96 материалов по 51 объекту, 1 447 фотографий
- GPS
- Россия, пер. Каширина, 29 / ул. Правды, 8
Четверг. По залам художественного музея Оренбурга
В конце 1940-х годов по инициативе оренбургского искусствоведа С.А. Варламова и творческой интеллигенции города было написано коллективное письмо к руководству области о создании музея, но трудное экономическое положение послевоенных лет выдвигало на первый план совсем другие задачи.
В 50-х годах в связи с активным освоением целинных земель, с целью приобщения граждан к высокой культуре, вышли указы о создании художественных музеев в городах Урала, Сибири, Алтая. В 1960-х одах в Оренбурге был создан музей изобразительного искусства в небольшом одноэтажном доме на улице Правды.
Сергей Андреевич Варламов (1908-1971) стал его первым директором в 1960−1969 годах.
В 1983 году музею передали великолепное здание бывшей Городской Думы.
Здание Оренбургского областного музея изобразительных искусств относится к историческому памятнику регионального значения. Это двухэтажное каменное здание с портиком и колоннадой построенное в 1814 году по проекту архитектора М.П. Малахова (1781-1842) для Городской Думы в стиле классицизма.
.
Основа коллекции музея – собрание произведений академика живописи, художника-реалиста демократической направленности Л.П. Попова (1873-1914).
За время существования музея собраны коллекции древнерусского искусства, русского, советского и западноевропейского искусства, начиная с конца XVIв., в том числе живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство.
Часть экспонатов была получена из Оренбургского краеведческого музея, Третьяковской галереи, Русского музея, Саратовского музея имени А. Н. Радищева и частных коллекций.
..
К постоянной экспозиции музея относится отдел — Русская икона.
Здесь представлены редкие памятники искусства : "Сретение", "Евхаристия",
"Великомученица Параскева Пятница" XVII века,
произведения XVIII века — "Воскресение. Сошествие во ад", "Святая Троица",
"Иверская икона Божией Матери",
интересна необычная икона из Каргополья
"Голгофский крест" и другие.
Русское искусство XVIII- нач. ХХ века представлено произведениями живописи позднего романтизма. В коллекции картины художников второй половины XIX века: художников маринистов
..
И. К. Айвазовского, Л. Ф. Лагорио;
.
художников пейзажистов И. И. Шишкина, А. К. Саврасова;
..
полотна Маковского и Бронникова.
Советское искусство 1920-1950 годов представлено художественными произведениями на темы: Великая Отечественная война,
Герасимов С.В. "Сын вернулся",
Каплун А.В. "Елагин дворец"
освоение целинных земель, подъём производства, комсомольские стройки.
Басов В.Н. "Разбуженная степь"
В основном зале музея широко представлено творчество академика живописи, представителя позднего передвижничества, уроженца Оренбургской губернии Лукиана Васильевича Попова.
.
Лукиан Васильевич Попов родился в селе Архангельском, Оренбургского уезда, Оренбургской губернии в семье крестьянина. В 1876 году, после введения всеобщей воинской личной повинности, отца будущего художника призывают на службу в армию, а семья переезжает в Оренбург. Лука учился в приходской школе, затем в городском училище в Оренбурге.
В 12 лет мальчик попадает в писчебумажный магазин Курникова — в мир книг, красок, кистей и картин. В это время юноша знакомится с местным живописцем, который явился для него первым учителем. Лукиан с упоением трудится в иконописной мастерской, которую держал И. Мехед, позже художник напишет его портрет.
Два события 1892 года, как свидетельствуют современники, сыграли важную роль в судьбе начинающего художника – в Оренбурге демонстрировалась выставка картин кружка художников-любителей и в Оренбуржье побывал пейзажист А.М. Васнецов, с которым Лука Попов имел возможность пообщаться.
Молодой человек несёт к нему из магазина раму, знакомится с художником и, слушая объяснения, с жадностью рассматривает его картину.
Выставка и знакомство с Васнецовым окончательно вскружили голову будущему художнику.
Им овладела твердая решимость ехать в Петербург учиться.
С 1896 по 1902 год Лукиан Попов учился в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств в мастерской Владимира Егоровича Маковского, оказавшего значительное влияние на всё творчество художника.
Во время учебы Лукиан очень сдружился с однокурсником, художником Иваном Куликовым, который был родом из Мурома. Друзья вместе снимали квартиру на Васильевском острове.
Благодаря этой дружбе появился портрет Попова с усиками в модной шляпе, написанный Куликовым в 1900 году.
Лукиан Попов получил звание художника в 1901 году за картины "С просветом" и "Тихо".
После Рождества 1902 года Лукиан венчается в Троицкой церкви Оренбурга с шестнадцатилетней Верой Васильевной Крючковой, дочерью Оренбургского купца 2 гильдии из крестьян села Маловского Рязанской губернии Василия Яковлевича Крючкова.
Л.В. Попов "Девушка в красном сарафане"
По окончании Академии, художник посещает вместе с женой Германию и Францию.
В крупных художественных центрах западной Европы – Берлине, Дрездене, Мюнхене и Париже он развивает свой талант. По возвращению из заграничной поездки в 1903 году строит дом и живёт в Оренбурге до конца жизни.
Все 1900-е годы Попов плодотворно трудился в разных жанрах. Он одинаково убедителен и как жанрист, и как портретист, и как пейзажист.
