Продолжаю публиковать свой свежий дневник из поездки в Китай в мае 2019
2 мая 2019 года
Вторая ночь в Тибете прошла хуже чем первая, часто просыпался и долго потом не мог заснуть. Но всё это временно, это радует. К намеченному времени после завтрака спустилась не вся группа, кое-кто опоздал, пунктуальность хромает. Ну это тоже бывает, в этом ничего страшного нет, если ненадолго опаздывать. Однажды у нас был один товарищ в группе, который обычно на час просыпал, и его невозможно было поднять. Это было несколько лет назад в нашей группе в Тибете.
Погрузились в автобус и поехали, больше нам в этом туре сюда не возвращаться, поэтому говорим Лхасе "до свидания!"
Первая остановка на пути рядом с заправкой, как ни парадоксально, но и на заправке мы встретили моего знакомого — гида Кесанга, который работал дважды с моими группами. Один из лучших гидов, с которым удавалось поработать. Кесанг буддист линии Карма Кагью, очень хороший человек с огромным знанием и с хорошим английским. Жалко что не он с нами в этом туре. Девушку, которую зовут Долкар, тоже можно похвалить за понятный английский. Пытается работать с группой, это очень хорошо. Кесанг работает с ещё одной группой русских туристов. Русских туристов на майские праздники обычно в Тибете очень много, у нашей принимающей фирмы целых 8 групп одновременно. Эта группа тоже едет на Кайлас, и мы будем постоянно с ними пересекаться. Так что в случае чего обеспечим друг-другу какую-нибудь поддержку.
Вторая остановка на берегу реки Брахмапутра, называется по-тибетские Ярлунг Дзангпо, чтобы посмотреть по сторонам и представить эти пейзажи осенью. Потому что осенью они потрясающе красивы, тополя которые растут по берегам реки становятся жёлтыми, ещё какие-то деревья становятся красными, под синим небом с пушистыми облаками. Великолепное буйство красок.
На фоне долины реки хорошо видно две вершины, которые как будто отвернулись друг от друга. Это вершины Джомо Хараг (Karag Jopo Jomo). Долкар рассказала легенду, что это влюбленные которые друг на друга обиделись. Мужик Джопо ушёл промышлять контрабандой на бутанскую границу и не возвращается, а девушка Джомо его дождаться не может. Ну и обижается всё время.
Гору Джомо Хараг также связывают с Богиней-Защитницей Серчен Кхадинг Дордже Лангмоче.
Эта Богиня родилась дочерью Дарбху Тонтангье, что находится возле Джомо Хараг и Мхачен Помра. Она принадлежит к роду Кьюнг за, она белого цвета и восседает на Гаруде. В руках она держит зеркало и павлинье перо. Иногда она изображается одетой в плащ из человеческой кожи, и держащей в руках человеческое сердце, лук и стрелы. В этой своей форме она окружена семью одетыми в желтые одеяния женщинами. Однако, в некоторых других источниках она изображается красновато-желтого цвета, держащей в руках топор с полукруглым лезвием и аркан. В этой форме она восседает верхом на черном муле.
Некоторые гиды говорят, что на склонах этой горы со стороны посёлка Падан есть пещера, в которой медитировал Гуру Ринпоче.
Проверяют документы, наши пермиты и паспорта регулярно, не проедешь 100 километров, очередная остановка, очередная проверка. Очень много машин едет на перевал Камба-Ла (4900м) над озером Ямдрок. Озеро находится близко к Лхасе, туристы которые приезжают только в тур в Лхасу обязательно посещают этот место.
Перевал и озеро наверное основной на сегодня объект посещения. Хотя объектов сегодня очень много. Ямдрок-Цо одно из священных озер Тибета, обиталище гневных Будда-форм. Оно потрясающе красиво, в ясную солнечную погоду озеро приобретает небесный цвет. Синее, глубокое, прозрачное, как Байкал только другое. Говорят, что сверху это озеро похоже по своей изрезанной форме на скорпиона. У меня видимо что-то с абстрактным мышлением, по-другому работает, скорпиона я там не вижу, но озеро всё равно производит впечатление.
Высота перевала, с которого обычно смотрят на озеро 4900м. Это первая такая высокая точка в нашей поездке. Люди начинают двигаться медленно, заторможено. Многие даже эмоций никаких не проявляют, хотя эмоции зашкаливают как минимум у меня, настолько красиво вокруг!
Ниже перевала, до того как ты его достигаешь, есть ещё одна остановка, чтобы посмотреть на долину реки Брахмапутра. Можно пофотографироваться с козами, с маленькими козочками в бантиках, и тибетскими мастиффами — огромными потрясающими добрыми собаками, лохматыми как львы. Я конечно не упустил возможности и тоже с ними сфотографировался. Удовольствие стоит всего 10 юань.
