Нораванк – удивительный по красоте и изяществу монастырь XIII-XIV вв., который расположен в 120 км от Еревана, недалеко от села Амагу.
Поездку сюда можно сравнить с походом в театр. Как и положено, свидание с этим удивительным созданием начинается еще на дальних подступах, только не с гардероба, как заведено в храмах Мельпомены, а с дороги. Последние несколько километров пути к монастырю воистину прекрасны.
В Армении много гор, очень много. Вся страна – сплошные горы. До Нораванка дорога тоже петляет между ними. Вернее, между высокими скалами, жадно изъеденными ненасытным ветром.
Скалы эти и красивы, и загадочны, и неприступны одновременно. Цвет у них яркий, красный, как будто создатели Нораванка специально договорились с природой и выпросили для своего творения эти удивительные каменные декорации.
Есть здесь темные расщелины, таинственные пещеры и сложная фактура, благодаря которой то тут, то там на поверхностях камня проступают какие-то странные фигуры и образы.
В общем, последние 10-15 минут перед встречей с монастырем, вашему воображению будет где разгуляться, сочиняя для этих мест собственные легенды и отыскивая в скалах невиданных существ.
А потом скалы отступят, словно разбегутся в стороны тяжелые театральные занавеси, и перед вами откроется потрясающая картина снежных вершин, подсвеченных софитами голубого неба.
Где-то там, высоко над головой уже можно будет разглядеть прекрасный, парящий над пропастью монастырь.
Стоит это воздушное создание на узком уступе ущелья реки Арпа, которое как будто специально создано для того, чтобы держать на себе, словно на высокой сцене несколько невесомых, древних церквей.
Основал монастырь на фоне этих роскошных декораций в 1205 г. епископ Ованнес, который до Нораванка был настоятелем монастыря в Ваганаванке. Сейчас в его ансамбле три храма — Сурб Карапет (св. Иоанна Крестителя), часовня Сурб Григор (св. Григория), церковь Сурб Аствацацин (Богоматери).
В XVII—XVIII вв. здесь появились крепостные стены. Кроме этого на территории монастыря есть несколько древних хачкаров. Но, безусловно, несмотря на древность и красоту, и стены, и хачкары играют здесь всего лишь роль массовки.
Церковь Сурб Карапет (св. Иоанна Крестителя) была построена в 1216-1227 гг. по заказу князя Липарита III Орбеляна. Несмотря на солидный, восьмивековой возраст, стоит она на развалинах еще более древней церкви, носившей такое же название и разрушенной землетрясением.
Сама церковь Сурб Карапет тоже несколько раз повреждалась землетрясениями, но всё таки дошла до нас практически в первозданном виде, сохранив и первоначальную крестово-купольную форму, и четыре ризницы в каждом углу, и ниши с хачкарами, и низкий шатровый потолок, и довольно мрачный интерьер. В 1261 г., когда храм отстраивали после очередного землетрясения, Сурб Карапет обзавелся элегантным гавитом (притвором), украшенным затейливым орнаментом над входом.
На западном фасаде церкви Сурб Карапет находятся уникальные каменные украшения. Над стрельчатым окном с достоинством восседает волоокий Бог Отец. Одной рукой он благословляет Распятие, на котором его сын искупает грехи человеческие, а в другой держит голову своего самого противоречивого творения — Адама, за грехи которого Иисус и страдает на кресте. Присутствует на этом изображении и Святой Дух снисходящий на голову Адама в виде голубя.
Ниже находится изображение Богоматери с младенцем Христом. Интересно, что Дева Мария изображена здесь сидящей на восточный манер, а вся композиция так хорошо проработана, что отчетливо виден даже орнамент ковра и его кисточки.
В 1275 г. с севера к церкви Сурб Карапет была пристроена прямоугольная часовня со сводчатым потолком Сурб Григор (св. Григория). Она, как и Сурб Карапет, служит усыпальницей князей Орбелянов.
Здесь находится несколько гробниц. Некоторые из них сами по себе произведение искусства.
Например, датированное 1300 г. надгробие княжеского сына Эликума Орбеляна, на котором изображен человек с головой льва.
Но самое прекрасное создание нораванкского ансамбля, конечно, церковь Сурб Аствацацин, 1339 г.
Она как изящная прима-балерина с идеальной осанкой и лебяжьей шей поднимается на пуантах и вытягивается в струну, чтобы выглянуть из-за занавеса и разглядеть, кто же сегодня пришел на её спектакль.
Стоит только увидеть эту церковь, и от неё, как от настоящей актрисы уже невозможно оторвать взгляд. Она одновременно и создает уникальный ансамбль Нораванка, и нежно, но уверенно солирует в нем.
Церковь Богородицы также часто называют Буртелашен, т.е. «построенная Буртелом», князем из рода Орбелянов, который финансировал строительство. Об этом свидетельствует надпись на стене, датируемая 1339 г.: «Волею Божьей, я, господин Буртел, князь князей, супруга моя Вахах и сыновья мои Бешкен и Иванэ построили сию церковь на наши праведные средства».
Первый, прямоугольный этаж церкви служит усыпальницей Буртелу и его семье. Второй этаж храма выполнен в виде креста и там находится поминальным храмом. Всё сооружение увенчано легкой ротондой с колоннами, которая придает церкви сходство с башней. На колоннах ротонды есть изображения Буртела, Девы Марии с Христом и фигуры двух богато одетых людей, один из которых держит в руках макет храма.
Западный фасад церкви украшен роскошной даже для армянских церквей каменной резьбой. Над дверью первого этажа находится изображающий Богоматерь с Христом и архангелами Гавриилом и Михаилом. Выше помещено изображение Христа и апостолов Петра и Павла. Все фигуры удивительно пластичны, как будто не высечены из упрямого камня, а слеплены из податливой глины.
