Если вы не законченный киноман или жареные каштаны на набережной более не провоцируют активное слюновыделение, отправляйтесь в старый порт Канн. Пяти минут вам вполне должно хватить на то, чтобы полюбоваться на суетливо, снующие взад-вперед яхты, а потом, ничтоже сумняшеся, садитесь на катер и говорите этому городу «До свидания». В паре-тройке достойных кадров от Канн находится то, на что действительно стоит посмотреть, и о чем потом можно рассказать поленившимся поехать с вами друзьям и оставленным на хозяйстве бабушкам.
Остров Сент-Онора впервые упоминается в истории Франции в далеком как сама вечность 410 году. Именно тогда Святому Гонорату показалось, что облюбованная им пещера в горном массиве Эстерель стала слишком доступной для широких масс общественности, и он перебрался на необитаемый остров, где уже ничто, по его разумению, не могло отвлечь от проникновенной молитвы и размышлений о судьбах человечества.
Однако и здесь многочисленные последователи и восторженные поклонницы не оставили его в покое, приходя за советом, прося об исцелении и требуя пророчеств. Скрепя сердце, святой согласился основать на острове монастырь, который сам и возглавлял до тех пор, пока Господь не призвал своего верного слугу на личную аудиенцию. Вмиг осиротевший монастырь качнулся было под порывами налетевшего Мистраля, жалобно звякнул колоколами, но выжил, выбрав себе нового настоятеля, но оставшись твердо стоять на прежнем, заложенном Гоноратом, фундаменте.
Впоследствии из Леринского аббатства, а именно так оно стало называться, вышел (или точнее воспарил) не один святой. Согласно летописям в его стенах укреплялся в вере даже сам Святой Патрик, которого нынче с таким поголовным УПОЕНИЕМ вспоминают в Ирландии, США, Аргентине, Канаде и почему-то с недавних пор в России. Понятно, что сегодня наши тинэйджеры готовы нарезаться по любому поводу, но с чего вдруг их умами вдруг завладел Ирландский Аббат, наверное знает только какая-нибудь потайная комната в старом, повидавшем виды Леринском монастыре.
Я таковой здесь не обнаружил, но в этом славном месте, любой наверное, не отказался бы поднять чарку-другую и за Патрика, и за его святость, и даже за его гонителей.
Монахи аббатства тем временем перелистнули несколько столетий истории и очутились на той странице, которую инстинкт самосохранения обычно настоятельно рекомендует проскакивать на форсаже.
В конце VII века у стен монастыря без приглашения к обедне или к заутрене появились первые сарацины. Они внимательно выслушали наставления Божьих людей и даже слегка прониклись их непоколебимой верой, а потом вырезав всех до единого, отправились на соседний остров посмотреть, как там обстоят дела со словом Божьим, а заодно и с закромами Родины.
Хитро… (пускай будет «умные») арабы уже тогда, видимо, были наслышаны о пресловутой европейской толерантности, а потому принялись посещать аббатство на регулярной основе, как только вновьприбывшие монахи заканчивали возведение своих часовен, алтарей и молитв во славу Господа. Неизвестно, сколько веков могла продолжаться эта увлекательная, но лишенная всякого смысла забава, если бы к власти во Франции (точнее тогда еще во франкском государстве) не пришел самый коньячный за всю историю правитель Карл Мартелл.
Вот уж в ком напрочь отсутствовали идеи всеобщего братства! Хлебнув прародителя благородного напитка, он погнал зарвавшихся южан обратно в пустыню, а монахи Леринского аббатства сумели- таки наконец отстроиться на века. Ну а если быть до конца точным, то не трогали их ровно век. В 1047 году на остров высадились не менее алчные до «веселья» испанцы. Монахов они резать не стали, резонно рассудив, что за них можно получить неплохой выкуп, зато самому монастырю уже в который раз досталось по самые колокольни. Несколько дней жители Канн были свидетелями того, как багровое солнце Лазурного Берега обреченно погружалось в зарево пожара и сгорало в нем дотла, превращая день в ночь.
