Весь берег (уже не самого озера, а ведущего к нему канала) застроен гостиницами и ресторанами для туристов. Сейчас — в сезон дождей — они большей частью пустуют. В отсутствие туристов особенно бросается в глаза как много здесь монахов. Булдистских монастыре всего лишь чуть меньше, чем гостиниц, но монахов в них наверняка больше, чем бывает здесь туристов самый пик сезона. Монастыри начинаются от берега канала и идут на восток — один за одним. Переходы между ними зачастую настолько незаметны, что создается впечатление будто монастыри занимают половину города. Причем, они очень даже процветают. Достаточно зайти на территорию любого монастыря, чтобы увидеть, что новые (пусть и не таких стильных, но дорогих бетонных) зданий там ничуть не меньше, чем старых полуразрушенных строений (их очевидно уже не используют по прямому назначению, а сохраняют исключительно как реликвии).
Не берусь утверждать, что самый важный, но самый заметный и отличающийся своим архитектурным обликом монастырь - Ядана Ман Аун Пайя — стоит примерно в центре «монастырского квартала». В отличие от соседних монастырей, больше похожих на школы-интернаты (настолько много в них молоденьких монахов и послушников), здесь все тихо, спокойно, благообразно. Никаких тебе современных строений — все только аутентичное, самое новое — с середины прошлого века. Посетителей тоже мало. Оживление вносит только группа молодежи с увлечением играющая в плетеный ножной мяч (правила как в волейболе, но перебрасывать мяч можно только ногами, а не руками).
Дома на сваях
Воспользовавшись тем, что глубина озера Инле сравнительно небольшая, местные жители стали строить свои деревни прямо на воде. Дома они строят на сваях. Потом делают легкий деревянный каркас из дерева, а затем эту конструкцию обшивают сплетенными из бамбука циновками. Отдельные этапы такого строительства можно наблюдать и сейчас — во время поездки по озеру. В одном место торчат из воды торчат только сваи, в другом — уже и остов готов, в третьем — его начали обтягивать циновками. Строят здесь постоянно. И не только потому, что растет численность населения. Просто построенные по такой технологии свайные дома служат всего-навсего десять-пятнадцать лет. Потом их даже не ремонтируют, а сразу ломают и разбирают на дрова. На освободившемся месте строят новый дом — точную копию старого. Такие дома обычно двухэтажные (как и в обычных бирманских деревнях, которые мы посетили во время трехдневного треккинга по пути от Кало до озера Инле). На первом этаже — склады, сараи, кухни, а на втором этаже живут. Отличие от обычных деревенских домов даже не сваи, а оригинальные двухэтажные туалеты. Самый обычный деревенский туалет. Но стоит он на втором этаже и на первый взгляд напоминает пристроенную к дому лифтовую шахту. Жаль, не удалось заглянуть внутрь. Там только второй этаж рабочий? Или и первый тоже? Может, на первом этаже туалет для гостей? А на втором для хозяев?
При том, что традиционные деревянные дома на сваях не только продолжают стоять, но и строятся, все больше и больше им на смену приходят новые невыразительные бетонные коробки — вероятно, новые бирманцы уже предпочитают жить с большим комфортом.
Об улучшении уровня жизни свидетельствуют и новые, все более и более дорогие отели. Их строят в традиционном стиле, но уже не с удобствами «на втором этаже», а с полноценной канализацией, телевизорами и Интернетом. Самый шикарный отель представляет из себя группу домиков, раскинувшуюся вокруг одного большого административного здания с рестораном. Домики (скорее, бунгало) при этом не двухэтажные, а одноэтажные — так иностранцам, наверное, привычнее.
Лодки
Как и в итальянской Венеции, на озере Инле единственный вид транспорта — лодки. Они бывают деревянные — как маленькие, так и побольше (преимущественно в длину, а не в ширину). На больших лодках стоят простенькие моторы с винтом на длинном валу. Таким мотором очень удобно поворачивать, а на мелководье в случае необходимости можно быстро и легко поднять винт. На маленьких деревянных лодочках управляются обычными веслами (тоже деревянными — из тика). Но интересная особенность — манера гребли у «людей» и «женщин» разная. В то время, как женщины гребут самым обычным способом — как на каное, мужчины придумали свой оригинальный способ гребли. Они стоят на лодке, весло держат в руке, а гребут им нагой, зацепившись снизу за весло пальцами. Вероятно, такой способ гребли придумали специально для того, чтобы «людей» (на которых, кстати, тоже юбки, как и на женщинах) можно было издалека отличить от женщин.
Бюджет
Виза. На 28 дней через турфирму на Каосан роад — 2500 бат.
Валюта. 1 доллар США = 700 чат.
Транспорт. Пешком из Кало на озеро Инле — бесплатно.
Ночлег. Гостиница «4 сестры» в Няуншвэ — 6 долларов/чел.
Еда. Ананас — 200 – 700 чат/шт, манго 200 чат/шт. Печенье 300 гр — 1 тыс. чат. Лапша с мясом — 1500 чат. Пиво Мьянма 1250- 2000 чат. Пиво Мандалай 0.64 — 950 чат. Рис с овощами — 1200 чат. Суп-лапша — 500 чат. Суп — 300 чат. Чай с молоком — 200 чат. Чай — бесплатно. Суп-лапша в придорожном ресторане — 1300 чат. Кари в индийском ресторане в Кало — 2 тыс. Пончик — 100 чат. Кари тофу с кешью — 1500 чат. Вода 1 литр — 250 чат.
Достопримечательности. 3-х дневный треккинг из Кало к озеру Инле — 9 тыс. чат с чел в день. Лодочная экскурсия по озеру Инле (за всю лодку, на всех) — 18 тыс. чат.