2018, 20:07удалить
Lesik1написала 27 июня в 19:19
Это что-то необыкновенное!
Это точно, поражает воображение, рассматривать можно бесконечно. - 1 фев 2023, 21:51удалитьНина, спасибо за рассказ и фото фресок. Один из моих учителей говорил, что в музей надо идти смотреть не более 2-х картин, иначе в голове будет каша. У нас, увы, такой возможности нет, поэтому бегло смотрим, заглатывая все увиденное. И только потом начинаем разбираться в сюжетах.