— Так ты, выходит, татарин? — с сочувствием протянул Швейк.
— Тебе повезло. Раз ты татарин, то должен понимать меня, а я тебя.
— Знаешь Ярослава из Штернберга? Даже имени такого не слыхал, татарское отродье? Тот вам наложил у Гостина по первое число. Вы, татарва, тогда улепетывали с Моравы во все лопатки. Видно, в ваших школах этому не учат, а у нас учат.
(Прим. Гостин — моравский холм Святой Гостин (Svatý Hostýn) в 50 км от города Оломоуц)
Так Ярослав Гашек устами своего литературного героя бравого солдата Швейка упоминает одну из мистификаций в чешской истории — битву при Оломоуце во время татаро-монгольского нашествия в Европу. Чему же учили в чешских школах столетие назад?
В 29-титомном труде «История России с древнейших времен» историк XIX века С.М. Соловьев писал: «Страх напал на Западную Европу, когда узнали о приближении татар к границам католического мира. Известия об ужасах, испытанных Русью от татар, страшные рассказы об их дикости в соединении с чудесными баснями об их происхождении и прежних судьбах распространялись по Германии и далее на запад. Рассказывали, что татарское войско занимает пространство на двадцать дней пути в длину и пятнадцать в ширину, огромные табуны диких лошадей следуют за ними, что татары вышли прямо из ада и потому наружностью не похожи на других людей».
В январе 1241 года татаро-монгольское войско, разделенное на три армии под командованием трех внуков Чингисхана, с трех направлений вторглось в Европу: Бату с основными силами направился в Венгрию через Карпаты, Кадан — в Румынию через Молдавию, Байдар — в Польшу через современный Брест. За 3 месяца три тумена хана Байдара (30 тыс. воинов) захватили Люблин, Краков и прорвались к Вроцлаву. 9 апреля 1241 года состоялась битва при Легнице, в которой объединенное польско-немецкое войско Генриха Благочестивого потерпело сокрушительное поражение, сам польский князь пал в сражении, его голову насадили на копье, которое воткнули перед воротами города.
Французский король Людовик IX получил такое сообщение от магистра ордена тамплиеров, участвовавшего в битве при Легнице: «Знайте, что татары разорили землю, принадлежащую герцогу Генриху Польскому, и убили его с великим количеством его баронов, а также шестью нашими братьями и пятьюстами нашими воинами. И знайте, что все немецкие бароны и духовенство, и все из Венгрии приняли крест, дабы идти против татар. И ежели они будут по воле Бога побеждены, сопротивляться татарам будет некому вплоть до вашей страны».
С этого момента начинается путаница и откровенная фальсификация чешской истории, подхваченная и растиражированная русско-советской исторической наукой. Упомянутый выше С.М. Соловьев писал: «Уже татарам открыт был путь к Эльбе во внутренность Германии, как день спустя после Легницкой битвы перед ними явились полки чешского короля Вацлава I. Татары не решились вступить во вторичную битву, и ушли в Венгрию». Звучит так, будто чешская армия, подошедшая к Легнице на следующий день после разгрома польско-немецкого войска, двинулась наперерез предполагаемому движению татаро-монгол на запад, тем самым предотвратив их вторжение в Германию и вынудив их сменить направление европейского вторжения.
На самом деле чешский король Вацлав I, узнав о гибели своего шурина Генриха Благочестивого и о полном уничтожении его войска, осознал, что остался в одиночестве против армии хана Байдара и принял логичное решение не о защите Германии, а о возвращении в Прагу, где в срочном порядке стал возводить и укреплять оборонительные стены Старого Города длиной 1700 м, мобилизовав всех жителей и даже монахов.
После победы под Легнице хан Байдар дал свои туменам время на отдых, восстановление и пополнение запасов фуража, продовольствия, стрел, но через две недели получил приказ Бату (в русской истории Батыя) как можно скорее двигаться на юг, на соединение с основными татаро-монгольскими силами в Венгрии, чтобы достичь главной цели европейского похода — выйти к «последнему» морю, завершив полный разгром «вечерних стран». Покинув Польшу и продвигаясь в Венгрию, хан Байдар опустошил Моравию и предпринял трехдневную осаду ее столицы, которую назвали битвой при Оломоуце.
«История России с древнейших времен» историка XIX века С.М. Соловьева: «Татары пошли в Венгрию; на этом пути опустошили Силезию и Моравию, но при осаде Ольмюца потерпели поражение от чешского воеводы Ярослава из Штернберга и удалились поспешно в Венгрию».
«Поиски вымышленного царства» историка XX века Л.Н. Гумилева (сын Николая Гумилева и Анны Ахматовой): «Однако в Моравии чехи нанесли монголам поражение под Ольмюцем и заставили одну из монгольских армий отступить в Венгрию на соединение с главными силами».
Статья «СССР. ФЕОДАЛЬНЫЙ СТРОЙ» Большой Советской энциклопедии: «В 1241 году монголо-татары потерпели поражение от чешских войск под Оломоуцем».
Рассказ о том, что часть монгольского войска была разбита при Оломоуце чешским воеводой Ярославом из Штернберка встречается в других исторических работах и основывается на так называемой Краледворской рукописи. В 1817 году чешский филолог Вацлав Ганка заявил об обнаружении в церковной башне города Двур-Кралове-над-Лабем манускрипта XIII века, написанного на 12 листах древнего пергамента. Краледворская рукопись содержит 14 песен, посвященных легендарным сюжетам ранней истории Чехии, а третья песня «Ярослав» рассказывает о победе Ярослава из рода Штернберков над татарами под Оломоуцем:
В землю польскую пришли Татары,
Полонили все, что было близко,
Додрались до града Оломуца.
Тяжкая беда кругом вставала:
Брали верх поганые Татары.
...
Христиане сбиты, побежали;
Гонят их поганые Татары!
Но смотрите: Ярослав несется,
Что орел летит, могучий витязь!
Чехи с ним, что град из темной тучи.
...
Басурманы все оторопели,
Пометали саженныя копья,
И кто мог пустился по долине
В те края, отколь приходит солнце.
И врагов Татар не стало в крае.
Описанная в Краледворской рукописи битва при Оломоуце многие десятилетия имела большое пропагандистское значение и выступала средством национального возвеличивания — в одиночку, без помощи других народов, чехи нанесли татаро-монголам решительное поражение и остановили их продвижение в Европу. Лишь столетие спустя после находки рукописи стали высказываться сомнения в ее подлинности, основанные на исследованиях крупнейших лингвистов, но битва при Оломоуце продолжала упоминаться и описываться в исторических работах, включая приведенные выше русскоязычные труды.
В середине XX века было достоверно установлено, что Краледворская рукопись написана чернилами с использованием современных красителей, а специалисты по генеалогии подтвердили, что среди членов влиятельнейшего чешского дворянского рода Штернберков не существовало в XIII веке оломоуцкого воеводы Ярослава и это вымышленный персонаж. Сегодня в Чехии признается поддельность Краледворской рукописи, а битва при Оломоуце во время татаро-монгольского нашествия в Европу — мистификацией Вацлава Ганки, не обнаружившего, а написавшего рукопись.
Реальный ход событий того периода описан в книге «Монголы и Русь» историка Г.В. Вернадского: «Следуя приказу о скорейшем движении в Венгрию, монгольские силы не могли терять время на осаду моравских городов. Они разделились на несколько отрядов и грабили страну по мере продвижения. В противовес широко распространенной легенде, в Моравии не было решительных битв; через неделю или две все орды пересекли ее территорию».