54 материалa по 16 объектам, 1 416 фотографий
- GPS
- Чили, Rano Raraku
Рано Рараку – колыбель гигантских моаи. Ч.69
Этот совет является частью дневника «МЫ ВСЕ СПЕШИМ ЗА ЧУДЕСАМИ… Белое солнце пустыни, ледяные горы айсбергов и чудо-остров»
.
.
Каменоломня имеет расписание доступа с 9 утра до 6 вечера, и при входе висит объявление, призывающее посещать это место только в указанные часы.
Тут же при входе имеются информационные щиты с указанием маршрута в 1,5 км, вдоль которого вы не пройдете мимо 12 главных достопримечательностей. И уйдет у вас на это примерно 1,5 часа. Рядом еще пара плакатов, которые более развернуто информируют посетителей о том, что им надлежит увидеть здесь, а также что из себя представляет эта каменоломня Рано Рараку.
.
.
.
За стеклом кассы размещен красочный плакат с частично виденными нами моаи, но были там изображения необычные, так сказать в полный рост гигантов. А еще там были фото реконструкции передвижения истуканов.
.
.
Гид сообщает, что не будет сопровождать нас наверх, заботливо перечисляет, на что обратить внимание и назначает место и время встречи для ланча.
И вот мы начинаем свое восхождение по местам так сказать «боевой славы». Нас ведет дорожка, вдоль которой хаотически разбросаны то ли заготовки, то ли готовые изделия. Некоторые моаи лежат, расколотые по линии шеи, другие стоят прямо, а третьи уже лежат внаклонку, направив незрячий взгляд на небо.
.
.
Ловлю себя на мысли, что одно дело видеть гигантов на платформе, где они являются законченным произведением, а здесь великаны как будто собрались на сходку, чтобы обсудить свое житье-бытье.
Народу немного, и мы старательно ловим кадры с туристами, чтобы был виден сравнительный высотный размер моаи.
.
Иногда возникает ощущение, что гиганты проросли из земли и как большие грибы без шляпок оккупировали эту зеленую территорию. Ощущение «проросли» имеет под собой основание, и я расскажу об этом позже.
.
Фотографировать истуканов удобно, и мы делаем это с удовольствием, потому что редко можно подойти так близко к столь древним экспонатам. Не подумайте, что можно буквально подойти к основанию, нет, все же есть ограждение, за которое заходить нельзя.
.
Здесь тоже нас встречают собаки, которые нежатся в тени предков своих нынешних хозяев. У фигур разная степень зарытости, кто-то по грудь занесен землей, кто-то уже по горлышко.
.
Некоторые моаи стоят гордо, другие склонились в поясном поклоне, а кто-то уже и сложился в земном поклоне.
.
В ходе осмотра мы обнаружили несколько еще нерожденных моаи, и выглядело это так, как говаривал великий Роден: «Беру камень и отсекаю лишнее». Один из этих «нерожденных дитя» лежал в импровизированной колыбели вертикально, другой горизонтально. Видимо, на них неожиданно закончилось производство. Есть несколько теорий, почему здесь было оставлено так много скульптур и наш гид (повторюсь, научный работник) сказал, что в этом нет ничего мистического.
.
.
Возможно, это был полигон для тренировки, своеобразный учебный центр ваятелей, возможно в период обработки камня, он треснул, и его нельзя было транспортировать, возможно, недовыдолбленные из скалы фигуры остались здесь из-за неоплаты работ. Теперь мы гадаем, почему отсюда (как и в перуанском Мачу-Пикчу) ушла жизнь одномоментно? Вид сверху был еще более впечатляющим – синяя гладь воды с белой лентой прибоя и «шагающие вниз моаи» по изумрудной траве (кстати, именно здесь очень зелено).
.
.
Вспоминаем слова гида и с ними трудно не согласиться, что вулкан Рано Рараку является одним из самых невероятных и необычных археологических памятников на планете. Да, в этом волшебном месте были разработаны моаи, гигантские статуи, которые дали мировую славу острову Пасхи.
.
