Зазывалы в Хэйхэ ведут бизнес на доверии, не обременяя себя подписанием бумажек. Также поступал и мой тезка Андрей, которого я встретил за воротами таможни. Он помог мне подать заявку на визу, сделать фотки, найти гостиницу, а в конце запугал меня новостью об отсутствии ж/д билетов, так как сейчас в Китае сезон отпусков и добрая сотня миллионов китайцев путешествует по стране. Конечно, он пообещал достать билеты, и я отдал Андрею 550 юаней – на билеты до Харбина и до Пекина. Вообще-то я не рекомендую доверять свои деньги незнакомцам, но что случилось со мной сейчас расскажу.
Андрей из Хэйхэ
Человек из турофиса «Харбинских железных дорог», с которым я общался только по телефону, сказал, что для получения визы мне непременно надо выехать из Китая, например в воскресенье, а вернуться в понедельник. На выходных офисы закрыты и моя заявка поступит в полицейский участок на втором этаже таможни, где выдают визы, лишь в понедельник утром. Поэтому я в воскресенье отправился первым теплоходом обратно в Благовещенск.
Сторожевой катер на охране Благовещенска
Китайскую таможню прошел очень быстро, есть лишь одна очередь к пограничникам поставить штамп, а не шесть очередей, как в благовещенском речпорту. На теплоходе туристы и челночники обсуждали китайские порядки, больше всего их поразила чистота в Хэйхэ, никакого мусора. Магазины и торговые центры в Хэйхэ, кстати, на мой взгляд были очень скромными, по китайским меркам почти деревенские. В субботу я посетил два универмага на берегу реки: коммерческий город «Юань Дун» и оптовый рынок напротив. Похожи на наши китайские барахолки, торговцы на русском зазывают посетителей, чуть не хватают их за одежду, тащат в свои лавки. Ассортимент бедный, много фальшивок. Цены, хотя и низкие, но окупят переправу (1500 рублей) и взятки на китайской и российской таможнях (суммы мне неизвестны), лишь если закупать товары в оптовых количествах, и везти их в глубинку, например в Якутию, где цены на товары традиционно высокие.
В торговом центре Хэйхэ
Переправившись в Благовещенск я побрел по городу. Чувствовал себя несчастно: истратил кучу денег (на две переправы, визу, билеты), доверился уличному зазывале, а результатов нет – я все еще в России, а не в пекинском поезде как я планировал.
Рублей у меня не было (как вы помните, я все их поменял на юани), поэтому я позвонил Владимиру Григорьевичу, владельцу гестхауса на окраине Благовещенска, на улице Дальняя. Оказалось, он уехал на рыбалку и приехать за мной не может. Посоветовал взять такси за 300 рублей. Тут китайский Андрей стал звонить насчет билетов – из-за плохой, прерывающейся связи я ничего не понял, лишь успел ему прокричать, чтоб билетов не покупал – вдруг китайскую визу в понедельник мне не дадут. Тогда билеты пропадут.
Поменять деньги я так и не смог – в воскресенье в Благовещенске никто не работает. Как добраться пешком до улицы Дальняя в районе 5 стройки я представлял смутно, лишь помнил, что это было в 2-3 км от города от улицы Театральная. Я шел по параллельной ей улице Чайковского, которая начинается от речпорта. Кого бы спросить, все прохожие, к кому я обращался, не знали не то что про Дальнюю улицу, не могли подсказать где ближайший банкомат Сбербанка.
Работницы благоустраивают центральную улицу Благовещенска
Тут прямо на улице меня остановила женщина средних лет, сует мне листовку. Сперва я подумал, что это рекламный трюк, оказалось – нет. Интеллигентная женщина представилась Ниной. Спросила меня, хочу ли я жить в лучшем, новом мире. «Конечно, хочу». На листовке был рисунок – улыбающиеся люди разных рас на фоне красивой горной долины. Семья ласкает льва, девочка – медведя, высунувшего морду из кустарника.
«О, так вы – христианка»?
«Да, из общества Свидетелей Иеговы. У нас каждое воскресенье проводятся собрания на Вокзальной 62, это совсем недалеко от ж/д вокзала. Приходите!»
«Я бы пришел, но пока не могу найти улицу Дальнюю, это на пятой стройке».
«Так ведь это совсем в другую сторону»!
К моему счастью для Нины библейская заповедь «Помогать ближнему» была не пустым звуком и она взялась меня проводить через дворы на остановку около рынка, где я смогу сесть на нужный автобус. По пути я выслушал ее речь о христианстве, почему только оно поможет установить лучший, новый мир. Нина начала издалека, с первородного греха Адама и Евы, затем перескочила к титанам, которые населяли землю до людей. По ее словам, это были огромные, злые, вонючие существа мужского пола, которые всего в жизни добивались лишь грубой физической силой и насилием. Бог их покарал. Про их пол она специально повторила, так что я пожалел, что не родился женщиной. Шансов мало попасть в новый, лучший мир. Тут она узнала от меня, что я провел годы в Индии за изучением буддистской философии, и мы поговорили о разнице христианства и буддизма.
На остановке мы раскланялись. Было жарко, народа мало. На скамейке сидел белобрысый парень с младенчиком, было видно что от жары тот плохо себя чувствует. Я спросил у него, как мне добраться, он посоветовал либо 7, либо 33. Тут появилась полная девушка, его жена, она пыталась снять деньги с карточки, но банкомат не работал. После этого мы вместе сели в 33 маршрутку и вылезли вместе. «А дальше куда»? «Иди пешком по стрелке». Стрелкой он назвал прямое шоссе, через два-три километра виднелся лес и кое-где частные коттеджи.