Выступал Попов и в роли педагога, он преподавал рисование в Оренбургском Неплюевском кадетском корпусе, чтобы зарабатывать деньги на содержание семьи — у пары уже родились дочь и сын. Педагогическая деятельность тяготила художника, отвлекала его от обширных творческих планов и с 1910 года он определяется на должность нештатного преподавателя.
Лукиан странствовал с богомольцами на открытие мощей Серафима Саровского, ездил по Вологодской и Архангельской губерниям, изучал Башкирию и киргизские степи. Писал этюды.
В Оренбурге Лукианом Васильевичем расписана церковь второго кадетского корпуса, алтарь Введенского собора и иконостас церкви учительской семинарии, им написаны две картины для церкви Вознесения.
Летом 1913 года художник руководил работами по украшению Казанского кафедрального собора в Оренбурге. В соборе имелись семь картин художника В. Маковского, находившиеся в ужасном состоянии. Эти картины были реставрированы Поповым и поставлены под стекло.
Он был членом Товарищества передвижных художественных выставок, с 1909 года членом Общества художников имени А. И. Куинджи. Мастерство художника получило и официальное признание – в 1912 году Академия художеств присвоила Лукиану Попову звание академика живописи.
Жанровые работы художника отличаются продуманной композицией и тонкой психологической разработкой сюжета.
"Жених",
"Горе",
"Луга затопило",
"Крепкий сон",
"Чаепитие".
Отдельной темой выступает в творчестве художника тема крестьян-переселенцев, покидающих родные деревни в поисках заработка. Этих обездоленных людей художник видел на дорогах и вокзалах, в ненастную дождливую погоду и в заснеженной степи.
"Переселенцы зимой"
"Переселенцы ночью. Гроза"
Значимое место в творчестве Лукиана Васильевича занимали портреты. В них духовная чистота, сила, достоинство, открытость. Глубоким нежным чувством проникнуты многочисленные портреты жены художника — Веры Васильевны Поповой:
"Портрет жены в цветастом платке"
В 1914 году Совет Товарищества отказал Попову в размещении на очередной выставке картины, изображающей умирающего ребёнка, предложив автору убрать портрет с выставки "как нарушающий её праздничный тон".
Этого хватило, чтобы "убить" художника — на картине был изображён его умирающий сын.
С трудом отец переживал постигшее семью горе.
Из воспоминаний друга семьи:
У него был маленький сын, родившийся слепым. Врачи сказали, что это несчастье можно побороть операцией, и советовали обратиться к знаменитому окулисту в Харькове Л.Л. Гиршману. Отец с сыном из Оренбурга поехали в Харьков. Гиршман удачно сделал операцию, и ребенок должен был лежать некоторое время в совершенно темной комнате, в которую будет впускаться свет лишь понемногу, пока ребенок не освоится с первыми зрительными впечатлениями от мира и глаза не привыкнут к свету. Отец находился в другой комнате, рядом.
В одно утро, когда стали освещать комнату сына, он услышал его испуганный голос:
«Папа, папа! иди ко мне, я что-то вижу!» Встревоженный Попов вбежал в комнату и увидал его с широко раскрытыми испуганными глазами.
«Что с тобой?» — спросил отец сына и хотел было подойти к нему.
«Не подходи, не подходи!» — закричал неестественным голосом ребенок и замолчал.
Когда Попов приблизился, на него смотрели в неописуемом ужасе глаза мертвого сына.
Через месяц, в мае 1914 года художник умер, на сороковом году, от сердечного приступа, а все считали его по виду здоровым, цветущим и уравновешенно-спокойным.
После смерти мужа Вера Васильевна сдавала дом в наём под квартиру, а в 1940-х годах переехала с детьми в г. Куйбышев, где до сих пор живут потомки прославленного художника.
В октябре 1948 года она продала Оренбургскому краеведческому музею большую часть работ художника, письма, документы, что позволило основать в 1961 году Музей изобразительных искусств, в постоянной экспозиции которого Лукиану Васильевичу Попову посвящен отдельный зал.
Это был блестящий мастер сюжетно-тематической картины, умеющий соединить социальную остроту своих картин с высочайшей художественной культурой и подлинным талантом.
- Адрес:
29, пер. Каширина, Оренбург, Россия
- Дополнительная информация:
Часы работы: ежедневно с 10.30 до 18.00
Выходные дни: ПН-ВТ - Телефон:
8 (353) 277-64-83
Дешёвый ✈️ по направлению Оренбург
- 6 июл 2023, 11:28удалитьВ заметке невозможно выложить всё, но по части коллекции можно понять,
что музей занимает достойное место среди собратьев других городов. - 6 июл 2023, 11:24удалитьМолодцы-музейщики, восхищаюсь всегда тем, как размещена экспозиция и на чем делаются акценты! Хороший музей!
Спасибо за поход в него - 6 июл 2023, 11:30удалитьБыли приятно удивлены, что в залах слышна "живая музыка".
Спасибо сотрудникам музея — это их приветствие посетителям. - 8 июл 2023, 09:45удалитьПо манере подвязывания платка, жена художника была из старообрядческой купеческой семьи.
Почему же семья художника жила бедно, приходилось работать в училище , вместо любимого творчества?
Спасибо!