Огромные фигуры, выступающие из-под земли, и в самом деле превосходят все наши ожидания, и мы в очередной раз теряем дар речи от вида одного из самых таинственных чудес человечества. Дух захватывает и почему-то хочется плакать от восторга сопричастности к чуду!
.
Вулкан Рано Рараку расположен в 20 км к северо-востоку от Ханга Роа и вид с него на океан составляет широкую перспективу, обладающую ни с чем несравнимой красотой!
Древнее название этого места было Маунга Эо, что означает «запах холма», так как в стародавние времена здесь росло очень ароматное растение, запах которого пронизывал все вокруг. Повторюсь, что нынешнее название происходит от слова Рано, что на языке рапануи обозначает вулканы, которые имеют внутреннюю лагуну. Считается, что слово Рараку означает «поцарапанный или ребристый», что связано с внешней структурой южной стороны горы. И уж если речь зашла о геологии, то стоит сказать, что этот вулканический конус образовался более 300 тысяч лет назад в результате извержения вулканов Маунга Теревака и Пуа Катики.
.
Rano Raraku имеет максимальную высоту 160 метров на юго-восточной окраине и его кратер имеет эллиптическую форму, обладая диаметром около 700 метров.
Внутри него находится пресноводная лагуна глубиной от 3 до 4 метров, образованная частыми осадками, выпадающими на острове. Жаль, что у нас не хватило сил дойти до вершины, потому что мы могли бы увидеть очень красивый вид этой лагуны.
В карьере, длина которого в общей сложности составляет более 800 метров, находится множество пустых ниш, из которых были извлечены статуи, позднее перенесенные на аху. Подсчитано, что среди готовых фигур, лежащих у подножия вулкана и тех, которые все еще остаются на внешнем и внутреннем склоне вулкана, здесь их всего в общей сложности 397 моаи, и это почти 40% от их общего числа.
.
Фигуры, все еще находящиеся на верхних склонах карьера, позволяют понять, как их вырезали из породы. Когда находили подходящее место, то делали узкий коридор вокруг прямоугольного блока, а затем начинали формировать моаи. Широкий и значимый нос, как оказалось, еще служил для поддержания симметрии и пропорций скульптуры. Затем шла обработка шеи, туловища и рук. Узкую полоску камня под статуей «просверливали» в нескольких местах, а затем отделяли саму фигуру. Это был очень важный момент, потому что именно в это время статуя могла сломаться. Не менее ответственным было спустить статую вниз с крутого склона, и мы уже видели, что некоторые из них так и не дошли вниз в целости и сохранности.
.
.
Далее статуи устанавливались в специально вырытые ямы, и начиналась их окончательная обработка, за исключением глазниц. Непонятно только, что стало причиной того, что обработанные статуи с тонкими чертами лица и рук, так и остались лежать в своих колыбелях. Считается, что некоторые фигуры были высечены в скале в качестве барельефа без какого-либо намерения быть извлеченными. Это может быть связано с невозможностью вывезти их, обладающих столь огромными размерами, нехваткой ресурсов кланов, которые заказали их, или потому, что, даже если они поняли, что не было никаких материальных средств, чтобы поднять их на аху, они хотели продолжать чтить своих предков.
.
Сейчас в этой гигантской мастерской тихо, но так было не всегда, когда-то карьер вулкана был полон активности. Многочисленные рабочие, разбросанные вдоль его склона, ударяли по скале своими инструментами, возможно, сопровождая работу песнями. Вполне вероятно, как говорил гид, различные группы соперничали друг с другом, пытаясь изготовить все большие по размерам изображения или соревновались, кто вырежет их быстрее. Сейчас в мире также соревнуются в строительстве гигантских башен…
.
Я уже упоминала о том, что остановка работ в каменоломнях была вызвана не каким-то одним драматическим фактором. Нет, это было следствием «постепенного снижения ценностей и убеждений, которые повлияли на скудные имеющиеся ресурсы и спровоцировали последовательные племенные войны, которые положили конец и привели к краху системы».
.
