Въехав в арабскую часть Хеврона, мы сразу же потеряли ориентацию на местности. И если в еврейской его части я отлично ориентируюсь даже ночью, то найти с первого раза Свято-Троицкий монастырь оказалось задачей небанальной.
Первую попытку спросить дорогу мы предприняли на английском, обратившись к человеку, который всем своим видом показывал, что он и на арабском с трудом изъясняться умеет. К нашему удивлению, мужчина бодро затараторил на иностранном, начав грызть:
— Oh, my God, church! Oh, my God! Oh, my God!!! Church!!!
Практикуя свой забытый арабский, дальше мы пытались общаться с населением на арабском и спустя короткое время подъехали к воротам монастыря в окружении толпы местной детворы.
Мамврийский дуб — древнее дерево (возраст около 5 000 лет) в 2 км на юго-восток от Мамре (Хеврон), где, согласно книге Бытия, жил Авраам. Библия сообщает, что "явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного" (Быт.18:1). В тексте нигде не упоминается дуб, сказано лишь, что Авраам предложил трем ангелам, явившимся ему в образе путников: "отдохните под сим деревом" (Быт.18:4).
Вот что пишет о дубе том русский паломник, игумен Даниил в начале XII века: "Дуб же тот святой рядом с дорогой; когда там идешь, по правую руку; и стоит, красив, на высокой горе. А вокруг корней его внизу Бог вымостил мрамором белым как пол церковный. Вымощено около всего дуба того хорошего; посреди этого помоста вырос дуб святой из камня этого, удивительный! Дуб этот не очень высок, раскидист очень и густ ветвями, и плодов на нем много. Ветки же его низко к земле склонились, так что муж может, на земле стоя, достать его ветки. Окружность его в самом толстом месте две сажени, а высота его ствола до ветвей — полторы сажени. Удивительно и чудесно, что столько много лет стоит дерево то на такой высокой горе и не повреждено, не искрошилось!"
Надо сказать, что за последний век дела мамврийского дуба значительно ухудшились — дерево искрошилось и окончательно засохло.
Чтобы попасть в Свято-Троицкий мужской монастырь, на территории которого и расположен знаменитый дуб, необходимо подъехать к большим воротам и позвонить Анвару. Анвар знает пару слов на английском и большой живчик.
— Окей, окей, окей, окей! — затараторил Анвар в телефонную трубку, хотя мы еще не успели и двух слов ему сказать.
Буквально через пару минут по дороге от монастыря к воротам быстро семенил мужчина лет 60-ти. Он сторож монастыря в четвертом поколении и очень гордится столь большим постоянством своей семьи. У него четверо детей и он живет в старой постройке около монастыря.
В монастыре живут четверо монахов и сторож Анвар. Все монастырское хозяйство и быт они поддерживают сами, и содержат монастырь в идеальной чистоте. Сев на его ступени, вы не испачкаете даже белую одежду.
Инок Авраам (в миру Виктор) живет в Свято-Троицком монастыре уже 16 лет. Когда его отправляли с миссией на Святую Землю, по его словам, он был в ужасе: плохой климат, чужбина, арабы, неизвестность. Однако сейчас привык настолько, что даже кратковременная разлука с Хевроном — в тягость.
Недавно Авраам-Виктор на три недели ездил в Москву и просидел все время на даче у дяди. Мол, в город выйти невозможно совершенно — шум, гам, автомобильное движение. А в Хевроне — благодать.
По его словам, арабы особо не докучают. Монахи спокойно гуляют в рясах по Хеврону и иногда ходят через внутренний городской КПП к Пещере Патриархов. У них российские паспорта и автомобили с дипломатическими номерами.
Внутренний ремонт в монастыре был сделан совсем недавно и, в основном, усилиями живущих в нем монахов. Иконы для главного алтаря расписывали монашки из Горненского монастыря. Однако инок Виктор не очень доволен работой и планирует переделать иконостас в классическом "русском стиле".