Был проект, не знаю стадию его реализации сейчас, построить гидроэлектростанцию на этом озере. То есть воду озера по большой трубе с высоты зеркала озера на 4400м под большим напором гнать вниз в долину реки Брахмапутра, внизу построить гидроэлектростанцию.
После преодоления перевала Камба-Ла спускаешься к зеркалу озера, которое на высоте 4400 м и там уже можно прокатиться на яке, если очень хочется за 20 юань.
Ты мечтала всегда прокатиться на яке, вращая глазами, скакать по холмам. Но кругом лишь У-Цанг и поломанный трактор и дорога одна по полям, по полям...
В какой-то момент водитель остановил наш автобус на берегу, сказал что по GPS он уже работает 4 часа, ему нужно постоять 20 минут. Нововведение, раньше такого правила для водителей в Тибете не было, теперь есть.
Немного подробнее о Двенадцати Богинях Тенма
Из книги «Боги-хранители буддизма», автор Келсан Багша.
В устных наставлениях Чогьял Намкай Норбу рассказывает об этих богинях так:
В древности почти всё население Тибета практиковало древнее учение Бон. Для того чтобы утвердить Буддийское учение, тибетский царь Трисон Децан пригласил Шантаракшиту. Шантаракшита учил буддийской сутре Махаяны и в то время он был одним из лучших учителей Индии. Но ему не удалось учить в Тибете, потому что буддийская традиция очень сильно отличалась от древнего Бона и люди не доверяли новому учению, к тому же бонцы создавали ему множество препятствий. В конце концов, Шантаракшита вынужден был отказаться и уехать в Непал. Уезжая, он сказал царю, что если тот хочет развивать буддийскую традицию, ему нужно пригласить в Тибет Гуру Падмасамбхаву. Гуру Падмасамбхава не только учитель Сутры, но и учитель Ваджраяны и он обладает большими способностями к подчинению. Шантаракшита уехал в Непал, а тибетцы отправили посланников, чтобы пригласить Гуру Падмасамбхаву.
К тому времени Гуру Падмасамбхава уже прибыл в Непал, потому что обладал всеведеньем и уже знал, что пришло время отправляться в Тибет, хотя приглашение ещё не было получено. Вскоре к нему прибыли посланники царя и пригласили его в Тибет.
Вначале древние бонские защитники чинили Гуру Падмасамбхаве множество препятствий. Среди них «Три наивысших» – трое наиболее могущественных местных защитников, одним из которых был Ати Мувэр. Двенадцать Богинь Тенма также были очень важными защитницами древней Бонской традиции. Каждый день они проявляли очень могущественные и гневные манифестации чтобы победить Гуру Падмасамбхаву, потому что не хотели чтобы он утвердил буддийское учение в их местности.
Например, Ати Мувэр проявился в виде огромного, мощного тигра и набросился на Гуру Падмасамбхаву чтобы растерзать его. Но Гуру Падмасамбхава мгновенно проявился как Дордже Дролло – очень могущественное, гневное проявление и вскочил на спину тигра. Тигр ничего не смог сделать и так Ати Мувэр стал троном Дордже Дролло. Потом Гуру Падмасамбхава день за днём подчинил всех двенадцать Богинь Тенма и сделал их защитницами своих учений.
Дилго Кенце Ринпоче кратко сказал об этих богинях следующее:
В древности, пребывая в пещере Асуры, два учителя – Подмасамбхава и Васудхара, включили их в «Мандалу явленного и сущего, объединяющую Мамо». Позднее, на границе между Непалом и Тибетом, Падмасамбхава вместе с Палги Сэнге из Ланга поручили им охранять Тибет от вторжения сил, враждебных Дхарме.
Джокяб Ринпоче в своих объяснениях ссылается на текст «Тукдрубянгду» Ратна Лингпы:
Дордже Кундрагма – Великая Повелительница,
Дордже Яма Кёнг – Достославная Хари,
Дордже Кунту Санг – Бирюзовая Дымка Снежных Гор,
Дордже Гегки Цо – Укротительница Орд Обширных Пастбищ.
Эти четыре богини принадлежат к классу Думо. Далее идут:
Дордже Юбхунма – Бесплотная Белая Льдина,
Дордже Палги Юм – Караг Кюнг Цун,
Дордже Лумо – Парящая в Небесах Великих Сокровищ,
Дордже Драгмо Гьял – Мари Рабджам.
Эти четыре богини принадлежат к классу Ночжин. Затем идут:
Дордже Бокам Кёнг – Конгцун Дэмо,
Дордже Мэнчигма – Ценла Ролпэ,
Дордже Зулема – Бирюзовый Колокольчик,
Дордже Ярмо Сил – Мэнцун Угчо.