Как мы видим сами, моаи по-прежнему стоят в ямах, которые ранее были вырыты в земле, чтобы закончить резьбу на спине фигур. Нас бы нисколько не удивил факт, что моаи врыты в землю кто до плеч, кто по грудь, а другие даже до носа, если бы не те фото, которые мы увидели при входе на вулкан-каменоломню. Оказалось, что моаи имеют не только голову, но и тело, скрытое в слоях осадков, накапливающихся со временем.
.
.
Еще удивительнее то, что, несмотря на кажущуюся одинаковость моаи, они обладают своими индивидуальными чертами, за что даже имеют имена собственные. Большинство из моаи имеет уникальные черты, которые дают ему свою собственную личность и позволяют отличать и идентифицировать их. Эти уникальные черты связаны с конкретной историей моаи, некоторые из них были связаны с авторами работы, другие имели ссылку на место проживания героя. К сожалению, с течением времени память о многих из них стерлась и только немногие избранные остались в истории под именами собственными. Давайте узнаем самых известных.
Моаи Пиро Пиро
Моаи Пиро Пиро (Moai Piro Piro) является одним из самых известных и распространенных изображений острова. Он расположен почти в начале главной тропинки, которая проходит через карьер, и как бы первым приветствует посетителей каменоломни.
В переводе его имя означает «неприятный запах», но это никак не связано с реальным дурным запахом. Просто у статуи такой выдающийся нос, который смахивает на жест отвращения к сильному аромату.
«Эта уникальная статуя также отличается тем, что ее огромная 4-метровая голова выступает вперед от плеч, показывая «плохую осанку», как если бы фигура была немного горбатая. И если вы обратите внимание на правую сторону шеи, вы можете прочитать слово «Baquedano». Это осквернение, в виде древних граффити, было осуществлено моряками корабля Бакедано в ходе одной из 20 поездок, которые он сделал на остров Пасхи в начале двадцатого века. Эта надпись сделала Моаи Пиро Пиро также известным как моаи Baquedano».
В дополнение к этим своеобразным деталям, скажу, что Пиро Пиро выделяется среди других статуй своими огромными размерами. Исследователь Тур Хейердал (Thor Heyerdahl) раскопал землю под фигурой моаи и обнаружил, что скрытая часть тела почти в два раза больше видимой части. Таким образом, общая длина моаи достигла 11 метров, что делает Пиро Пиро крупнейшим из них, когда-либо извлеченных из карьера и оставленным стоять. А раз так, то считавшийся самым высоким моаи аху Те Пито Кура с его 10 метрами, уступил пальму первенства Пиро Пиро. Впрочем, Те Пито Кура остается самым высоким из поднятых на церемониальную платформу аху. Мне неясно, по каким причинам Пиро Пиро снова закопали, но ту большую часть нам не удалось увидеть.
Моаи Хинариру
Моаи Хинариру – это один из самых рекламируемых классических изображений Рану Рараку на острове Пасхи. Если пройти от Пиро Пиро на 70 метров вперед, то вы никак не сможете пройти мимо еще одной звезды каменоломни — моаи Хинариру или Хина Рину (Hinariru o Hina Riru). Его слава, вне всяких сомнений, конкурирует с Пиро Пиро, и образ Хинариру, наряду с его анонимным спутником, широко воспроизводится в путеводителях, книгах и туристических рекламах, став одной из самых узнаваемых икон Рапа Нуи.
Фигура Хинариру погребена до уровня груди, а его видимая часть достигает высоты 4 метра. Его архетипическая фигура, очень хорошо сохранившаяся, имеет деликатную резьбу и очень заметно полированную поверхность. Главной особенностью Хинариру является то, что его голова слегка наклоняется влево. Довольно необычная поза, так как обычно лицо остается прямым и выровненным по центральной оси фигуры. Вот почему Хинариру также известен как моаи с «витой шеей», хотя, по мнению многих исследователей, эта поза дает более элегантный и естественный вид истукану, чем другие.
