На третий день нашего путешествия по Перу началась его основная смысловая часть, знакомство с культурным наследством инков. Первая точка Ольянтайтамбо, храм-крепость на пересечении трех долин. Позиция стратегически очень выгодная, все вокруг просматривается на много километров. Долины внизу перекрыты каменными стенами. Но основная часть крепости расположенна на седловине гор по правому берегу. К ней ведет подъем по узкому карнизу, не больше двух воинов в ряд. При невозможности защищать весь периметр всегда можно отступить в цитадель, которая по сути неприступна. В крепости есть источник воды, а выше нее прямо в скале высечены склады продовольствия.
При этом реальным оборонительным сооружением является, по всей видимости, не сама крепость а небольшой форт расположенный где то метров на пятьсот ниже по течению Урубамбы. Его развалины можно разглядеть с крепостных стен Ольянтайтамбо. Форт построен в самой узкой части ущелья и соединен с крепостью тропинкой, попасть в него можно только через крепость.
Защитники форта будучи абсолютно недоступными для противника могут уничножать его в неограниченых количествах просто бросая камни вниз сидя на стене. Ущелье в районе форта на столько узкое что полностью контролируется воинами размещеными в оборонительном сооружении. Такое защитный комплекс (крепость + форт) мы увидим еще много раз, и в этом построении есть очень серьезная инженерная находка инков не использованая в европейской фортификации. Европейцы бы построили замок в ущелье на вершине утеса, почему такая серьезна разница в логике? Кто то тупой? Нет и те и другие сделали правильно (мы к этому еще вернемся).
Самое поразительное конечно кладка стен. Стены сложены из гранитных блоков килограммов по двести каждый в основном правильной формы. Блоки подогнаны друг к другу фантастически точно. Отдельные камни имеют дополнительные выступы и являются замками. Видимо именно такая конструкция без использования раствора является наиболее устойчивой в этих чрезвычайно сейсмоопасных условиях. Высоту стен определить трудно, видно, что они частично разворованы и восстановлены снова, конечно не с той точностью как были построены первыми владельцами.
В верхней части крепости возведен традиционный храм солца. Как и все индейские сооружения такого рода он строго ориентирован. Дополнительный эффект достигается за счет размещения по отношению к долинам. В определенное время суток на гранитные болоки падает свет восходящего и заходящего солнца. На части колосальных каменных блоков имеются выступы. Зачем они нужны знает индейский бог, а жаль что люди забыли. Представте себе сколько нужно было стесать гранита с блока три на пять, чтобы на поверхности остался тридцати сантиметровый выступ. Я мог бы теоретически предположить, что на этих гранитных блоках (видимо это алтарь-жертвеник) была облицовка. Я бы обязательно сделал! Представляете как золотая облицовочка на закатном солнце засверкает, а тут я на мерседесе, подданные в экстазе. Если была облицовка, тогда у выступов может возникнуть целый набор функций. Между блокам идет вставка сантимертров двадцать, по всей видимости компенсатор температурного расширения.
На самих колосальных блоках терщин нет, ладно сумели удачно выбрать монолит, но ведь уже после первой обработки простоял больше пятисот лет. Очень хорошее понимание свойств горных пород. В самой нижней части расположены широкие каменные лавки. Возможно инкским жрецам просто нравилось на них посидеть, полюбоваться закатом, и вообще по последнему постановлению перуанского правительсва, инки человеческих жертв не приносили.
Место нам очень понравилось, фантастически интересно. К сожалению вместо анализа техники строительства и попытки разобраться в функциональном назначении отдельных блоков, в литературе посвященной Ольянтайтамбо в основно повествуется о тесной связи инков с теми или иными формами «джинов», которые строили для них дворцы. Попытка обсудить, что то с гидом тоже не привела к успеху. Более того, когда он начал рассказывать про то что инки были высокими блондинами, а потом понаехали черномазенькие коротышки испанцы и загубили всю инкскую красоту, я от греха подальше, дал ему десять долларов и попросил попить пива внизу в городке и при этом сидеть в тенечке, так чтобы головку не напекло. Так что давайте сами без высокообразоного гида попробуем разобраться можно ли здесь было обойтись без джина.
Первое что делали джины, потому что люди этого сделать не могут – это точная обработка очень твердых камней. Все горные породы делятся на магматические, осадочные и метоморфические. Имено из самых твердых магматических пород (базальт, гранит, диабаз) строили инки свои храмы. А кто нибуть кроме инкских джинов строил из таких камней? А если взять какую нибудь горную страну с выходами магматических пород на поверхность, там из чего строили?
Не знаю как вам, а мне при словосочетании «горная страна» в голову приходит Армения. Смотрим... один из самых старых сохранившихся армянских храмов Гарни и вот мы уже готовы писать заметку «ЗАГАДОЧНОЕ Армянское нагорье или нелегкий труд инопланетян». Гарни постоен из базальта, построен на полторы тысячи лет раньше чем храмы инков, да и выглядит не плохо. Полированый до блеска камень, естествено идеальный стык (иначе просто стоять не будет). Таже самая циклопическая (без раствора) кладка. С эстетической точки зрения посимпатичнее выглядит, но ведь это кому какой джин достался, видимо инкский был очень прагматичен.
Самое удивительное, что древние армяне строили из очень твердых пород (базальта, гранита), а средневековые перешли на более мягкий туф. Почему? В средние века с появлением суперсталей они научились пилить камень, тогда их и заинтересовали более мягкие горные породы. Пока у них такой возможности не было, они кололи и истирали камень, при таком подходе легче работать с твердыми и зернистыми породами.
Как добываются магматические породы, как можно вырезать из массива сверхпрочной породы блок нужной формы. В том то все и дело что часто этот блок вырезать не нужно. Его можно взять почти готовым. Магматические породы склонны к формированию макрокристала и при их разрушении и выветривании очень часто образуются блоки близкие по размеру и по форме. Кроме этого при правильном понимании структуры камня вы можете очень аккуратно его расколоть он легко ломается в одних направления и очень устойчив в других.
Теперь после того как вы, так и не дождавшись джина, получили блоки пригодные для строительства. Вам надо качествено их обработать и подогнать друг к другу. Судя по всему и этим инки занимались сами, что интересно прямо в каменоломнях. Судя по найденым орудиям труда обратка велась двумя способами: скалыванием с помощью молота и истиранием. Методы ничем не отличающиеся от тех которые использовали в Старом Свете. В качесте рабочего элемента своих орудий инки использовали куски гематита и пирита, очень тяжелых минералов содежащих большое количество металов.
Разные группы инкских мастеров использовали разные подходы к обработке камней и как следствие разные системы кладок. Современым комментаторам инкского строительства особенно нравиться кладка из камней которые подгоняли друг другу. Сами инки предпочитали, как и любые профессионалы унифицированный материал. Для того что бы в этом убедиться достаточно посмотреть какой строительный материал где использовался. Чем ближе к столице Куско тем более простую форму принимают камни и достигают своего совершенства в главном столичном Храме Солнца.
У меня такое впечатление, что мы достаточно внимательно разобрались с подготовкой материала для строительства инкских храмов. Мне хотелось бы здесь остановиться в ожидании вопросов. Вы сами наверно понимаете все проблемы изложения технического материала людям с совершено разной подготовкой в этой области, мне очень нужно почувствовать в каком направлении и насколько активно мы можем продвигаться дальше. Большая просьба не задавать вопросов по перемещению крупных блоков материалов или по подбору места для строительства, эти темы мы рассмотрим в следующих заметках, здесь, пожалуйста, только выбор и обработка материалов.