Четыре дня в Азербайджане. Ч - 20. Анардах и Романа
В посёлке Амираджан, среди хаотичной застройки, тянутся в небо, высотою 42 метра, два минарета мечети. Посёлок Амираджан и его мечеть
Построил мечеть в начале прошлого века богатый человек, Муртаза Мухтаров, похороненный здесь же в 1924 году.
Амираджан примыкает к Сураханам, граница весьма условна. Точно такие же одноэтажные домики, магазинчики, таксисты на Жигулях. Но это на первый взгляд, для местных существуют незримые границы.
В Сураханах проживают таты и иранцы. Знамениты Сураханы на весь мир храмом огнепоклонников, в путевых заметках его упоминают Дюма, Чехов, Менделеев. В современном виде храм, или точнее культовый комплекс, сложился не ранее 18 века, возникнув на освящённом традицией месте, издавна славившемся своими «вечными огнями». Возможно, что именно этот район и имели в виду гунны. Они упоминают вздымавшееся пламя, которое привлекло их, когда они возвращались прибрежным путём после одного из набегов на Персию.
Через ворота с башенкой заходим на территорию комплекса. Неправильный пятиугольник внутреннего двора окружён стеной, с небольшими зубьями, к ней пристроены 26 разноплановых келий. В центре двора само святилище – квадратный павильон с луковицеобразным куполом, под которым горит, в наше время уже искусственный огонь.
Павильон имеет с четырёх сторон проёмы, благодаря которым колыхающееся пламя, предмет поклонения, видно со всех сторон. На углах рядом с куполом пристроены трубы, служившие для выхода газа. Когда-то огонь сам вырывался из земли, на этом месте и построили храм. Очень тяжело представить, как это происходило, ведь огонь горел постоянно, температура зашкаливала, а нужно было класть плиты… Уже в ранних упоминаниях памятник именуется Атешгях, то есть священное место гебров – персов-огнепоклонников. Принятие Ислама на территории Азербайджана привело священное место в запустение. Позже, купцы индусы-огнепоклонники узнали о здешних чудесах и сообщили своим единоверцам на родине.
В описаниях 17-18 веков среди обитателей келий упоминаются только индусы, построившие храм и создавшие здесь маленькую колонию. Во второй половине 18 века, по одной версии, сдвинулась плита земной коры, по другой, более логичной, газ стали добывать промышленным способом, и выходить из земли он перестал. Индусы после этого вернулись на родину.
(Вообще вера огнепоклонников довольно сурова. Так например спасавшийся от нашествия монголов Саади, тот который по версии Есенина «целовал лишь только в грудь», пришёл в Индию и попал примерно в такой монастырь. Там он вынужден был, спасая жизнь, выдать себя за огнепоклонника. Позже Саади бежал из монастыря, убив охранника).
Красочные описания Березина и рисунки Гагарина помогли воссоздать атмосферу 17-18 века.
В кельях комплекса Атешгях представлены манекены отшельников-индусов, страдающих от самоистязания и аскетического образа жизни. Впечатление от фигур довольно сильное, помогающее понять реальную картину. И эти страсти происходили, когда вера огнепоклонников уже почти ушла. Что же творилось во времена её рассвета?Гид и водитель доставляют нас в аэропорт. Сердечно прощаемся с ребятами, большое спасибо им за приём! Сотрудник охраны аэропорта пропускает меня, в порядке исключения, с банками варенья на борт самолёта. Четыре дня в Азербайджане пролетели как мгновенье. Жаль, что не удалось попасть в Гянджу, в Казах, в Ленкорань…. Интересных мест здесь много, а значит, есть повод вернуться через некоторое время.