Гигант Te Tokanga
Расположенный на дне карьера, где скала резко поднимается к вершине, есть огромная лежащая почти вертикально статуя, которая до сих пор остается в нише, там, где она была вырезана. Это Те Токанга, «гигант», который с его длиной почти в 22 метра и оценочным весом 200 тонн, не может иметь более подходящего названия. Те Токанга является самой большой статуей, когда-либо вырезанной на острове Пасхи. Считается, что он, возможно, был предназначен для Аху Тахира в Vipanu (Комплекс Винапу с мегалитической каменной кладкой. Ч.63), одной из последних построенных платформ, расположенной на склоне Рано Кау. Но он так и не «добрался» до конечного пункта назначения, более того, этот огромный колосс даже не встал со своей каменной постели. Его амбициозные заказчики и оптимистические скульпторы быстро поняли, что они никогда не смогут переместить статую с весом, эквивалентным нынешнему грузовому самолету, видимо, поэтому они и не потрудились закончить ее. Впрочем, как я уже упоминала, имеются версии, которые считают, что он был сразу вырезан без намерения быть поднятым, как и некоторые другие истуканы, также навсегда оставленные в карьере. Однако этот огромный скульптурный барельеф оставлен здесь бездвижно, вероятно, в память о высокопоставленном человеке.
С обеих сторон можно увидеть канавки, о которых я уже говорила. Мы наглядно понимаем, что по мере приобретения навыка резки и роста неуемных аппетитов заказчиков увеличивались и размеры изваяний. Глядя и сравнивая 4,5 метра, то есть среднюю высоту моаи, с более чем 20 метрами Те Токанга, можно зримо ощутить уровень накала соперничества, достигнутый древними паскуанцами. Бессмысленная и непомерная гордыня, которая привела к закату этих невероятных мегалитических сооружений.
Еще стоит рассказать о том, что среди нескольких голов моаи, мимо которых вы идете вдоль тропинки на пути в карьер, можно увидеть небольшую статую, которая имеет несколько выпуклый живот. Поначалу кажется, что это еще одно изображение, но если присмотреться внимательней (хорошо, что нас об этом предупредил гид, показав картинку), то можно отчетливо увидеть, что эта фигура как бы вырастает из головы похороненного ниже тела другого моаи. Как сказал гид, возможно, это был эксперимент скульпторов, чтобы воспользоваться старой фигурой.
Ko Kona He Roa
По каким-то причинам мы прошли без должного внимания мимо «сладкой парочки», расположенной под внушительной фигурой «Гиганта». Одна из фигур носит имя моаи Ко Кона Хе Роа. Эта статуя, которая по плечи ушла в землю, была обнаружена во время норвежской экспедиции Тура Хейердала, как и другие известные моаи. Когда они раскопали землю вокруг нее, то обнаружили на груди петроглиф, изображающий древний европейский корабль с тремя мачтами с квадратными парусами. Внизу, можно было увидеть изображение якоря корабля в виде черепахи. Исследователи предполагают, что в течение определенного периода истории островитяне рассматривали европейских гостей как посланников из-за пределов земли, прибывающих и исчезающих в океане, как перелетные птицы, которым они поклонялись.
Сильно уставшие, мы останавливаемся там, где основная тропа образует кривую, чтобы продолжить маршрут. Мы не пойдем далее, слишком устали, да и вид отсюда захватывающий с 15 силуэтами Аху Тонгарики, стоящими у кромки океана. Прямо здесь мы обнаруживаем моаи Tukuturi, один из самых спорных и загадочных образов острова Пасхи. Его название, которое обычно переводится как «моаи на коленях», на самом деле означает «моаи на корточках». Эта статуя была также обнаружена экспедицией Тура Хейердала в 1956 году и с самого начала вызывали большое изумление, особенно среди самих паскуанцев, так как они никогда не видели ничего подобного. Статуя не похожа ни на какую другую на острове, так как ее внешний вид гораздо естественнее и реалистичнее. Голова округлая, с глубоко посаженными глазами, а подбородок украшает «козлиная бородка». Но что отличает его от остальных, чья резьба прерывается на талии, так это то, что Тукутури имеет полное тело, в смысле его изображения. Тукутури показан в положении на коленях с согнутыми ногами назад и ягодицами, опирающимися на пятки. Руки размещены на бедрах, а не собраны на животе, а сам истукан изображен в позе, которая широко используется в Полинезии, чтобы показать благоговение. Тукутури, высота которого составляет всего-то каких-то 3,70 метра, весит около 10 тонн и имеет довольно гладкую отделку, и он также является единственным изображением, которое смотрит в сторону Рано Рараку, так как все остальные стоят к вулкану спиной. Снова загадка, снова несколько гипотез ученых…
Можно много рассуждать о тайнах моаи, потому что даже зрелище «утопленных» в землю моаи, впечатляет. Стоит ли говорить о том, какое впечатление производят те скульптуры, которые удалось раскопать!
