54 материалa по 16 объектам, 1 416 фотографий
- GPS
- Чили, Orongo
Деревня Оронго–священное и захватывающее место церемоний.Ч62
Этот совет является частью дневника «МЫ ВСЕ СПЕШИМ ЗА ЧУДЕСАМИ… Белое солнце пустыни, ледяные горы айсбергов и чудо-остров»
Мы выдвигаемся к южному склону кратера, туда, где гребень становится более узким, спускаясь до 300 метров над океаном, с одной стороны, и резко сбегая к лагуне с другой стороны. Прямо здесь, на самом узком краю Рано Кау, расположена пейзажная деревня Оронго с эллиптическими каменными домами и прекрасным видом на три островка или motus, которые находятся перед Рано Кау. Эта деревня становилась притяжением местных жителей только в дни церемонии Bird Man или Тангата Ману, в сентябре месяце, когда наступала весна и различные кланы острова соревновались, чтобы получить первое яйцо птицы манутары и таким образом получить право власти на острове. Церемония проходила до конца XIX века. Это было празднование религиозного происхождения, в честь бога-творца Make Make. Те, кто принимал участие в этой церемонии, жили в домах, которые были специально построены для этой цели и которые имеют особый архитектурный тип.
Мы проходим мимо этих домов с закругленными стенками и вспоминаем, что нам говорил гид.
.
Считается, что первые сооружения Оронго не были связаны с культом манутары. В самом деле, здесь были обнаружены остатки небольшой аху или платформы (об одном из увезенных моаи, Hoa Hakananai, я уже писала — Full-day tour.Вечер.Пещеры,кратер,церемониальная деревня.Ч59). Однако все же добавлю еще пару слов о нем. Одним из наиболее впечатляющих элементов деревни Оронго был базальтовый моаи под названием Хоа Хакананайа (Hoa Hakananai), которое можно было бы перевести как «волнорез».
Этот моаи высотой 2,5 метра уникален не только тем, что он был сделан из базальта, самого твердого сырья, но и тем, что он представляет собой преемственность и изменения, которые происходили в древней культуре Рапа Нуи.
Этот моаи создал важную связь между древним культом предков и новым культом человека-птицы. На его передней части изображена классическая форма периода расцвета гигантских статуй, а на спине отображены все мотивы, представляющие следующую фазу: тангата ману (птица-человек), ао (символ власти) и комари (женская вульва, символ плодородия).
Этот исключительный моаи, который мог быть частью примитивного аху Оронго, был извлечен в 1868 году экипажем английского линкора Topaze, и с тех пор стал экспонатом Британского музея в Лондоне. Другое известное имя этого моаи отражает его суть – «украденный друг».
Считается, что первые каменные дома в Оронго были построены около 1400 г. н.э., но со временем почти все дома были разграблены и разрушены во время различных европейских экспедиций и несколько раз перестраивались за последние десятилетия.
Интересная деталь: крыша была покрыта толстым слоем земли и камней, на которых росла трава, что давало стабильность конструкции и защиту от непогоды. Дома имеют овальную форму с переменной длиной от 6 до 12 метров и максимальной шириной около 2 метров. Высота потолка небольшая, от 1 до 2 метров в лучшем случае, и в большинстве из домов невозможно встать. Некоторые из них соединены друг с другом узкими коридорами.
Доступ к домам расположен спереди, со стороны океана, а входная дверь квадратной формы настолько мала, что жителям, похоже, приходилось не входить, а скорее вползать внутрь. Кроме того, дверь была единственным отверстием, через которое внутрь проникал свет, так что, возможно, темный, трудно проветриваемый, интерьер использовался только для сна.
.
Идея строительства домов с каменными стенами здесь возникла из-за необходимости защитить себя от сильных ветров, которые были бичом этого места, а со временем эта форма домов стала изюминкой уникального архитектурного ансамбля.
Позднее в музее мы узнаем, что внутри некоторых домов были найдены интересные картины, связанные с церемонией человека-птицы. Наиболее часто повторяющимися фигурами сюжетов были Тангата Ману или птица-человек, в одиночку или в парах; фигура Ао (церемониальный посох в форме весла) с очень схематичными человеческими лицами; и маска бога Маке Маке с огромными орбитами глаз.
.
.
К сожалению, большая часть картин была утрачена, так как многие из этих плит были разграблены различными экспедициями и в настоящее время их демонстрируют в нескольких музеях по всему миру. У немногих, которые остаются на месте их происхождения, состояние неудовлетворительное из-за влажности интерьера домов.
Скалы вокруг деревни покрыты более чем 1700 петроглифами, что делает Оронго местом с самой высокой концентрацией наскального искусства на острове. Как и на картинах внутри домов, основной темой рельефов является фигура с человеческим телом в положении человеческого эмбриона с головой птицы с длинным клювом, которая, кажется, представляет птицу фрегат (хотя ритуал был основан на крачках, у которых клюв короткий). Этот образ представляет мифологическое существо, известное как Тангата Ману или птица-человек.
