Африканская бабочка и её жители. 13. На фестивале
Вновь Нигер и вновь пустыня
Застрял возле переправы в песках автобус. Водитель Мамаду говорит, что в таких случаях договариваются с кочевниками, которые приводят на помощь стадо зебу.
Наша Тойота опять идёт третьей, глотаем пыль, пыль, пыль. Окна закрыты, но она проникает в салон и от неё начинают слегка болеть глаза.
Скрашивают переезд остановки в интересных местах.Люди народности моро (относятся к белла) привели на водопой стадо зебу. Парень разгоняет большого быка, и животное вытягивает из колодца привязанный к нему бурдюк. Другой пастух разливает воду по корытам.
В одной книге читал, как в малийской деревне коза упала в глубокий колодец, испортив там воду. Жители пригласили арабского купца, у которого имелся ловкий раб. Старейшина, поторговавшись, договорился с арабом об оплате, тот, получив деньги, отправил раба в колодец. Нырнувшего, в пятый раз негра, вытащили на верёвках обратно в полуживом состоянии. В руках мёртвой хваткой он держал разложившуюся тушу козы. Добавлю, что происходило всё это в 60-х годах прошлого века.
В следующем месте удаётся увидеть женщин белла, пришедших с караваном осликов и кучей коз на Водопой, дабы набрать воды в канистры. Вообще, в пустыне редко встретишь полные семьи. Мужья заняты своими делами, а жёны при доме и при детях. Деревня народа Белла
За окном чередуются бесконечные пейзажи жёлтой выжженной саванны и полупустыни.
Водитель второй машины сигналит нашему Мамаду в опасных местах. Дорога хоть и идёт по пустыне, но везде стоят столбики обозначающие расстояние до Мопти. Проезжаем единственное деревце, которое служит чем-то вроде торгово-оптовой базы. Множество мешков разложены по кругу, а в середине, в тени от дерева отдыхают продавцы, ожидая клиентов.
Если товарищ Сухов ходил по пустыне с чайником, то женщины фульбе перекочёвывают на осликах вместе со всем скарбом, а чайник везут на голове. Кочевники пустыни Стройная осанка, доброжелательное отношение – такими мне запомнились фульбе. Достигнув гор, останавливаемся в одной из их деревень. Остановки в деревнях народности фульбе.
Увидев подъехавшие джипы, начинают выныривать из хижин женщины и дети. На некоторых красотках блестят вплетённые в чёлку золотые украшения. А в Тимбухту гид говорил, что золото встраивают только в парик, дабы злодеи не вырвали его вместе со скальпом. Видимо времена меняются. Дети начинают жутко кашлять, опасаясь инфекции, закругляем визит.
Заезжаем потом ещё в одну деревню, возле двух живописных осколков плато. Высматривая добычу, в синем небе парит орёл. Здесь есть что-то типа колодца и рядом растут пальмы. Молодой парень приводит своего мелкого брата, показывая его гнойную рану на шее. Мальчишке повезло, что мы сюда зарулили, водители достают аптечку и колдуют над раной. Медицина в Мали очень слабая.
Позже, улетая в Алжир, в салоне лайнера краем уха слышал, как работающий в Мали врач говорил, что на беспомощных малийцах часто испытывают новые препараты фармацевтические компании. Правда это или нет, сказать не могу. В отель попадаем на закате. Здесь есть интернет, просматриваю почту, отвечаю на письма. Ужинаем свежей рыбой из Нигера и ложимся спать.