Скрупулёзно пересчитав щеки после визитов сарацин и испанцев, монахи вдруг осознали, что под оглушительные оплеухи новых гостей им более подставлять решительно нечего. На общем собрании трудового коллектива под единодушное «Ура» (ну или может быть «Аминь») они решили обнести монастырь такой крепостной стеной, что ни один араб, ни один гишпанец и даже ни один Швондер не смогли бы покуситься на их покой и веру.
В XI веке, крепко-накрепко обняв монастырь со всех сторон, на берегу непреступной скалой вырос пятиэтажный форт. Часть монахов, отложив до поры до времени молитвенники, разучили слова довольно специфического наречия, которое Господь приветствовал только в самых крайних случаях, а заодно овладели искусством обращения с пушками и холодным оружием. Гостям здесь больше были не рады!
И о, чудо! Посредством ли Божьего промысла, силой ли жаркой молитвы или стараниями новой артиллерийской батареи в монастыре установился долгожданный мир. Божественная тишина пробралась за стены крепости и не сумела найти дороги обратно. Отныне никакая мирская бесовщина более не могла нарушить покоя острова и усомниться в истинной вере.
— Нет, ну как это «никакая»? — возразит мне каждый, кто мало-мальски знаком с французской историей.
— Неужели на Леринские острова не заглянула Свобода, неужто Равенство не разрушило до основания многовековые стены, а Братство не отправило на гильотину все живое?
— Конечно заглянула, естественно разрушило и вне всяческих сомнений с удовольствием отправило, но это уже когда было-то – возражу я!
Семь веков сокровенной тишины в этой вечно воюющей и вечно бунтующей стране не даровалось практически никому, а потому Леринское аббатство может по праву называться заповедником французской веры.
А в означенный период вандалы действительно ворвались в аббатство, казнили и разогнали монахов, порушили все что ломалось, а что стояло на века, использовали под свои сугубо революционные нужды. Монастырю еще очень повезло, что в его славных стенах не организовали свинарник, туберкулезный диспансер или зловонную тюрьму. Вполне себе безобидная актриса и по совместительству мадемуазель Саинваль прожила в нем около 20 лет, особо не испохабив святыню (хотя и не предприняв никаких шагов для ее восстановления).
Уже третье по счету рождение Леринского аббатства случилось в 1859 году, когда епископ Фрежюса выкупил дышавшие на ладан руины и восстановил монашескую жизнь на острове. Сегодня большая часть восточной половины острова полностью закрыта для посетителей и носит название «зона тишины». На этой территории вполне безбедно проживают, возносят молитвы Богу и радеют за паству 30 монахов. Они же в конце сентября, забывая обо всем на свете (кроме конечно Господа своего), вступают в битву за урожай, одерживая в ней неизменную и заслуженную викторию.
Дело в том, что первые виноградники здесь высадили еще перманентно прибухивающие римляне. Какого Бахуса им было каждый вечер грести несколько километров за «добавкой» в Канны, когда под боком цвело, пахло и плодоносило все, что только втыкалось в землю. Монахам, появившимся на острове в V веке, идея с Нектаром Богов пришлась по вкусу, по цвету, а также по запаху и приподнятому состоянию духа. С невероятным трепетом они отнеслись к старинным римским традициям, и вино с их острова практически сразу застолбило за собой нишу элитного.
С 2000 года на острове изготавливается продукт только высшего и элитного класса, а уникальности ему добавляет еще и тот факт, что Леринского вина производится катастрофически мало. В 2007 году было разлито всего 1 000 бутылок «Cuvée Saint Salonius», в основе которого лежит виноград Пино Нуар. Несложно догадаться, что ни в один магазин «Пятерочка» оно так и не попало, а было под корень выкуплено потомками самураев. Настоящий же успех обрушился на аббатство вместе с невиданной погодой в благословенном 2009 году.
Если вам где-то удастся увидеть Леринский Пино Нуар этого года, забудьте на время об Арбатском полукрасном и полyкислом Цинандали, побалуйте стосковавшийся по раритетам организм и вкусите настоящей Божьей благодати, сдобренной искренней молитвой и капелькой монашеского благословения.
Остров Сент-Онора — Saint Honorat ; Леринское аббатство — Abbaye de Lérins
Мой рейтинг – 9/10
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Я с винограда тащусь практически во всех его проявлениях :))))))