Немецкая (ныне Славянская ) улица спроектирована И.Е.Ефимовым и П.Д.Готманом в 1836-1839 гг. в новом районе, от перелома Канатной улицы до Немецкой площади (Лютеранского кладбища). В России отмечалась высокая степень веротерпимости с древних времен. В начале XVII в. в Н.Новгороде уже действовала лютеранская церковь. Еще большее число иностранцев, лютеран и католиков, жило в Н.Новгороде с конца XVIII в. (лютеранская кирха стояла в центре "дворянской" Б.Покровской улицы, католическая капелла — на спуске Зеленского съезда). Для Немецкого кладбища рядом с православным Всесвятским кладбищем в начале XIX в. было выгорожено специальное место, по которому спроектированная в 1839 г. улица получила свое название.
На территории Нижегородского края немцы появились в XVI веке. 4 сентября 1505 года в царствование Иоанна III (Ивана Васильевича) Махмет-Аминь привел под Нижний Новгород свое войско, насчитывавшее, по некоторым источникам, до 40000 татар и 20000 ногайцев. По легенде, кому-то из русских пришла в голову мысль, что можно предложить пленным "огенным стрельцам литовским, глаголемых жолнырянами", защитить Нижний Новгород с использованием их же пушек и снарядов, с которыми умели обращаться только военные пленники. Уже пять лет они томились в плену, в ямах, заживо погребенные. Их оставалось около трехсот человек, среди них — 12 воевод. Отважный воевода Хабар Симский обещает всем свободу, возможность уехать на родину, если помогут отбиться от Ахмед-Аминя.
...На стены Тверской цитадели вкатили пушки и навели их на неприятельский стан. Раздались выстрелы, полетели раскаленные ядра, "возмутились аки птичьи стада", по словам летописца; ногайцы и казанцы отступили. Так "жолныряне огненным стрелянием своим и град от взятия удержаша и народ от меча и плена избавиша".
Легенда гласит, что литовцы были освобождены и щедро награждены: воевода симский свое обещание исполнил. Часть литовцев вернулись на родину, а другие навсегда добровольно остались в Нижнем, обосновавшись на берегу Волги, на улицах под общим названием Панских. Там же впоследствии селились ливонцы, переселенные из Дерпта Иоанном IV: немцы, шведы, голландцы, имевшие свою лютеранскую церковь. Панские улицы соединялись с Печерской слободой, с верхней набережной Коровьим съездом. Как гласит предание, неподалеку от лютеранской церкви в Печерской слободе существовала православная церковь св. Праскевы. "Писцовая книга" свидетельствует, что "за старым острогом от церкви св. апостолов Петра и Павла, под Откосом, по берегу Волги реки к Печерскому монастырю слободка нижегородских немцев и литвы".
Позже, а именно в XIX веке архитекторами П. Готманом и И. Ефимовым в верхней части города была спроектирована улица, названная Немецкой, которая в 1914 году была переименована в Славянскую.
Большого притока немецкого населения на Нижегородчину не произошло. И хотя нижегородские немцы и обладали территориальной ("слободка нижегородских немцев и литвы"), конфессиональной (возможностью свободно совершать свое богослужение) и хозяйственной (немцы занимались преимущественно изготолвением спирта и пивоварением, состояли на военной службе) обособленностью, тем не менее нижегородская немецкая община не получила статуса колонии.
На Нижегородской земле многое, напротив, способствовало культурной ассимиляции немцев. Их жизнь протекала в непосредственной близости с другими этническими группами, которые обнаруживали в своем отношении к иноземцам достаточную терпимость и отсутствие жестокости. Кроме того, последующие изменения в положении колонистов не коснулись нижегородской немецкой общины, жизнь представителей которой была относительно спокойной вплоть до начала XX века.
Но вернемся к улице.
Главной примечательностью Славянской улицы является
Церковь Святителей Московских Кирпичная церковь в русско-византийском стиле, сооруженная в 1859-1860 при помощи купца Л. М. Коптева по проекту архитектора Н. И. Ужумедского–Грицевича. Четырехстолпный храм с невысокой шатровой колокольней завершен пятью четверогранными барабанами под луковичными куполами. Боковые приделы: справа Николая Чудотворца и апостола Иасона, слева Луки Евангелиста и Андрея Критского. Закрыта в 1930, венчания сломаны, использовалась под жилье. Возвращена верующим в 1997, отреставрирована. В 2004 главный престол церкви был переосвящен во имя Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, митрополитов Московских, и Ермогена, патриарха Всероссийского.
Примечания С 1997 храм является подворьем Серафимо-Дивеевского монастыря.
Дом на Славянской, 4 был построен в XIX веке. Наличники окон, балкончики здания украшены искусной резьбой. Дерево почернело от времени, но в целом здание сохранило свой уникальный вид. Как ранее писал NN.RU, до 1914 года улица Славянская носила название Немецкой, поскольку на ней проживала немецкая община. Во время Первой мировой войны под влиянием патриотических настроений она получила современное имя.
Уличный художник Андрей Оленев создал картину на стене дома № 4 по улице Славянской в Нижегородском районе. Нижегородец намеренно сохранил надписи, оставленные жильцами дома пять лет назад: «Мэр, дай жилье», «Мы люди, а не крысы», «Булавинов, у нас – лучше! Нет крыши и потолка! Махнемся коттеджами» (Вадим Булавинов — мэр Нижнего Новгорода в 2002 — 2010 году)
Очевидно, что жильцы превращают свой дом в транспарант не от хорошей жизни. В 2010 году горожане, чьи дома расположены в центральной части Нижнего Новгорода, вышли на митинг, требуя расселения и достойных условий для жизни. Были среди них и собственники квартир в домах на Славянской, которых инвестор – застройщик квартала – должен был переселить в новые помещения. Андрей Оленев создал аллегорическое изображение конфликта.