Как известно, в Курагинском районе Красноярского края обитает известный российский вероучитель Виссарион (www.vissarion.ru), который проповедует с 1991 г. и являет "Последний завет пославшего Его Отца Небесного". Его почитают (как нередко бывает) за Второе пришествие Иисуса Христа. Виссариона впервые я видел на его лекциях в Москве в начале 1993 года, он говорил очень хорошо, мягко и внешним видом тоже был какой-то христообразный. На фоне многочисленных конкурентов (мессий начала 1990-х) был лучшим из них. Поскольку близится последнее время, он призвал всех последователей ехать в Сибирь, где находится Сердце земли, и где за минувшие годы уже поселилось около 5000 его последователей, в нескольких деревнях (Петропавловка, Черемшанка, само Курагино и другие).
В 1996 году мы с Андреем Винокуровым посетили Курагино по пути в Магадан. Но в то время в общине были очень строгие порядки, например почти ничего нельзя было употреблять в пищу – ни молока, ни хлеба, ни сахара, ни майонеза. Мы покинули Курагино и поехали дальше в Магадан, коего и достигли 26.08.1996 г. И вот я решил вновь посетить святые места, чтобы узнать, как продвигается дело и учение Виссариона, и вновь, как и тогда, поехал из Абакана в Курагино на электричке.
Уже в электричке встретились люди с рюкзаками, которые меня узнали (ребята томичи — ехали они туда же). Курагино — большое село. Самая "виссарионовская" деревня — Петропавловка, там около 80% верующих, а ехать туда 80 км по грунтовке. Решили ехать автобусом, он опоздал на 1,5 часа, но всё ж появился.
Туда и приехали. Мои новые знакомые сразу рассосались (они ехали ещё дальше, в более дальнюю деревню Жарово, также населённую последователями), а я оказался в середине большого, весьма строящегося села. Среди пары сотен новых и сотни строящихся домов в три, и даже четыре этажа (деревянных). В селе были электричество, магазины, велосипедисты и прочее. Там же я увидел человека по имени Денис, который и стал моим добровольным спутником — показал мне всё: "Минусинский дом" (деревянный дом общественного назначения, очень красивый), храм (деревянный, и там же был священник, 59-летний дядька по имени Сергей), мастерские (изготовление корзин, стульев и других деревянных дорогостоящих предметов для богачей), и с ним же и направились на вписку — меня определили к Татьяне Денисовой, женщине происхождением из Москвы. У неё деревянный дом и рядом же на участке трёхэтажная деревянная домина — девочкинская рукодельная школа.
Голодные годы в общине уже прошли, и Виссарион разрешил своим последователям есть разную пищу (кроме мясной и алкогольной), так что и сметану, и хлеб, и сахар, шоколадки и конфеты тут употребляют, по желанию. Одеваются в обычную одежду и в доме имеют все предметы обычного быта — инструменты, мобильники, книги и порой даже телевизор. Оказалось, накануне, читая свои книги, Татьяна наткнулась на мой синий том "Автостопом по России" и ещё раз перечитала мои впечатления о Курагино и Виссарионе в 1990х гг. и заложила из закладкой. Так была моя сущность раскрыта, а я подивился, что даже в селениях есть мои книги.
Вечером мы, с моим «провожатым», бородатым-волосатым Денисом пошли на день рождения некоего мужика, и там были вкусности, человек 30, и много детей. Детей вообще много в селении, повсюду бегают, а школа в соседнем посёлке, Черемшанке. Сам же Виссарион живёт в особом городе, он называется «Обитель Рассвета», там всё деревянное и нет магистрального электричества — только солнечные батареи. Они не запрещены, но довольно дороги – как мне сказали, примерно 150 рублей за каждый ватт мощности.
В саму Обитель я не поехал. Во-первых я торопился на Трезвый Сход АВП на Байале, ну во-вторых, Виссарион появляется не каждый день, а изредка.
Дохода же денег большинство людей тут не имеют, так как рукоделием прокормляется лишь небольшая часть верующих. Некоторые ездят на заработки в Красноярск и другие города. В целом же народ приятный, адекватный и разговорчивый. Об этих местах больше меня знает Роман Печёнкин, который тут в 2006 году прожил недели три – как раз между первым и вторым посещением нашего иркутского дома. Он много интересного рассказывал; не знаю, есть ли у него описания в письменном виде.
Ну в целом место очень приятное, и народ, и голодных не видно, и дети не измученные. Единственное что подозрительно — это грядущие последние времена, типа как у шейха Назыма, грядушее исчезновение (в теченье ближайших лет) всей технической цивилизации и небольшие лишь остатки останутся, строить новое человечество. Началом которого виссарионовцы, конечно, считают свою общину. Хотя согласны, что и представители других религий, приличные самые представители, тоже в грядущее человечество войдут. И особенность местной теологии. По их теории, Бога как бы два: любящий Отец (Бог Нового Завета) и строгий «пофигист» Творец Мира (как бы "дедушка", Бог Ветхого Завета). Ну подробности теологии не буду здесь освещать — чтобы не грузить народ. Об этой общине, и об учении гуру, есть много материалов в интернете, как хвалебных, так и ругательных.
Ещё несколько слов о поселениях виссарионовцев. Если увидеть, что скоро (в ближайшие годы) окружающий мир будет рухаться, то понятно, что нужно собираться в сибирские селения. Но если конец света не произойдёт, а он что-то долго уже не происходит во все намеченные даты, — то понятно что нет какой-то особой пользы с-езжаться туда. Разве что ближе к самому Виссариону — получить совет на всякий случай. Но тем, кто не убежден в конце мировой системы вещей, лучше не торопиться углубляться в отдалённые сибирские селища, а стараться улучшить окружающий мир вокруг себя, тем более что это технически проще и удобней.
( После того, как я побывал у виссарионовцев, мои посты в Интернете об этой общине вызвали сотню комментариев. Одни писали, что Виссарион мудр и ведёт народ к счастью; другие – что он лжепророк и дурит последователей. Всем, интересующимся этой темой, рекомендую раскопать в моём ЖЖ эту полемику – она содержит аргументы и той, и другой стороны.
После этого у нас в московской моей квартире был небольшой религиозный диспут. Один из давних последователей Виссариона, бывший его противник, некий Владимир Камушек, 60-ти лет, доказывал всем, что Виссарион – Христос и рассказывал историю своего обращения. Кроме того, он написал большую книгу об этом. Всех интересующихся этой темой отсылаю в Интернет и в саму общину. )
…Из Петропавловки уехал автостопом, на машине дядьки, не являющегося последователем Виссариона, но относящегося к новым поселенцам хорошо.