- Будьте осторожны! В городе много машин, – предупредил нас хозяин венецианского отеля, когда мы уезжали в Падую. И действительно, было от чего вздрагивать. После нескольких дней передвижения по волнам и отсутствия даже намека на колесные транспортные средства город встретил нас громыхающими трамваями и сигналами скутеров. Ехали мы в Падую, как и многие туристы Венеции, посмотреть на фрески Джотто, что в капелле дель Арена.
Жил в 14 веке на свете ростовщик по имени Реджинальдо Скровеньи. И был он так жаден, что прославился этим среди соотечественников. Его даже Данте упомянул в «Божественной комедии» (в круге ада, конечно). Сын его, Энрико, тоже деньгами занимался – был банкиром. И, хотя сын за отца не отвечает, Энрико решил искупить отцовский грех стяжательства. Построил он на свои деньги капеллу и пригласил расписать ее лучшего художника своего времени – Джотто ди Бондоне. Художник создал своебразную «Библию в картинках», разместив на стенах церкви сцены из жизни родителей Богоматери, самой Марии и Христа. Джотто расписывал капеллу в течение всего одного года (не без помощи учеников, правда), а удивляются этому чуду уже семь веков.
Интересно, что на фреске «Поклонение волхвов» Вифлеемскую звезду Джотто срисовывал с кометы Галея, которая проходила над Землей несколькими годами раньше. Пытливые ученые обнаружили этот факт, и Европейская космическая комиссия назвала зонд, предназначенный для исследования комет, именем Джотто.
А что же загадки? В Падуе есть Святой без имени, луг без травы и кафе без дверей.
Святой без имени – это святой Антоний Падуанский. Хотя он не уроженец Падуи, и вообще не итальянец, а португалец, в Падуе и в Италии его очень любят. Для огромного числа людей он остается просто святым. В Падуе его так и называют – Святой, а базилика Св. Антония многими считается второй по значимости после Ватикана. К нему обращаются за чудом, потому что верующие в Антония считают его чудотворцем. У итальянцев есть даже шутливая поговорка: «Слишком много милости, святой Антоний!». То есть просящий получил больше, чем рассчитывал, и теперь придется чем-то поступиться. Ему читают молитву «Si quaeris» («если ты потерял») - молитву, помогающую находить утерянные вещи. К нему обращаются путешественники и больные. Около его изображения или статуи в церквях собирают милостыню, так называемый «хлеб для бедняков».
Базилика Святого была в лесах, поэтому заснять ее целиком мне не удалось. (В Падуе я вообще мало что запечатлела, поскольку бродила по городу с местной жительницей. А разговаривать и снимать было неловко). Внутри церковь роскошная, местные жители, паломники и туристы толпятся в очереди к реликварию, где хранится гортань Св. Антония, рассматривают Ковчег с его мощами и пишут записки с просьбой о милости. Это дело здесь поставлено основательно, при входе лежат готовые бланки с обращением на разных языках: «Дорогой Святой Антоний!». Видно, помогает.
Около церкви стоит памятник кондотьеру Эразмо да Нарни, по прозвищу Гаттамелата, работы Донателло. Гаттамелата означает Медоточивая Кошка: все свои дела кондотьер осуществлял с помощью хитроумной дипломатии.
На пьедестале видны двери – с одной стороны они открыты, с другой затворены: попавшему в царство смерти нет возврата. Прах Гаттамелаты, кстати, захоронет в базилике Санто.
Загадка номер два – луг без травы. Это Прато делла Валле, самая большая площадь в Европе (правда, меньше Красной площади, здесь мы впереди Европы всей). На самом деле травы здесь предостаточно. Десятки статуй известным падуанцам стоят по берегам искусственного канала. С утра здесь торгуют фруктами-овощами, а два-три раза в неделю всю площадь покрывают палатки с разнообразным барахлом. Не проподать же добру, в смысле, пустому пространству!
Но вот пора и подкрепиться. Мы движемся к третьей загадке и вдруг у палаццо Бо, где находится падуанский университет, видим странную картину. Приличного вида граждане обстреливают яйцами, поливают кетчупом и посыпают мукой ближних своих, напевая при этом тягучее «Дотто-о-о-ре, дотто-о-о-ре». Обстрелянные ближние воспринимают удары стоически и только прихлебывают из бутылок. Оказывается, это молодые ученые проходят шутливый обряд посвящения, который насчитывает не один век.
И вот наконец кафе без дверей – одно из самых роскошных кафе города с названием Педрокки. Раньше кафе не закрывалось даже по ночам - отсюда такое прозвище. Вкушают горячий шоколад и прочие пирожные на первом этаже, а на втором проводят музыкальные вечера и официальные мероприятия. Несмотря на роскошную старину, цены в кафе вполне демократичные.
Хотя мы провели в Падуе неполный день и не успели побывать везде, где планировали, город пришелся нам по душе - веселый, студенческий, незаурядный.