18 материалов по 13 объектам, 72 фотографии
- Россия, Орехово-Зуево, ул. Володарского, 20/1
Главный храм города
Выписка из подлинной шнуровой книги Ожерельского Волостного Правления гласит: «Приговор. 1864 года апреля … дня (день так и не был проставлен – Е.С.), мы, нижеподписавшиеся Московской губернии, Богородскаго уезда, Ожерельской волости, деревни Зуевой, а именно: староста Петр Андреев, Игнатий Егоров и проч. и проч. быв сего числа в общем собрании имели между собою суждение… выстроить каменную церковь в деревне Зуевой… Место для постройки каменнаго храма, мы обсудили при конце селения Зуева в количестве семи десятин, с тем чтобы разрешенный правительством базар… должен существовать в деревне Зуевой, в пользу строящагося храма, мы крестьяне избрали из среды себя для ходатайства и подписи доверенностей по сему делу крестьянина нашей деревни Ивлея Васильева Захарова. В чем сей приговор утверждаем своим рукоприкладством».
Храмоздатель нашего собора покоится под неприметным камнем у алтаря. Все мы обязаны ему тем, что наш собор существует, поскольку ему, как явствует из архивного дела, стоило изрядных трудов претворить задуманное дело в жизнь. 31 мая 1871 года Иов Захаров обращается с прошением к «Его Преосвященству, Преосвященнейшему Игнатию, Епископу Можайскому, Викарию Московскому и разных орденов Кавалеру», где пишет: «Православные жители деревни Зуевой всегда имели сердечное желание… иметь свой отдельный храм… Для сооружения храма на первый раз триста тысяч кирпича пожертвовали, до 15 тысяч деньгами, все один перед другим наперерыв заявляют свои пожертвования и с достоверностию можно сказать, что храм будет выстроен вчерне в два лета, на устройство новых иконостасов сейчас зуевские фабричные мастера заявляют желание устроить на свой счет, такоже с построением церкви намерены устроить образцовое училище, дабы не приглашать для обучения детей своих странствующих престарелых дев и вдовиц, которыя… издетства поселяют в них ложныя понятия относительно истин веры и обрядов православной церкви, дома для причта обязуюсь перенести на свой счет и устроить в лучшем виде, не обременяя ничем причт… В деревне же Зуевой, где предполагают построить каменный храм, находится до 450 душ мужскаго пола приходских и до двух сот домов с пятью обширными заведениями бумажными, на которых проживает до 6 тысяч фабричнаго народа. В праздничные и Воскресныя дни по неудобности хождения к службе в приходский деревянный храм фабричный народ остается без службы церковной и волею и неволею влекутся в питейныя и трактирныя заведения… По изложенным причинам благоволите разрешить и тем доставить православным христианам духовную радость – видеть храм в многолюдном селении, где народ остается без церкви и пастыря и предается пьянству и безчинным кличам, а с сооружением храма нашим обществом повелено будет не открывать ни питейных, ни трактирных заведений до окончания Литургии. К сему прошению временно московской купец Иов Васильев Захаров руку приложил».
Ходатайство Иова Захарова поддержали и священник Крестовоздвиженской Дубровской церквих Симеон Страхов, и благочинный Воскресенской церкви Павлова Посада протоиерей Сергий Цветков (поскольку раньше Зуево входило в ведение Павлово-Посадского благочиния), и игумен Спасо-Преображенского миссионерского Гуслицкого монастыря Парфений, который писал епископу Игнатию: «Можно ли такому месту отказать в постройке Церкви? Тут пять Церквей можно выстроить, и все будут полны, выстроены и украшены».
По рассмотрении всех ходатайств и прошений последовало решение: «1871 года ноября 5 дня. По указу Его Императорскаго Величества Московская Духовная Консистория слушали дело о постройке каменных церквей… Приказали:… принимая во внимание, что потребность иметь церковь в деревне Зуевой по многочисленности ея населения и для противодействия расколу оказывается действительной… дозволить построить в оной деревне новую каменную церковь… на избранном месте и на имеющияся в виду средства…Подписано: Богоявленский Архимандрит Никодим, Златоустовский Архимандрит Григорий, Покровскаго Собора протоиерей Александр Воскресенский».
Строительство несколько затянулось, и поэтому Иов Захаров исхлопотал в консистории позволение временно установить в Зуеве бездействующую деревянную церковь из села Войново-Гора, что и было исполнено. В целом зуевский пятикупольный храм общей площадью 1240 кв. метров был готов к 1890 году (колокольня была еще временной, деревянной). И в этот год главный придел церкви был освящен епископом Можайским Александром в честь празднования Рождества Божией Матери – как и первый приход зуевцев на речке Вырке. В начале XX века были освящены приделы святителя Николая Чудотворца и Пантелеимона Целителя, затем, наконец, возведена трехъярусная колокольня. Надзор за постройкой осуществляли в разное время инженер Сергей Назаров и священник Феодор Орловский. Есть мнение, что в росписи храма принял участие знаменитый русский художник В.Васнецов. Сложно сказать, действительно ли некоторые росписи принадлежат его кисти, или же это реплика его работ, исполненная иным художником – но в том или ином случае, изображения четырех евангелистов на «парусах» под большим куполом и сцена крещения Руси над свечным прилавком восходят к васнецовским росписям киевского Свято-Владимирского собора. Между тем, в алтарной части храма существует клеймо, гласящее: «Сию живопись русско-византийскаго стиля, картины все и орнамент, исполнил художник Иван Григорьевич Кленов с сыновьями. 1929 год. Ноябрь».
Приход советской власти ознаменовался конфискациями метрических книг и храмовой печати, а также церковного капитала, земли, дома священника Павла Архангельского, приходских школ. Еще до 1926 года в г. Орехово-Зуево создается викарное епископство: викарный епископ должен был исполнять в вверенном ему викариате функции правящего архиерея в случае ареста или гибели действующего. Первым викарным епископом Орехово-Зуевским стал прославленный в лике новомучеников епископ Никита (Делекторский; расстрелян в 1937 г.). Другой новомученик Орехово-Зуевской земли, протоиерей Василий Никольский, до 1934 г. был настоятелем собора Рождества Богородицы и Орехово-Зуевским благочинным (расстрелян в 1937 г.). В период с 1939 по 1943 гг. храм был закрыт, затем богослужения в нем возобновились. Очередная опасность нависла над храмом к 1985 году, когда, к столетию Морозовской стачки, возникла мысль представить Орехово-Зуево как показательный город «большевистской славы», в котором не должно было быть ни одной церкви. К счастью, замыслы нечестивых не стали реальностью, а затем изменилась и политическая обстановка. Прошло всего два десятка лет, и Богородицерождественский собор – центр крупного благочиния, средоточие духовной жизни города и района.
21 июля 1991 года наш храм стал свидетелем события, ознаменовавшего начало духовного возрождения Руси: вновь обретенные мощи св. преподобного Серафима Саровского на своем пути из Москвы в Дивеево пребывали в соборе; служил литургию сам Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В память об этом событии в притворе храма помещена мемориальная доска. Наконец, в 2006 году по благословению Владыки Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского в центральном приделе храма был установлен и освящен четвертый престол – в память Всех святых, в земле Российской просиявших. Так Богородицерождественский собор стал четырёхпрестольным.
- Адрес:
Орехово-Зуево, ул. Володарского, 20/1
Дешёвый ✈️ по направлению Орехово-Зуево