Перейдём от практически вопросов к осмотру достопримечательностей, и начнём, естественно, со знаменитого Дуомо. Миланский собор не зря считается поистине совершенным произведением искусства, и сейчас, когда, наконец, закончилась многолетняя реставрация его парадного фасада, огромный храм смотрится совершенно великолепно. Строительные леса теперь переместились на тылы этой махины, но так как там они не мешают восприятию, то и чёрт с ними. А вот кто мешает восприятию, так это негры, слоняющиеся по прилегающей площади с разным барахлом на продажу — как выходишь из метро, так они тут как тут, и лезут довольно нагло, бормоча что-то вроде "Френд, френд". Друга себе нашли типа... И я с приязнью думаю, что прежние правители Милана всю эту приезжую шелупонь вытурили бы взашей быстро и без разговоров. И вообще, для того ли европейцы столько столетий строили свою цивилизацию, чтобы её затопила масса выходцев из третьего мира, выходцев бесталанных, наглых, ни в грош не ставящих своих благодетелей; получается в точности "попросилась переночевать, да его же и выгнала из дома". Не так давно, помнится, показывали по "Euronews" каких-то тунисцев, возмущавшихся "бездействием" итальянских властей: по мнению этих субъектов, их должны были обустроить, направить на языковые курсы, дать работу, и вообще всячески заботиться. Тот факт, что никто не обязан всю эту приплывшую ораву кормить, прошёл мимо сознания непрошеных гостей...
Словом, площадь перед фасадом Дуомо делят негры, голуби и туристы, причём последние заняты делом так, что не видят ничего вокруг. Посмотреть-то действительно есть на что, ведь колоссальное здание строили больше пятисот лет, начав ещё в 1386 году, а закончив лишь в XIX веке. Более того, учёные точно установили, что на месте собора раньше тоже были храмы; доподлинно известно только о существовании церкви Санта-Мария Маджоре — это её разрушили ради нового строительства. Заодно, кстати, пошла "под нож" и ещё куча зданий, включая дворец архиепископа, так что территория освободилась ого-го какая! Именно такая и нужна была для реализации грандиозного замысла, согласно которому новая постройка должна была стать венцом совершенства и по размерам, и по стилю. Тогда ведь в моду входила готика, и для её воплощения из Франции были признанные специалисты своего дела: сперва руководить взялся Николая Бонавентуре, потом бразды правления попали в руки Жану Миньо.
Сперва дела шли неплохо, и к 1402 году значительный объём работы был выполнен, вот только потом из-за политических дрязг и вызванного ими отсутствия денег стройка притормозилась. Всё же, миланцам удалось сдать собор в эксплуатацию, и теперь полторы сотни метров длины и стометровка в высоту делают главный храм Милана одним из самых больших религиозных сооружений всего мира.
Описывать здание совершенно бессмысленно, его надо видеть, причём как внутри, так и снаружи. Скажу только о таком аттракционе, который никак нельзя пропустить: есть возможность подняться лифтом на крышу постройки и тем самым убить двух зайцев одним махом — увидеть город с высоты, и вблизи рассмотреть те многочисленные шпили, которыми собор утыкан словно дикобраз иголками. Вход в лифтовую шахту находится с левой стороны фасада, стоит такое удовольствие, если верить последним данным, 10 евро, если же идти пешком по лестнице, то поход влетит в 6 евро.