Африканская бабочка и её жители. 23. У подножия Бандиагары
Наевшись пыли, заставляю себя пропихнуть внутрь ещё и обед в ресторанчике в деревне Пирели.
Деревня Пирели
Именно здесь проходят известные далеко за пределами Африки догонские танцы.
Пообедав, какое-то время ждём отмашки местного огона, после поднимаемся по склону на представление.
Артисты занимаются до 16 ч своими делами, и только после танцуют для туристов, облачая голый торс в костюм, а низ в синие национальные штаны.Танцы догонов
Главные танцы догонов проходят во время праздника Сиги, который бывает 1 раз в 60 лет. Последний раз он состоялся в 1967 г, в год моего рождения (как они интересно про меня узнали). Сиги справляют более 1500 лет.
История его появления такова. Один жрец-вождь перевоплотился в змею, но увидев пьяных молодых догонов, сделал им замечание. Огоны тогда могли перевоплощаться в любое животное, но говорить на языке людей из тела животного, было строжайше запрещено. Нарушив табу, старик умер. В наказание за это в деревне родился мальчик с красной кожей. Люди молились и через 7 лет были прощены, кожа мальчика вновь стала нормальной.
В честь этого события и проводится праздник Сиги. На нём участвуют более 100 масок. А для туристов воспроизводится праздник Дес Максвел, который служит ежегодной репетицией Сиги, здесь участвуют 12 масок.
Где-то за домами мелькнула красная маска, затем вторая, показалась и третья. Маски прячутся, местные женщины не должны видеть представление и актёров. Пусть дамы и занимают каждый раз плоские крыши вдали, но ритуал при этом не нарушен. Мы всей группой залезаем на большие валуны, настраиваем фотоаппараты.
Огон и его помощники просматривают ровную песчаную площадку на предмет острых камней и веток, если танцор поранит ногу – это дурной знак. Затем старик читает какие-то заклинания. В центре площадки уложена аккуратная горка из камней. Каждый камень соответствует жившему в деревне огону. Когда нынешний огон уйдёт в мир иной, его душа ляжет в горку камней посреди песка.
Ритуал заклинаний закончен. Вначале появляются несколько спортивных парней и привязывают к ногам ходули. Тоненьким ручейком тянутся на танцпол одетые в костюмы молодые ребята. Выходят старики, ранее танцевавшие в масках, и кланяются новым танцорам. Музыканты загнутыми колотушками стучат по двум большим барабанам, им подпевают железными голосами два непонятных инструмента. Узкая площадка заполняется примерно пятьюдесятью артистами. Маски приплясывая, пылят вокруг камней символизирующих умерших огонов.
Разнообразные маски привязаны к головам парней, каждая из них что-то обозначает и задобрит своего духа. У всех масок узкие вырезы для глаз, рта нет совсем.
«Смотри в глаза а не в рот», — говорят догоны.
Маска ходули – символ перехода догонских женщин через Нигер (когда их пропустили бозо).
Маска с рогами – богатство, белая высокая маска – мудрость, а примерно такая же но загнутая назад – призвана помочь от заболевания щитовидки (для многих людей щитовидка является здесь серьёзной бедой). Крестообразная канага выражает понятие о сотворении мира и человека в пространстве, подпирающего небо и землю. Особенно удивляет пятиметровая маска-доска, с восемью квадратными вырезами, в которых живут восемь предков, если вдруг такая маска ломается, представление останавливают. Человечек с согнутыми ручками и ножками, сидящий на квадратном основании является главным среди собратьев, это маска всех масок.
После совместного шествия по кругу каждая группа танцует отдельно. Каждая маска пляшет в своей манере,
Понимая это, стараемся быстрее с масками сфотографироваться и отпустить их.
Маски исчезают, словно их и не было. Через минуту на полянке ничто уже не напоминает об увиденном спектакле.Кто есть кто, или ещё раз про маски Африканская бабочка и её жители. 25. Их прошлое и настоящее