В соответствии с планом полнодневного тура мы едем к следующему интересному месту острова — Аху Те Пито Кура и аномальный пуп Земли. Ч.70
Продолжение следует...
- Адрес:
Rano Raraku
- Дополнительная информация:
Открыто с 9 утра до 18.00
Дешёвый ✈️ по направлению Остров Пасхи
- 8 янв 2021, 19:48удалитьУпавшие исполины похожи на мечтателей, устремивших свой взор к небу. Оно как-будто притягивает их. А мечтают они, возможно, о том, чтобы преодолеть земное притяжение и улететь в далёкие миры. Их душе, скорее всего, это удалось.
- 8 янв 2021, 20:16удалитьАлександр, спасибо за такой поэтический комментарий. И вправду, пустые глазницы говорят о том, что мана, или душа, покинула хозяев
- 9 янв 2021, 05:26удалитьИменно! Здесь стоит задуматься о собственной гордыне, визуализируя ее древние проявления...
Спасибо, Майя - 9 янв 2021, 12:27удалитьТатьяна, а есть ли, хотя бы, одно фото с вами?
Я коллекционирую фото авторов с их самыми интересными материалами? Плиз! - 9 янв 2021, 19:07удалитьАля, я запомнила ваш еще предыдущий коммент. Хотела вставлять в материалы, но потом подумала, что сделаю это в конце, когда буду, как всегда, подводить итоги. Выбрала самые-самые, которые и сама люблю, что случается нечасто. Здесь такие места, что традиционные фото "здесь был Вася" просто невозможно не делать! Да и собственно во всей стране Чили, которую мы полюбили с первого взгляда. Будут вам фото и все самые лучшие в одном флаконе, сама жду-не-дождусь...
- 9 янв 2021, 21:19удалитьИнтриганка! Хочет меня в маринаде! Ок, подожду! ;)))
- 9 янв 2021, 15:11удалитьДаже не думала, что истуканов такое количество. Видимо многие еще под землёй. Чрезвычайно интересно все
- 9 янв 2021, 19:08удалитьЯ тоже была не готова к этому, а если посмотреть на карту, то мы видели уж не знаю, может 10% от имеющихся
- 9 янв 2021, 21:21удалить
Hanyaнаписала 9 января в 19:08
Я тоже была не готова к этому, а если посмотреть на карту, то мы видели уж не знаю, может 10% от имеющихся
Ого! 10 % !!!? .... Я в шоке! - 9 янв 2021, 23:01удалитьОни как забор по всему контуру острова!
Не представляла такого! Открытие для меня! - 9 янв 2021, 23:06удалитьТатьян! Я даже прощаю британцев, что они умыкнули одну статую,
что выставлена в Британском музее Лондона — там я её увидела "вживую".
От такого количества — не убудет!
Раньше я возмущалась их действиям — с мира по нитке, себе на музей! ;)) - 10 янв 2021, 18:24удалитьАля, это моя одна из мечт — посещение Британского музея. Здорово, что вы увидели того самого, краденого, там.
Увы, думаю, ни один музей мира не прошел мимо возможности где-то что-то пограбить. Наш Эрмитаж не стал исключением...