По пути к гестхаусу
Идти пришлось очень долго, оказалось, что здесь был не тот конец улицы Дальней, и, к тому же, его еще нужно было найти. Спросив пару раз направление, на автозаправке и у мужика рядом со строящимся коттеджем, я пошел напрямик по проселочной дорожке, но она закончилась тупиком и дачей со злой собакой у ворот. Пес, казалось, вот-вот сорвется с цепи и бросится на меня. Лай привлек его хозяйку. Мы разговорились и она повела меня через огороды напрямик к Дальней, сказала, чтоб шел по ней, не смущаясь поворотами – все это одна улица. Мир все-таки не без добрых людей, убеждаюсь уже в который раз за этот день.
Мой пыл, правда, немного остудила полная грузинка-продавщица в магазине Зеленый Ветер, куда я зашел купить прохладительный напиток. Сперва она долго разговаривала по телефону с кем-то, а затем стала торопить меня с выбором, ее вишь ждет любимый сериал. Сделала замечание по поводу внешнего вида - рубашка от ходьбы совсем промокла. Сказала, что нужно бы прикупить шорты, майку, и на пляж, а не шататься по полям в окрестностях Благовещенска. И какое у нее дело, как я одет?
В гестхаусе было пусто, за исключением одного якутского мужика, он представился Колей. А, это про него ВГ говорил что-то по телефону. Я думал, он у ВГ работает, оказалось, что нет. Коля рассказал мне про свои злоключения, показал свои травмы, ушибы. Работает он инженером в якутской компании, которая купила бетонный заводик в Китае. Деньги заплачены, а заводика все нет, вот его и послали в командировку проверить отсылку груза. В Китае он бывал не раз, вспоминал как его с товарищами китайские партнеры принимали в Тяньцзине, Харбине по высшему разряду, в сверкающих башнях-небоскребах.
В этот раз, закончив дела на китайской стороне, он бродил по пляжу Благовещенска, и там познакомился с местными ребятами, те угостили его выпивкой, чуть ли не из технического спирта. А потом и пригласили переночевать. На следующий день голова гудела как будто ее поезд переехал. Затем, по его словам, местные стали придираться к наколке на его спине (какая-то геометрическая фигура в виде птицы), назвали его нацистом. Завязалась драка, он один против троих. Тут прибыла милиция, всех повязала, но местных отпустили, а с него менты вытребовали взятку в 12 тысяч рублей за то, чтоб дело о хулиганстве не начинать. Так он вышел на свободу, но без денег и возможности позвонить домой – его смарт-телефон был поврежден в драке и не подавал признаков жизни. Как он нашел гестхаус ВГ я так и не понял, видимо, сделать звонок домой ему все-таки удалось, но теперь, встретив земляка, он стал радостно делать звонки с моего телефона, жене, на работу.
Коля и ВГ что-то обсуждают
Вечером люди стали прибывать. Хозяин с семьей вернулся с рыбалки, потом появился дальнобойщик Валера из Алдана, рассказал мне о своей мечте съездить в Таиланд в отпуск. Он живет у ВГ уже давно, чувствует себя как дома. Вечером появился русский парень-водила из Якутска, привез семейную пару пассажиров, потом появился якутский коммерсант, только что купивший машину во Владике. Вот с последним Коля и договорился, чтоб тот увез его в Якутск без денег, где они рассчитаются.
На следующее утро они меня подбросили до улицы Зейская в городе и я направился во второй раз к речному порту Амурассо. Шел по улице Ленина, это центральный проспект Благовещенска. На центральной площади города стоял памятник Ленину в традиционной позе с поднятой рукой. Рука гневно указывала на здание администрации Амурской области, где работает губернатор. Можно понимать жест как хочется, но почему он к Китаю обращен спиной? В этом был какой-то символизм, но мои мысли уже были на другом берегу, заняты насущными вопросами китайской визы и билетов.
Памятник Ленину в Благовещенске
Пока переходил границу мой телефон звенел не переставая – оба «Андрея», и мой зазывала, и тот турагент из «Харбинских железных дорог» звонили по очереди, спрашивая про прогресс и давая инструкции, что делать. В полицейском участке визу дали без вопросов, единственное разочарование было в сроках – только две недели. На выходе из здания таможни меня встретили оба Андрея. Я расплатился с турагентом, а мой зазывала повез в другую контору, где он для меня забронировал ж/д билет до Харбина в этот же день. Приятный сюрприз, ведь я вчера по телефону ему говорил, чтоб билетов не покупал.
Кафе в Хэйхэ
Закончив с делами мы решили вместе отобедать по китайской традиции. Зашли в скромное заведение напротив моей гостиницы, со странным названием «Кастьюля Торт». Еда у китайцев, по-моему наблюдению состоит в основном из супов с овощами, лапшой и кусочками мяса или кровяной колбасы.
Китайское блюдо
Их делать легко – бульон отваривают отдельно, а потом лишь кидают и смешивают ингредиенты. На закуску подают кусочки непроцеженного сыра с зеленью, также в бульоне. Так как заведение было дешевым (не было блюд по 500 рублей/100 юаней, что обычно для ресторанов Хэйхэ), то и кусочков мяса было мало. Зато китайский хлеб, как Андрей называл жареные лепешки, понравился.
Китайский хлеб
На этом мое знакомство с Хэйхэ закончилось, и, забрав у мадам в отеле чемодан, я направился на вокзал, чтобы уехать в Харбин, столицу провинции Хэйлунцзян. Сто лет назад он был русским городом, каким же он стал теперь? Это мне предстояло узнать завтра. В поезде 4-х местный номер был очень комфортабельный, лишь не было розеток. Мои соседи китайцы попались не разговорчивые, но так как было уже поздно мы все быстро заснули.
Китайцы на привокзальной площади