Они принадлежат к классу Мэнмо. Как сказал Джамдраг Ринпоче, Тенма описывают по-разному, но этот перечень не содержит ошибок.
ДВЕНАДЦАТЬ БОГИНЬ ТЕНМА [тиб. Тенма Чу-Ни]
Тенма Чу-Ни упоминаются в старинных текстах, таких как Тхан-йиг и являются древнейшими Местными Божествами Тибета. История их такова:
Однажды, давным-давно, когда Лопон Ринпоче (Гуру Падмасамбхава) жил в пещере Асура, расположенной на границе Непала и Индии, и связывал обетами добрых и зловредных духов, Двенадцать Богинь Тенма пришли к нему и поднесли ему свои сердца и жизни.
Гуру Ринпоче сказал им:
— Какой работой вы, духи, занимаетесь? Почему вы решили предложить мне свои сердца?
Двенадцать Тенма ответили:
— Наша работа — охранять границы тибетской земли. Наши сердца это то, что у нас есть и мы предлагаем их вам, Учитель!
Их история рассказывается в «Тхан-йиг» следующим образом:
Когда Замун, покровительница царства Шанг-Шунг, с помощью волшебства превратилась в две горы и попыталась раздавить Гуру Падмасамбхаву между ними, Учитель использовал рукоять своей Кхатванги, чтобы развести их в разные стороны. После этого он грозно указал на неё перстом. Она испугалась и отдала свою жизнь на милость Гуру. Он взял с неё обет охранять Дхарму и дал ей имя Юмчен Дордже Юбхунма.
Позже, когда Гуру Падмасамбхава прибыл в Намтханг, Наммен Кармо выстрелила в него молнией. Но, с помощью волшебства, Учитель превратил молнию в сосуд с водой и взял его в свою ладонь. Ужас обуял её и она спаслась бегством, бросившись в озеро Пелтсо. Гуру Ринпоче ударил своим Ваджрой по воде озера, от чего оно вскипело и правый глаз Наммен Кармо ослеп, плоть её отделилась от костей и её скелет всплыл на поверхность. Наммен Кармо упала к ногам Учителя и взмолилась о прощении и пощаде и отдала свою жизнь на его милость. Гуру Падмасамбхава взял с неё клятву защищать Дхарму и дал ей имя Гхангкар Шамэд Дорже Ченчигма, что буквально означает «Белоснежная, утратившая плоть, Одноглазая Ваджра».
Позже, когда Гуру Падмасамбхава прибыл в Оюг, Двенадцать Богинь Тенма совершили волшебство в попытке раздавить Учителя между гор. Он разрушил покрытые травой горы, снежные горы, скалистые горы и все другие горы Двенадцати Тенма, чем грозно усмирил их. Богини испугались и отдали свои сердца и жизни Гуру Ринпоче, который взял с них клятву охранять Дхарму. В особенности он велел им охранять Дхарму в Тибете от еретиков. С тех пор Тенма Чу-ни появились такими, как они известны нам сейчас.
Отдельные истории Двенадцати Богинь Тенма таковы:
ДХАГ-НЬИ ЧЕНМО ДОРДЖЕ КУНДРАГМА
Эта Богиня родилась в Тсангтё и, как считается, живет в Гунгтханге и Намтсо, Чугмо и других местах. Ее изображают цвета темно-синего неба. Она держит в руках знамя победы с навершием в виде головы Макары и зеркало, едет на драконе.
ПАЛДЕН ХАРИ ДОРДЖЕ ЯМАКЬОНГ
Отцом этой Богини был Лендханг Мутсен из месности Падро, района Мон-юл. Она принадлежала к роду Лен. Считается, что она обитает в местностях Лен-юл Монха, Джомолхари, Пхагри и других. Ее изображают цвета темно-синего неба, в украшениях из драгоценных камней и костей, в руках она держит меч и ваджрный аркан. Она скачет верхом на Кьянге – диком тибетском осле.
ГХАНГ КЬИ ЮМЧЕН ДОРДЖЕ КУНТУДРАГ
Отцом ее был Царь Шаза Драглха. Известная как Лхамо Дордже Кунрагма, эта Богиня живет в Лачи Чувар, в Дрине, Нален Шелонге и других местах. Ее изображают цвета темно-синего неба. В руках она держит Ваджру и Сосуд долгой жизни. Едет она верхом на белом снежном льве.