За исключением некоторых случаев, все изображения нарисованы в профиль, некоторые представляют сплетение пар этих существ и три из них показывают птице-человека, держащего яйцо в руке. Таких изображений было найдено более 400, и одной из интерпретаций является то, что каждое изображение представляет собой победителя конкурса. Еще изображаются птицы, рыбы и черепахи.
Теперь давайте поговорим, что же за церемонии проводились в этой деревне Оронго. Согласно преданию, когда культ предков, представленный моаи, был заброшен, и произошла утрата престижа старого политического и религиозного порядка, возникли клановые войны за первенство во власти. Предположительно к концу XVII века было установлено, что лучший способ добиться власти – это провести выборы в виде соревнования. Победитель будет признан правителем, и он будет пользоваться рядом прав и привилегий по отношению к своим соперникам во время своего пребывания на этом посту.
Традиция сложилась так, что по мере приближения весны, каждый клан выделял участников для конкурса, который проводился в Оронго.
В кульминационный момент праздника конкурсанты должны были спуститься с обрыва Оронго и вплавь добраться до острова Моту Нуи через океан, где водились акулы. Это было первым испытанием, затем нужно было дождаться прибытия морских птиц и заполучить первое яйцо. Победитель объявлял своей команде результат, который сразу же превращал конкурсанта в Make Make, которым он оставался до следующего сезона. Вот такая демократия выборов…
Сегодня частью фестиваля Tapati Rapa Nui являются испытания, которые повторяют древние традиции острова. И хотя я не люблю приезжать куда бы то ни было в период массовой миграции туристов, но думаю, что здесь это очень красочное и запоминающееся на всю жизнь событие!
Пара рекомендаций для посещения – не забыть ветровку, так как наверху может дуть сильный ветер, а еще посещать Оронго лучше в первую половину дня, когда тени еще не легли на водную гладь озера, а солнце будет хорошо освещать всю панораму.
Кстати, внутри центра Оронго имеется очень хорошая информационная база в виде плакатов с понятными картинками и текстом на испанском и английском языках.
Если сперва посмотреть в музее эти картинки, то будет понятно, что ты увидел на камнях, и что означают эти изображения, потому что многие камни подверглись эрозии и рисунок на них стал не сильно четким.
Если подойти к краю скалы, то отлично видны острова Моту-Нуи и Моту-Ити, которые находятся примерно в километре от Рапа-Нуи, и на которых селятся птицы, и ты понимаешь, какой опасности подвергали себя молодые мужчины, чтобы добиться власти.
А мы спускаемся вниз и едем к последнему на сегодня сайту – Комплекс Винапу с мегалитической каменной кладкой. Ч.63
Продолжение следует...
- Адрес:
Orongo
Дешёвый ✈️ по направлению Остров Пасхи
- 30 дек 2020, 22:09удалитьПейзажи напомнили мне мыс Камуи на Шакотане, а такую кладку из плоских камней мы видели в Маленьком Папиго в Греции. Здорово!
- 30 дек 2020, 23:14удалитьКак здорово получать впечатления, аналогичные увиденным тобой.
Спасибо, Светлана - 30 дек 2020, 23:07удалитьЗамечательное описание традиций — они воплощают и дух и нрав народа
- 30 дек 2020, 23:15удалитьСпасибо, Ирина, как верно сказано, дух и нрав — и вот они традиции!
- 31 дек 2020, 00:04удалитьСпасибо за интересный рассказ, Татьяна. Сколько всего нового узнаю благодаря Турбине!
- 31 дек 2020, 00:09удалитьИ я тоже. Например, мне нравятся ваши рассказы о городах Германии, которую я совсем не знаю. Не считаю проезд вдоль Рейна с заездом в некоторые города, изучением страны. Скорее это была реклама, а вы ее еще больше усугубили. Меня всегда останавливало незнание немецкого...
- 1 янв 2021, 09:28удалитьСколько интересного в общем- то на небольшой территории. Я считала, что там кроме истуканов ничего нет.
- 9 янв 2021, 21:09удалитьЭто классное место. А разве не надо было взяв яйцо переплыть с ним обратно, вскарабкаться по скалам и вернуться не разбив яйцо в Оронго. В фильме "Рапа-Нуи" эта сцена хорошо показана, хотя конечно никто точно не знает как это проводилось, поэтому вполне могут быть домыслы кинематографистов.
Деревня и дома интересные, насколько помню узкие проходы через которые надо было вползать в дома имели целью также безопасность, что было актуально во время войны короткоухих и длинноухих ) ночью трудно убить противника если он спрятался в таком доме, в котором нет двери. А пока ты будешь проползать внутри, убьют уже тебя - 9 янв 2021, 22:56удалитьЯ тоже смотрела фильм Рапа-Нуи и уж, кончено, нужно было еще и обратно с яйцом переплыть...
Узкий лаз — это как в наших крепостях узкий вход, да еще и с поворотом, чтобы контролировать можно было...
Спасибо, Николай за комменты