«Когда империи нездоровится, у колоний повышается температура.»
Все кто увлекается географией знают, что столица Судана это город Хартум. Лично я только после посещения этой страны узнал о понятии «тройной город». В него входят Хартум, Северный Хартум и Омдурман. Оказывается это не районы, а отдельные города, которые расположены в непосредственной близости друг от друга.
Главный город я вам ранее уже показал Хобот слона или там, где встречаются Белый и Голубый Нил
Теперь немного информации по Омдурману — второму по численности, но при этом самому густонаселённому городу страны. Здесь проживает почти 3 миллиона человек. Омдурман является коммерческим центром государства.
Чтобы попасть из Хартума в Омдурман мы проехали вот по этому мосту. Называется он White Nile.
Мост через реку Белый Нил был построен в 1924–1926 годах по проекту инженера Дормана Лонга. Мост также имеет названия Omdurman Bridge.
Общая длина моста 613 метров. По нему проходят автомобильные полосы и пешеходные дорожки. Это была первая достопримечательность Омдурмана на нашем пути.
Вторая встретила нас при въезде. Это фрагмент южных ворот в махдисткую столицу конца ХIХ века.
А это с тех же времён сохранились укрепления во время битвы за Омдурман.
Других туристических объектов в Омдурмане, как мне показалось, совсем мало, не считая большого количества мечетей, которые встречались на нашем пути.
Некоторые из них привлекали моё внимание и я конечно старался их сфотографировать. Особенно такие интересные минареты.
Мечети в городе аутентичные. Посещение их с туристической целью скорее всего не получится. Если куда-то и разрешат зайти, то внешний вид у вас должен быть подобающим всем здешним правилам.
Одно из самых известных религиозных сооружений на территории Омдурмана и всего Судана называется «Мечеть двух Нилов». Она была построена в 1970-х годах при Джафаре Мухаммаде Нимейри, который, придя к власти в результате военного переворота, в то время занимал должность председателя Революционного совета.
Строительство храма велось на общественные средства, свой вклад внесли также Саудовская Аравия и эмир Дубая. Открытие мечети Аль-Нилин состоялось 25 сентября 1984 года. Так как она является самой близкой к Нилу мечетью, то считается самым большим мусульманским храмом на Ниле от его истоков до устья.
Едем по улицам Омдурмана. Я фотографирую через лобовое стекло, находясь на заднем сиденье автомобиля.
В последние годы туристы не сильно балуют эти края, к виду камер люди тут не привыкшие.
Поэтому фото с жителями Омдурмана у меня немного.
Снимал в основном незаметно из машины.
По агрессии не знаю, старался не провоцировать, но думаю такого, как например в городах Южного Судана или ЦАР, где могут вызвать полицию, подбежать в попытке выхватить или разбить фотоаппарат, здесь нет.
В Судане и особенно Омдурмане ощущается истинное отношение к исламу. Здесь совсем нет алкоголя, жестко соблюдается намаз и другие молитвенные правила. Так что с фото будьте аккуратны либо доверьтесь рекомендациям гида на момент вашего посещения страны.
Ну, а теперь, переходим к главной достопримечательности города.
Это мавзолей в котором покоился Мухаммад, Ахмад ибн ас-Саййид ибн Абдуллах известный как Махди Суданский (12 августа 1844 — 22 июня 1885) — вождь освободительного движения, основатель суданского Махдистского государства.
Это реконструированный мавзолей. Ведь после битвы при Омдурмане купол куббы был разрушен огнём канонерской лодки. Тело Махди было извлечено, обезглавлено и брошено в Нил. Лорд Китченер хранил череп Махди, и ходили слухи, что он намеревался использовать его как чашу для питья или чернильницу.
Фрагменты гробницы были доставлены обратно в Великобританию в качестве трофеев, и многие из них сейчас хранятся в британских культурных учреждениях. Сохранились по крайней мере три больших латунных навершия с куполов гробницы. Один находится в Королевском инженерном музее в Кенте, другой — в замке Блэр в Шотландии, а третий — в Доме-музее Халифы (приемник Махди). Это мы как раз на территории данного дома.
Многие правительственные и другие общественные здания в Судане снимать нельзя, а здесь нам разрешили, не только снаружи, но и внутри. Наш местный гид показывает флаг Махдисткого государства.