Самая запоминающаяся и необычная деталь церкви Сурб Аствацацин – это легкая, узкая, консольная лестница, которая сама по себе кроме чисто утилитарной цели является элементом декора. Именно благодаря ей, единожды увидев нораванкский храм, его уже не перепутаешь ни с одним другим.
С виду лестница совсем невысокая. Однако подняться по ней очень непросто даже при наличии специального троса, натянутого вдоль стены. Спускаться еще сложней.
Строил церковь Сурб Аствацацин армянский скульптур и миниатюрист Момик и эта церковь стала его последним шедевром. Лебединая песня великого Момика оказалась такой нежной, что народная молва не могла пройти мимо и сплела вокруг этого храма прекрасную, но очень грустную легенду.
Но сначала реальные факты, которые известны нам о мастере. Момик был уроженцем Вайоц-Дзора, учился в лучшем для своего времени Гладзорском университете и был учеником знаменитого мастера Сиранеса. Впервые имя Момика упоминается в сборнике молитв 1283 г., куда вошли несколько его миниатюр. Также известно, что Момик был чартарапетом Гладзора, где преподавал ваяние и зодчество. Отметим, что армянское понятие «чартарапет» нельзя толковать только как преподаватель или учитель. Оно имеет более широкий, философский смысл и наиболее точно переводится как «создатель красоты». При этом жил "создатель красоты" весьма скромно. В частности, в одной из церковных книг есть запись, что обитатели Гладзора ютились в «тесных и холодных каморках». Здесь Момика приметил будущий митрополит Сюника Степанос Орбелян. В 1285 г. они вместе совершили путешествие в Киликию, где Степанос был рукоположен в сан духовного настоятеля Сюника. После возвращения Момик получает должность придворного зодчего и миниатюриста князей Орбелянов. В этот период Момик создает несколько великолепно расписанных рукописей, среди которых украшенное орнаментами Евангелие 1292 г.; созданное в 1302 г. и украшенное миниатюрами из жизни Христа крохотное карманное Евангелие размером 12 см на 8,5см; Евангелие 1307 г., которое из-за болезни глаз, постигшей Мимика, заканчивал еще один выдающийся мастер Гладзорской школы миниатюры Торос Таронаци.
В 1295 г. Момик работает в Татеве, поднимая рухнувший после землетрясения купол собора Петра и Павла, а также украшая местные храмы каменными орнаментами. Также рукой Момика высечены несколько уникальных хачкаров, каменный декор которых так тонок, что их называют «асехнагорц», т.е. «вышитые иглой» или "кружевные". Один из таких хачкаров, находящийся сейчас в Эчмиадзине¸ был создан мастером в память об умершем в 1303 г. митрополите Степаносе Орбеляне. Еще один кружевной хачкар был вырезан в 1308 г. по заказу княгини Тамта-хатун в память о её свекре, Тарсаиче Орбеляне. Этот памятный камень также сейчас стоит в Эчмиадзине. В Нораванке же можно увидеть уникальный по тонкости исполнения хачкар Момика с деисусом и удивительно тонким украшением из выпуклых звезд и цветов.
Не удивительно, что именно такому замечательному мастеру как Момик, князь Буртел Великий Орбелян заказал церковь-усыпальницу. Однако по легенде дело обстояло немного иначе. Говорят, что на старости лет влюбился мастер Момик в дочь князя. Если учесть, что первые работы мастера датированы 1283 г., то было ему тогда не меньше 60, а княжеская дочь выходила ровесницей его внуку. Но девушка ответила мастеру взаимностью. Да вот только высокородный отец невесты такому повороту был совсем не рад. Видимо, не желая терять талантливого мастера, но и не собираясь выдавать за него красавицу-дочь, князь пообещал устроить свадьбу, но только если Момик без посторонней помощи за три года построит прекрасный храм.
Долго тянулся отмеренный князем срок, но в итоге истек и он. Удивительно, но мастер с заданием справился и поставил посреди красных скал храм, такой же прекрасный, как и его возлюбленная. Даже в качестве меры длины взял Момик не мужской локоть, как это было тогда принято, а локоть возлюбленной. Однако свадьбе не суждено было состояться. Когда работа над храмом была практически завершена и мастеру оставалось вставить в купол единственный камень, князь послал к нему своего слугу. Тот столкнул Момика вниз, а последний, отесанный мастером камень, стал его надгробием. Нам же от мастера остался навечно застывший в камне спектакль, срежессированный им во имя любви. Поведав нам эту почти шекспировскую историю, Нораванк укутал свой блестящий ансамбль сизой дымкой, сошедшей с гор и опустил перед нами занавес красных скал, намекая, нам пора покинуть свои места в партере и отправиться путешествовать дальше по удивительной стране Армении.
Остальные материалы из этой поездки:
Камни у ног господних - Армения
Армянская трапеза
Армения. День 1.Отель Валенсия Резерт и аквапарк
Армения. День 2. Не спеши, и всё успеешь
Армения. День 2. Сошествие Единородного
Армения. День 3. От Еревана до Ахпата. Подорожные хроники
Армения. День 3. Санаин - тёмный замок христианского бога
Армения. День 3. Ахпат – разбежавшись прыгну со скалы
Армения. День 3. Одзун. Древние камни с живой душой
Армения. День 3. Алаверди. Вальс абрикосовых лепестков
Армения. День 4. Хор Вирап – монастырь над темницей
Армения. День 4. Арени-1. Старше пирамид и Стоунхенджа
Армения. День 4. Арени. Тёплый напиток солнечной долины
Армения. День 5. Синяя вода, Черный монастырь и золотая рыба
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Армения такая. Она может восхитить и удивить.
Комментарий понравился: