54 материалa по 16 объектам, 1 416 фотографий
- GPS
- Чили, Чили Остров Пасхи Каменоломня Пуна Пау
Пуна Пау — карьер для добычи красной скории Ч.57
Этот совет является частью дневника «МЫ ВСЕ СПЕШИМ ЗА ЧУДЕСАМИ… Белое солнце пустыни, ледяные горы айсбергов и чудо-остров»
Внутри кратера Пуна Пау находится карьер по добыче красной скории (вулканической породы), который когда-то был важным источником сырья для островитян. Красная скория или hani hani на языке рапануи, является одним из видов вулканического пепла большой пористости и небольшой твердости, который обладает красноватым цветом из-за присутствия оксида железа в его составе.
Характеристики этого мягкого материала сделали его непригодным для строительства, но за его легкость обработки он стал использоваться для производства различных объектов, некоторые из которых были очень специфичные. Среди них около двадцати статуй небольшого размера, контейнеры для воды, называемые тахета, блоки декоративного типа и даже глаза моаи.
Кроме этого карьера Пуна Пау, на острове были и другие, где добывалась скория, но именно этот был самым важным из всех. Его значимость, возможно, была связана с сильным красноватым цветом его материала, так как в культуре Рапануи красный цвет являлся символическим, связанным со священными обрядами и маной, или духовной силой.
Нынешняя форма небольшого вулкана является результатом вмешательства рук человека на протяжении всей истории. Согласно последним раскопкам, в четырнадцатом и семнадцатом веках в карьере Пуна Пау велась интенсивная работа по добыче скории. И это было объективно вызвано необходимостью изготовления пукао или цилиндрических головных уборов, которые венчали некоторые статуи острова Пасхи.
Считается также, что в карьере были сформированы различные рабочие группы, которые соревновались за собственные производственные площади. Пуна Пау считалось тайным и священным местом. Скрытое расположение карьера, почти тихое производство, которое осуществлялось внутри кратера, и особо ценный красный цвет породы способствовали изоляции и мистики места.
Гид приводит статистику, что по сравнению с почти тысячей найденных на острове моаи, шапок пукао обнаружено было только 100! Да и то 70 из них были сбиты с голов и лежали возле платформ-аху, а 30 все еще можно найти в карьере Пуна Пау. Однако нельзя с уверенностью сказать, что их всего было столько, потому что часть красных пукао может быть погребенной под дорогами, часть была переработана в строительный материал для жилья и церемониальных платформ. Ученые до сих пор гадают, почему пукао были добавлены к моаи только на отдельно выбранных церемониальных алтарях. Ясно одно, что эти головные уборы укрепили образ предков, потому что с ними фигуры стали выше и внушительней. Это увеличение монументальности моаи подтверждает гипотезу ученых, что шапки появились с ростом конкуренции между племенными группами. Именно так жители отражали свое соперничество, устанавливая все более гигантские моаи на своих алтарях. Нет так ли строили Вавилонскую башню, или соревнуются сейчас в строительстве все более высоких зданий в мире?
Экскурсовод объясняет нам пошаговую инструкцию по изготовлению пукао, в процессе которого перво-наперво нужно было извлечь блок красного шлака из карьера Пуна Пау. Затем нужно было вырезать из этого куска цилиндр, подходящий для определенного истукана. Чуть позднее мы увидим эти гигантские цилиндры, полувросшие в землю, и оценим их размеры, достигающие 3 метров в диаметре и 2,6 метра в высоту.
Затем нужно было очень аккуратно доставить эти шапки к платформе-аху, осуществить последнюю обработку до окончательной формы. В нижней части цилиндра делали выемку для последующей регулировки при установке шапки, при этом углубление делалось не по центру, так что пукао садилось на голову в качестве козырька. Но и это было не все, блин шапочки имел украшение в виде еще одного цилиндра сверху, длина которого колеблется от 15 до 60 см. И тут мне сразу вспомнился местный житель, которого мы вчера встретили на пляже, у него был некий пучок на голову, имитирующий эту выпуклость пукао. Впрочем, ученые не сошлись в едином мнении, были ли это волосы, шлем, тюрбан или корона. Собственно предпочтительнее посчитали версию о волосах, окрашенных естественным красным пигментом, стрижка которых была запрещена, так как длинные волосы могли быть связаны с маной или магической силой. И здесь снова слышится отсыл к христианскому Самсону из Ветхого Завета. В любом случае, мы видели много рапануйцев с прической, собранной в высокий пучок.
Под конец гид решил нас развеселить, представив еще одну версию пукао, которая носит слегка эротический характер. Поскольку рапануйцы считали, что первым на свет появился мужчина, то моаи – это отражение фаллического символа, который венчает красная шапка, олицетворяющая женский половой орган, а вместе они представляют союз мужского и женского начал.
.
Еще немного цифр: готовые pukao имеют размеры между 1,2 и 2 метров в высоту и от 1,6 до 2,7 метров в диаметре, и весят в среднем 5 тонн, хотя есть образцы, которые достигают 11 тонн.
И здесь снова возникает вопрос, а как их перемещали на расстояние 10 км от карьера, учитывая огромный вес и размер пукао? Дороги-то в те времена были далеки от идеала, представляя собой неровную местность, усеянную холмами вулканического происхождения. Археологи пришли к выводу, что цилиндрическая форма пукао была ответом на эту задачу, а дальше их толкали вручную или катили с помощью деревянных бревен. И даже сама дорога, по которой катили цилиндры, становилась церемониальным проспектом, священным для древних жителей.
Многие ученые бились над загадкой строительства египетских пирамид, здесь задача была полегче, но подъем шапок на головы установленных на аху моаи осуществлялся с помощью аналогичных пандусов.
С 1500 года началось время упадка культуры Рапануи, который достиг своего пика в конце XVII века. В этот мрачный период истории на острове вспыхнули ожесточенные столкновения между различными кланами, которые навсегда изменили политический и религиозный порядок, существовавший до сих пор. Последствием этого кризиса был снос моаи с платформ и прекращение добычи и обработки красных шапок. Но имеющиеся заготовки получили свою вторую жизнь, на них появились выгравированные петроглифы, большинство из которых еще предстоит расшифровать. Возможно, это рассказы о сражениях или победах в клановых войнах и даже признаки первого западного влияния, которое было «буквально» выгравировано на камне, показывая как оно навсегда изменило образ жизни острова.
Общий маршрут пути на этом сайте составляет около 400 метров, и сперва мы поднялись наверх, чтобы оттуда увидеть каменоломню и насладиться великолепным видом на окраины Ханга-Роа, на взлетную полосу и на Тихий океан. Затем мы спустились вниз и прошли мимо собственно заготовок красных шапок. Гид сразу предупредил нас, что «шаг в сторону – расстрел», в смысле того, что спускаться внутрь кратера строго запрещено, равно как и прикасаться к пукао.
Рекомендую взять с собой солнцезащитный крем, удобную одежду и спортивную обувь с рифленой подошвой, так как часть пути, которая ведет к кратеру, несколько крутая и может быть скользкой, особенно если недавно прошел дождь.
В следующем рассказе речь пойдет об аху – церемониальных площадках – Аху Акиви – или музей под открытым небом. Ч.58
Продолжение следует...
- Адрес:
Чили
Остров Пасхи
Каменоломня Пуна Пау
Дешёвый ✈️ по направлению Остров Пасхи
- 22 дек 2020, 18:37удалитьДа уж, да уж!))
Спасибо Татьяна, очень интересное исследование - 22 дек 2020, 20:23удалитьСпасибо, Ирина. Я только передаю то, что нам поведал гид, правда, более расширенно. И рассуждаю об увиденном нами
- 24 дек 2020, 01:49удалить..."так как в культуре Рапануи красный цвет являлся символическим, связанным со священными обрядами и маной, или духовной силой." — это правильно я понимаю или нет, что наша мана небесная — тоже самая, что и в культуре Рапануи?
- 24 дек 2020, 03:15удалитьСогласно Библии, мана небесная — это пища, которой Бог кормил Моисея и его соплеменников во время 40-летних скитаний после исхода из Египта.
Это буквально пища, но ведь она давала силу народу, энергию.
"На языке полинезийцев «мана» означает «сила», «власть», «способность» и даже «ветер» и «грозовая буря». Короче говоря, это некая очень мощная природная сила, невидимая глазу энергия, которая может храниться в людях, предметах, деревьях, камнях или особенных священных местах – мараэ".
Так что можно сказать, что связь есть...
Спасибо, Ирина, за вопрос. Заставили задуматься! - 2 янв 2021, 17:55удалитьПравила ужесточили очевидно, раньше это место да и соседнее Акиви вообще не мониторили никак
- 2 янв 2021, 18:53удалитьВезде стоят вертушки для проходов, но за весь тур мы не увидели охранников