Как вы понимаете, если приехать сюда не зная кто такой Махди и что он значит для жителей Омдурмана, то в принципе об этом мавзолее на следующий день можно и забыть. Поэтому я решил продолжить рассказ, но уже в историческом контексте.
Часто экскурсы в прошлое изменяют наше представление о сегодняшнем мире. Мы начинаем по-другому и с интересом смотреть даже на порой скучные объекты.
Итак, переходим к битве за Омдурман.
Во второй половине XIX века влияние Великобритании в Судане заметно усилилось. Эксплуатация населения египетскими оккупационными властями и национальное угнетение привели к восстаниям, сформировавшимся в сильное народное движение протеста.
Религиозную направленность этому движению придал его лидер Мухаммед ибн Абдаллах, который в 1881 году провозгласил себя «Махди» (мессией) и начал объединять племена Западного и Центрального Судана.
Победа над генерал-губернатором Судана Юсефом-Паши (египтянин) вызвала всеобщее восстание. Теперь всё население Судана признало Мухаммеда «Махди», и власть Египта была свергнута.
Потеря Египтом Судана, а также некоторые разногласия с Великобританией, стали причиной отдельного военного конфликта между ними. Египет ставил свои условия о прохождении Суэцкого канала британскими кораблями, что, естественно, не устраивало Британскую империю. Довольно быстро Египет был оккупирован британскими войсками и потерял независимость, превратившись-де-факто в английский протекторат.
Новая власть в Египте естественно хотела вернуть потерянные в сражениях с «Махди» территории, и поставила соответствующий вопрос перед Великобританией. Британцы согласились предоставить вооружение, но солдаты должны были быть египтянами. К осени 1883 года была создана восьмитысячная армия Египта. Её командующим стал английский генерал Уильям Хик.
Несмотря на его недовольство подчинёнными (они были плохо обучены, большая часть даже не умела читать, боевой дух отсутствовал, так как они не понимали предстоящей войны и не хотели воевать в пустыне), генерал был вынужден идти в бой. Так в сентябре этого года армия Хика выдвинулась в поход.
«Махди» не стал ничего выдумывать и испытанным тактическом ходом начал изнурять армию противника партизанскими набегами и длительными походами по пустыне. Не сделав никаких выводов о поражении египетской армии двумя годами ранее, Хик поддался на этот тактический ход, и более месяца бродил по пустыне вслед за суданской армией.
3 ноября недалеко от местечка Эль-Обейд армии, наконец, столкнулись. Абдаллах предложил армии Хика добровольно сдаться на щадящих условиях, но генерал решил вести бой. Измученная армия египтян, потеряв ещё в походах большую часть бойцов, потерпела поражение от воодушевлённых солдат «Махди». Судан полностью перешёл во власть Мухаммеда.
Каир и Лондон никак не ожидали подобных результатов. Египетские власти решили бросить новые силы, но англичане их отговорили. Было решено временно предоставить Судан самому себе.
Единственной проблемой оставалось нахождение многих египтян на территории Судана. Британия не могла остаться в стороне, поэтому нужно было провести эвакуацию, командиром которой был назначен генерал Чарльз Гордон.
8 января 1884 года британские власти предложили Гордону возглавить операцию по эвакуации египтян из Хартума. Генерал, посчитав это единственным выходом из создавшегося положения, согласился. Его приезд в Хартум был принят с воодушевлением египтян и с волной ужаса в армии «Махди» от воспоминаний его деяний в 1870-х.
Тем не менее Гордон, оценив ситуацию воочию, понял, что миссия обречена на провал и несколько раз запрашивал поддержку Британии, но королева Виктория ответила отказом.
У него оставалось всего два варианта: погибнуть с деморализованной плохо обученной армией или позорно сбежать. Как человек чести, он решил остаться, сел на верблюда и один поехал в лагерь «Махди» для переговоров. Мухаммед Ахмед «Махди» отверг предложение о мирном уходе армии Египта из Хартума, при этом, не считая Гордона врагом, предложил ему выбор — уйти нетронутым или погибнуть с армией.
В марте 1884 года войска «Махди» начали блокаду Хартума. Чарльз Гордон сумел удерживать город 317 дней. И хотя Британия в январе 1885 года в конце концов решила направить войска на помощь, суданцы умело заставили затянуть продвижение подкрепления.
