Небольшой даже по меркам Македонии город, восьмой по численности населения в стране, Охрид тем не менее, обязателен к посещению. Это не просто одно из интересных и исторических мест Македонии, но и, пожалуй, самый красивый её город. Причём Охрид хорош не какой-то особой архитектурой зданий или улиц, он подкупает своей радостной атмосферой, органичностью, и, конечно, очень выигрывает благодаря великолепному расположению на берегу Охридского озера.
Несколько столетий назад, в 9 веке, город Охрид вошёл в состав Болгарии, более того, стал столицей нового царства-государства, основанного царём Самуилом.
Этого древнего царя почитают в Македонии не меньше, чем в Болгарии и считают национальным героем.
памятник царю Самуилу в Скопье — столице МакедонииЦарь Самуил из династии Комитопулов правил в Болгарии с 980 по 1014 год, ведя непрерывные войны с Османской империей. Благодаря своей воинственности, Самуилу удавалось сохранять независимость Болгарского царства, которое в те годы занимало большую часть Балканского полуострова.
В период своего успеха Самуил сумел дойти со своим войском до Пелопоннеса, но впоследствии османы или, как их называют западные историки — византийцы, отбили северо-восточные земли Болгарии. Тогда Самуил перенес столицу в Охрид, на территорию современной Македонии.
О-хрид на старославянском значит "на гряде", т.е. на горе. В Охриде имеется верхний и нижний город. Верхний — тот, что на высокой горе, виден ещё на подъезде, издалека. Словно корона венчает его старая крепость царя Самуила.
Самуилова твердинаПри ближайшем рассмотрении это всего лишь руины древней крепости, но руины величественные, так что побывать там определённо стоит.
Проходя через ворота, попадаем в историческую часть Охрида — Верхний город.
Внутри его стен не ощущается восточного влияния, несмотря на то, что несколько столетий Охрид находился под властью турок-осман.
Это оттого, что турки предпочитали селиться внизу, на берегу озера, в стороне от местных жителей, которые оставались на холме рядом с Самуиловой твердыней.
Поэтому в старом городе сохранились дома, построенные в традиционном балканском стиле, с белыми стенами и красными черепичными крышами.
Дорога представляет собой непрерывный подъем, но идти легко, особенно, если почаще делать фото-остановки и поглядывать в просветы меж домов на озеро и Нижний город.
Первой на пути к вершине горы нам встречается одна из древнейших значительных достопримечательностей Охрида — античный Амфитеатр. Не древнеримский даже — древнегреческий! Он "дошёл" до наших дней из 3 века до н. э., когда на этом месте находилась античная греческая колония Лихнидос — важная "станция" на дороге, ведущей от Адриатического моря в Константинополь.
Театр сохранился чудом, на протяжении столетий оставаясь скрытым под землёй. Обнаружили его случайно, когда во время строительства жилого дома рабочим стали попадаться камни с изображением бога Диониса.
Когда археологи раскопали античный театр полностью, то нашли даже хорошо сохранившиеся на камнях надписи с именами знатных людей древнего Лихиндоса, — имена тех, кто пожизненно закрепил за собой постоянные места на трибунах.
Кто же закопал амфитеатр, так хорошо "законсервировав" на долгие века? Историки предполагают, что во времена римского господства в театре проводились казни христиан. Естественно, это место было ненавидимо местным населением, и, как только власть сменилась, амфитеатр засыпали, чтобы стереть даже память о нем. Получилось!
Сегодня в амфитеатре, способном вместить 5 тысяч зрителей, проводится ежегодный фестиваль "Охридское лето".
Следующий археологический сайт "на подступах" к твердине Самуила, называется Плаошник. Это место в своё время являлось необычайно значимым духовным и просветительским центром и включало целый комплекс религиозных сооружений, впоследствии разрушенных.
В частности, на Плаошнике находилась церковь и школа Святого Климента Охридского. Фактически, здесь был первый в истории славянский университет.
Хотя всем известно, что родоначальниками кириллицы являются святые Кирилл и Мефодий, мало кто знает, что родина славянской письменности — Македония.
И ещё один интересный факт заключается в том, что Кирилл и Мефодий придумали только азбуку-глаголицу, а письменность, как как систему развивал уже их ученик Климент. Не зря Св.Климент считается покровителем образования.
Климент Охридский был проповедником и популяризатором славянского языка, он основал Охридскую книжную школу и оставил наследие литературных трудов на славянском языке.
Не случайно на Плаошнике в первую очередь была восстановлена церковь св. Климента и Пантелеймона. В этой церкви Климент Охридский проповедовал и занимался просветительской деятельностью.
Археологические раскопки ведутся на Плаошнике же второе десятилетие, и они ещё не закончены. По-настоящему грандиозное событие случилось здесь в 2007 году, когда археологи нашли огромный клад венецианских монет. Эта находка подтверждает существование торговых связей между Болгарским царством и Венецианской республикой.
В планах у македонских властей полностью восстановить весь комплекс, каким он был во времена святого Климента Охридского.
Знаю, что к "новоделу" все относятся по-разному. Что до меня, я даже слово это не переношу и считаю его употребление неуважением к труду исследователей и архитекторов, которые занимаются реконструкцией. На комплекс, возродившийся из руин, смотреть куда как интереснее, чем на бесформенные каменюки. ИМХО
Вот и крепость царя Самуила так красиво венчает город потому, что ее стены — результат реконструкции. Первоначальный форт, имевший 18 сторожевых башен, мощные стены, 6-метровой толщины, и протяжённостью в 3 километра, был разрушен.
В настоящее время за небольшую плату можно подняться на крепостные стены ради прекрасных панорам озера и города Охрид.
Внутри самой крепости смотреть в общем-то нечего, там ведутся раскопки. Знаете, что ищут македонские археологи? Доказательства того, что Самуилова твердина построена на месте более старых укреплений, воздвигнутых здесь македонским царём Филиппом II, отцом Александра Македонского, в 4 веке до н.э.
Понятно к чему старания? Очередной раунд в драчке споре с греками за историческое наследие. Не моё, казалось бы дело, но отчего-то именно македонцам желаю удачи :-)
Покидая Самуилову твердину, логично спуститься в город той же дорогой, что и пришли, но мы в какой-то момент отклонились вправо и пошли через лес. Южный сосновый лес, пронизанный горячими лучами солнца и гудящий от треска цикад.
Тропинки в нормальном смысле практически не было, спуск не просто крутой, а крутейший. Уместнее на таком была бы лестница. Я спускалась перебежками, тормозя руками о стволы деревьев — не цеплялась, а разбегалась, и выставив руки вперёд, и упиралась в намеченную метрах в 15 сосну. Это было ужасно смешно, хотя и небезопасно.
Но мероприятие того стоило, ибо мы вышли к озеру в изумительно красивом, пусть и самом растиражированном месте, оказавшись прямо над обрывом, на краю которого стоит церковь Иоанна Богослова.
А за ней — лишь гипнотизирующая синь Охридского озера.