Движемся на юг, к одному из самых священных мест на земле – поселку Лумбини. Здесь около 2500 лет назад родился принц Сидхартха Гаутама из клана Шакья, позже основавший популярнейшее религиозное учение – буддизм. В центре Лумбини стоит каменный столб, его установил в III веке до н.э. индийский император Ашока и на языке пали написал, что на этом самом месте родился Будда, в связи с чем все местные жители освобождаются от налогов. Местные жители столбу обрадовались и с царем спорить не стали. Впоследствии история рождения Великого Учителя Востока обросла подробностями: вот тот самый пруд, в котором купалась Махадеви, мать царевича, незадолго перед родами. А вот отпечаток ноги маленького Будды. След на камне не по-младенчески большой и, как говорят, был вырезан специально по указу царя Ашоки. Но паломники на всякий случай молятся и отпечатку. Он находится на «том самом месте», где родился царевич, посреди древних руин, оставшихся от царского дворца. Сверху построен павильон, не впечатляющий архитектурной элегантностью, зато защищающий святыню от дождя и других природных явлений. Раньше на крышу павильона можно было подняться по лестнице и полюбоваться живописными видами. Но сейчас вход на лестницу закрыт – ноги паломников не должны быть выше главной святыни Лумбини.
На въезде в поселок выставлен щит с пятью священными заповедями буддизма Панча Сила:
1. не убивай;
2. не бери то, что тебе не принадлежит;
3. не искажай факты;
4. воздержись от чувственных удовольствий;
5. воздержись от интоксикантов (алкоголя и наркотиков).
Здорово напоминает ветхозаветные заповеди. Правда лишать жизни запрещается не только человека, но любое живое существо. Отсюда и принятое у буддистов вегетарианство. Причем ортодоксы стараются не трогать даже растения, хотя в этом случае непонятно – чем же питаться?
Буддисты со всего мира построили в Лумбини свои монастыри и храмы. План поселка придумал японский архитектор Кензо Танге. На западной стороне находятся монастыри стран исповедующих махаяну, «Большую колесницу» — поздний неканонический буддизм с демонами и бодхисатвами — мистическими полубогами, помогающими простым смертным достичь нирваны. На востоке расположились храмы теравады – «Учения древних» — старейшей ветви буддизма, отрицающей наличие богов и скорее относящейся к философии, чем к религии.
Любопытно сравнить монастыри разных стран. В китайском (махаянском) храме перед статуей Будды висят часы, чтобы медитирующие не забывали о времени и не задерживались подолгу. У стены установлены барабан и колокол, рядом табличка: «просьба не бить». Тут китайский буддизм отличается от тибетского: в Тибете наоборот следует медитировать подольше, а в колокол ударить посильнее, чтобы своей набожностью порадовать духов.
В корейском монастыре бесплатно размещают и кормят паломников. А вечером во время службы монахи бьют в колокол такой толщины, что звук тянется несколько минут.
В бирманском буддистском центре тишина. Ворота наглухо закрыты, а за высоким забором молча ходят иностранцы, медленно переступая с ноги на ногу – учатся медитировать.
Японцы соорудили высокую белую дагобу, чья задача — распространять мир на весь мир. Даже немцы построили свою ступу. Красиво декорированная ступа фонда Тары построена на тибетский манер и разрисована изнутри богами и демонами. На троне восседает сам Далай-лама, правда, всего лишь в виде собственного портрета.
Вход в Лумбини открыт для всех, независимо от вероисповедания, а вот выйти отсюда не буддистом – чрезвычайно трудно, настолько заразительна энергетика этих мест.