За несколько дней до штурма, «Махди» снова предложил Гордону спокойно уйти, но английский генерал не позволил себе проявить слабость и героически погиб при штурме Хартума 25 января 1885 года.
Известие о поражении вызвало массовые недовольства в самой Великобритании. Англичане выступали с митингами, требовали отомстить за героя-генерала. И действительно, кампании последовавшие в конце 1890-х были проведены под эгидой мести за Гордона.
Победа в Хартуме и гибель Гордона произвели огромное впечатление на жителей Судана. Страна завоёвана, власть «Махди» беспрекословна. Рядом с покорённым Хартумом «Махди» начал строительство новой столицы — Омдурмана.
21 апреля 1885 г. до времени смирившийся с поражением британский парламент принял резолюцию «не предпринимать каких-либо дальнейших наступательных операций в Судане», — и иностранные войска были выведены из страны, а спустя два месяца вождь и знамя восстания, Махди, отошел в мир иной. Его наследником стал один из трех назначенных мессией халифов — Абдулла.
В столице победивших махдистов городе Омдурман расположилась резиденция халифа Абдуллы и был возведен мавзолей усопшего Махди. В новом Судане запрещалось носить одежду европейского, турецкого и египетского покроев, пить алкогольные напитки, курить табак, надевать золотые украшения, исполнять турецкую и египетскую музыку.
Из принесенных во время османского владычества новшеств сохранили артиллерию, производство пороха и кирпичей, чеканку монеты. Что касается работорговли, то её объемы значительно сократились, набеги на южные племена с целью захвата новых невольников не одобрялись властью, но в самом институте рабовладения махдисты не видели ничего дурного. Он не противоречил их традиционной морали. Свободу получили лишь рабы, принадлежавшие ранее туркам и европейцам.
Улучив момент, когда в Судане разразился продовольственный и финансовый кризис, Великобритания снова двинула свои войска против неугодного государства. Англичане тщательно готовили себе путь вглубь восставшего Судана, прокладывая железную дорогу, телеграфные и даже телефонные линии.
Битва началась 2 сентября 1898 года. Повстанцы наступали ровными рядами под белыми знамёнами. Британские орудия открыли огонь почти с трёх километров, пехотинцы — с двух. Солдаты, пользуясь большой дистанцией, стреляли не торопясь. При Омдурмане англичане впервые массово использовали пулемёты Максим.
Британская кавалерия быстро ушла под защиту пушек и пулемётов канонерских лодок на Ниле. В результате англичане потеряли меньше полусотни человек убитыми, махдисты — около десяти тысяч. Сражение стало знаком превосходства нового европейского оружия над отвагой традиционных армий.
Халиф Абдулла покинул Омдурман с остатками кавалерии и горсткой своих сторонников. Около года скитался он по дебрям Кордофана, пока след его не был обнаружен армией полковника Уингейта, будущего Сидара и Генерал-губернатора Судана.
После халифа убили его же собственные эмиры, пренебрегая предложением о сдаче. Судан фактически превратился в колонию Британской империи под видом англо-египетского совладения (кондоминиума). Источник
Мне было любопытно узнать, что в сражении при Омдурмане участвовал будущий премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль (на фото ниже), командовавший одним из эскадронов 21-го уланского полка. Его воспоминания — большой исторический труд под названием «Война на реке» — являются важным источником информации о суданском походе британской армии.Часть исторических снимков взята отсюда. Там ещё много других интересных изображений. А на сегодня — всё! Спасибо за внимание.
Мы покидаем современный Омдурман и едем дальше, знакомится с другими достопримечательностями Судана.
Про большинство из них я вам уже ранее рассказал.
Без чего не могут бедуины
Дорожные зарисовки - Судан
Знакомство с великим Нилом
Древний город Куш - храм Амона
Римский павильон и храм Апедемака
Портал в другой мир или детали пирамид Мероэ
Спасённые храмы или музейный сад города Хартум
Песочница богов или энергетика древнего города Мероэ
Наследие Каддафи или лучшая смотровая площадка Хартума
Мероитская эпоха - храмовый комплекс Мусавварат эс-Суфра