ДРОГЧЕН КХОРДУЛ ДОРДЖЕ ГЕГ-КЬИ-ТСО
Она родилась дочерью Божества царя кочевников Ярдрог Ютсо. Эта Богиня живет в Ярдрог Ютсо (буквально — бирюзовое озеро у Ярдрога), Ярдрог Дхаргхонг, Джангдрог Нагье и других местах. Принадлежит она к роду Дрогсама. Ее изображают черного цвета, она держит в руках копье с пятью разноцветными флажками и аркан, едет она верхом на муле. По другим источникам, она одета в свежую шкуру яка и держит в руке дубинку с черепом, а едет на диком яке с белыми губами.
ГХАНГКАР ШАМЕЙ ДОРДЖЕ ЮБХУНМА
Она родилась дочерью Дхунгру Карпо из места Зари Гханкар, что в Цанге, из рода Шаза. Эта Богиня живет в Лхапху Гханкар, в Шетё, в Гхангкар Дзонг и Дорджедраг и охраняет Дхарму. Она изображается белого цвета, в одеяниях из парчи, держит драгоценный сосуд (буквально тер-бум, т.е. сосуд, который закладывается в землю) и едет верхом на лани. По другим источникам, эта Богиня живет на скалистой горе Гхангкар в Цанге, изображается бело-желтого цвета, подобно цвету хрусталя, одетой в шелковые одеяния, украшенные жемчугом, восседает на лани. Ее окружает свита из тысячи Мэн-мо – женщин целительниц.
КХАРАГ КЬЮНГТСУН ДОРДЖЕ ПЕЛ-ГИ-ЮМ
Эта Богиня родилась дочерью Далха гар-ри из Нум-йул Катсел и принадлежит к роду Дха за мо. Она живет в Даюл Тхантра, у верхних и нижних северных озер, и западного моря. Она изображается красного цвета, держащей в руках звенящий колокольчик и зеркало. Она восседает верхом на Гаруде.
МХАРИ РАБДЖАМ ДОРДЖЕ ДРАГМО ГЬЯЛ
Эта Богиня — сестра Защитника Мхачен Помра и принадлежит к роду Мха за. Считается, что она живет в горах возле Мхачен Помра. По другим источникам, она живет в самих горах Мхачен Помра и принадлежит к классу существ Ньен. Она восседает верхом на диком яке с загнутыми рогами и одета в ячью шкуру, а нижняя часть ее тела укрыта крыльями Гаруды. В руке она держит пурбу сделанную из Чонг (драгоценный камень с целебными свойствами).
КОНГЦУН ДХЕМО БОДКХАМКЬОНГ
Эта Богиня родилась дочерью Кемо – царя Конгпо. Она живет в районе Дренатсог в Конгпо и принадлежит к роду Ше за. Она изображается темно-фиолетового цвета, одетой в шелка и древесную кору. В руках она держит дадар – стрелу долгой жизни и драгоценную коробочку, едет верхом на ветре среди облаков.
ЦЕНЛА ЛАРО ДОРДЖЕ МЕНЧИГМА
Эта Богиня родилась дочерью Якши Нинтрога. Она обитает в И-ньяг Ларо, в Самдинг Гьябри, в Нален Шинглен и других местах, принадлежит к роду Ше за ма. Она изображается красновато-зеленой, в украшениях из драгоценных камней, в руках держит шелковую ленту и волшебную торму, исполняющую все желания, едет верхом на волке.
МХЕНЦУН ЧЕНМО ДОРДЖЕ ЯМАКЬОНГ
Эта Богиня родилась дочерью Ярмо Тханцуга. Она обитает в Танаг Цахамо и в таких местах в Кхаме, как Ярмо Тханг, Дхардо Сердинг и Яртё Яртханг и принадлежит к роду Гья за мо. Эта Богиня красного цвета, держит в руках драгоценность и цимбалы. По другим источникам, она изображается в одеяниях из черных змеиных шкур и восседает на олене с целебными рогами, в руке держит пурбу из дерева Сенгденг (акация).
ЮЙИ ДРИЛБУ ДОРДЖЕ ЗУЛЕМА
Эта Богиня родилась сестрою Ярлха Шампо. Она обитает в священных горах центрального Тибета и Ярлунг Панпху, Намцо Чугмо на севере, Йомо Гьюри, Буру Нацал и других местах, и принадлежит к роду Ше за. Она красновато-желтого цвета, держит в руках ритуальный колокольчик и драгоценный лотос, восседает на тигре.
Таким образом, эти двенадцать Богинь – Местные Божества Тибета, имеют чрезвычайно давнюю историю, более древнюю, чем приход в Тибет Учителя Рожденного из Лотоса (Гуру Падмасамбхавы). Позднее их высоко почитали Панчен Лобсан Чогьен (1567-1662) и Великий Далай-Лама Пятый.
Продолжение как всегда следует...