В вечно шумной и многолюдной Венеции, как и сто лет назад, в отелях на Лидо останавливаются влюбленные и путешественники, приезжающие на остров в поисках уединения.
Мы решили остановиться на берегу Адриатического моря в курортном районе Венеции по другой причине – на острове Лидо в 1922 году жил Сергей Есенин — «Королевич» русской поэзии.
«Литературный туризм» — не самая популярная тема у туроператоров, нашим туристам и библиофилам пока приходится самостоятельно составлять маршруты и экскурсии по городам и местам, связанным с жизнью и творчеством известных писателей и любимых поэтов.
В мае Сергей Есенин с женой отправились в длительное путешествие заграницу и вернулись в Россию только через год.
В русской поэзии Венеция – город мечты и сказки, всегда перекликается с темой дальних странствий.
Путешествуя по Италии, просто невозможно проехать мимо этого города, словно специально созданного для романтиков и поэтов.
Как и многие туристы, русский поэт с женой решили поехать в Италию через Париж и столкнулись с теми же трудностями получения визы, как и мы — за сто лет так ничего и не изменилось.
В оформлении французской визы им не отказали, но заставили заполнить кучу документов и выполнить множество формальностей.
Визу во Францию они получили благодаря министру народного образования Франции по протекции актрисы Сесиль Сорель.
После недели, проведенной в Париже, Сергей Есенин с женой поехали в Италию, побывали в Риме, Флоренции, Венеции… В Венеции они остановились в отеле Эксельсиор.
Этот сказочный дворец был построен сто десять лет назад венецианским архитектором Джованни Сарди, получившим в 1908 году титул итальянского рыцаря.
Предприниматель Николо Спада, заказавший знаменитому венецианскому архитектору амбициозный проект «самого роскошного отеля в мире», пригласил на открытие отеля три тысячи гостей.
С тех пор отель Эксельсиор, получивший название самого крупного алмаза в мире, превратился в одну из достопримечательностей Венеции, модное место отдыха «богатых и знаменитых».
Необычный внешний вид отеля поражает с первого взгляда, в нем сочетается модный в прошлом веке стиль «прекрасной эпохи» с экзотическими мавританскими мотивами.
Многие называют этот дворец шедевром венецианского искусства начала двадцатого века.
На фотографиях европейского путешествия Айседора Дункан и Сергей Есенин в декорациях знаменитого отеля Эксельсиор, как живое воплощение стиля «модерн», отражающего моду и мировые тенденции архитектуры и культуры того времени.
Танец Модерн — его называли свободным танцем и дунканизмом, стал новым направлением в мировой хореографии, Айседора Дункан совершила переворот в хореографическом искусстве, в театральном костюме и в европейской моде.
Королева танца выходила на сцену в прозрачных античных костюмах и ввела моду на туники и античную простоту в одежде.
Газеты и журналы европейских городов, а затем и Америки много писали о Сергее Есенине, восхищались его внешними данными, элегантностью, стильной одеждой, но меньше писали о его творчестве.
В России творчеством гениального русского поэта восхищались при жизни, но из-за зависти, а может быть и по политическим соображениям, троцкистская пресса закрепила за русским поэтом Сергеем Есениным образ деревенского простака и это при его внешних данных, элегантности, артистичности, природном вкусе и умении одеваться.
Сегодня, как и сто лет назад, по известным причинам, про творчество русского поэта пишут мало или всякую глупость. Всем известно, это подтверждает ЮНЕСКО, Сергей Есенин – самый популярный, читаемый и самый издаваемый русский поэт в мире.
С легкой руки Валентина Катаева, современники называли его «Королевичем». Борис Пастернак видел в нем национального мифического героя: «…Есенин был живым, бьющимся комком той артистичности, которую вслед за Пушкиным мы зовем высшим моцартовским началом.
Есенин к жизни своей отнесся как к сказке. Он Иван-царевичем на сером волке перелетел океан и, как жар-птицу, поймал за хвост Айседору Дункан.
Он и стихи свои писал сказочными способами, то, как из карт, раскладывая пасьянсы из слов, то записывая их кровью сердца».
Конечно, Есенин не ловил Айседору Дункан — это она поймала известного поэта в революционной Москве, куда приехала на гастроли.
В Венеции Сергей Александрович с женой проводили дни на берегу Адриатического моря, наслаждаясь солнцем, морским воздухом и белым песком.
По вечерам, когда спадает жара, совершали длительные прогулки по большому каналу на гондоле.
От острова Лидо до площади Сан-Марко всего 15 минут на кораблике.
Переводчица Лола Кинель вспоминала: Айседора сидела в гондоле под бархатным балдахином, Есенин рассказывал о России и своей жизни.
Знаменитая американская танцовщица в этом путешествии не спускала влюбленного взгляда с мужа, окружая поэта заботой и любовью.
В беззаботной Венеции Есенин не забывал о проблемах, о родных и о том, что ожидает его в России.
10 августа 1922 года из Венеции поэт пишет сестре Кате: «…ты поезжай учиться… живи и гляди в оба. Ты должна учиться. Обо мне и моей семье, обо всем, что интересует моих врагов, отмалчивайся. Помни: моя сила — это благополучие твое и Шуры».
Вечерняя Венеция в окружении лазурных вод лагуны — идеальное место для романтического путешествия.
Остров Лидо – лучшее место для отдыха от дневной суеты шумной Венеции.
После открытия всемирно известного Венецианского кинофестиваля и казино, отель Эксельсиор стал центром светской жизни и развлечений богемы в Венеции.
Мавританский дворец в стиле «Прекрасной эпохи» часто появляется на обложках модных журналов и фотографиях кинозвезд, упоминается в светской хронике.
В наши дни в знаменитом отеле все так же, как и сто лет назад: те же фрески и люстры из муранского стекла, тот же мавританский дворик с фонтаном и в баре Blue по-прежнему в моде традиционный Апероль-спритц …