Непал
1194 материалa по 164 объектам, 34 233 фотографии
Непальские носильщики
По поводу носильщиков (porter) существует два полярных подхода — назову их "русский" и "немецкий". "Русский" подход заключается в том, что всё надо преодолевать самому и надеяться только на себя — с собой тащить палатку, снаряжение, еду и даже примус, и наслаждаться самим фактом преодоления немыслимо-трудных гор. "Немецкий" подход заключается в том, что, даже для небольшой группы снаряжается "экспедиция", в которую нанимается много людей — гид, носильщики, повара, инструктора. Немцы удовлетворяются тем. что преодолели горы за счёт хорошей организации, и при этом дали работу и поддержали семьи большого количества непальцев.
Для людей обычных, не стремщихся к подвигам и кто не может организовать собственную экспедицию, но просто любит горы — взять носильщика дело естественное.
Дорога в горных раонах проходит через большое количество мелких деревень, оборудованных лоджиями (lodge) — уютных но простых гостинницах для туристов. Часто их содержат тхакали — очень гостеприимныё народ, живущий в горах. Лучше всего искать носильзиков прямо в этих лоджиях. Хозяин гостиницы знает свою деревню, и может посоветовать хорошего парня (а то и девушку — непальские девушки могут тащить груз не хуже парней).
Носильщики как правило не говорят по-английски или знают самый минимум слов. Заработок перетаскиванием грузов — для них привычный, они идут уверенно и тащат тяжёлые рюкзаки. Шерпы на тропе в сторону Эвереста перетаскали на себе всё оборудование горных гостиниц — в том числе чугунные печи, кирпичи, огромные шпалы. Чтобы заработать побольше, носильщики берут иногда несколько рюкзаков сразу.
Стоит работа носильщиков для нас не очень дорого, с одной стороны они высвобождают силы, чтобы можно было по-настоящему наслаждаться горами и не думать о трудностях, которых и так достаточно. А с другой стороны — мы даём им возможность содержать семьи в далёких деревнях.
Когда мы шли небольшой группой, я один раз решил взять носильщика, чтобы не уставать при крутом подъёме. Мой товарищ был крупного телосложени, и мы договорились, что носильщик будет тащить его рюкзак, а мой товарщз — мой рюкзак, который был значительно меньще и воспринимался им как пушинка. При этом мы утяжелили рюкзак для носильщика несколькими тяжёлыми предметами других наших друзей. Своего носильзика мы назвали "дедом" — он был худым, осунувшимся и выглядел болезненно, однако нёс рюкзак уверенно и чуствовалось, что в горах он — хозяин. Мы сами казались крупнее, моложе и энергичнее. В одной из деревень мы нашли переводчика с его языка, и нам удалось долго и содержательно поговорить с "дедом". Ему оказалось меньше сорока, и он был младше нас (что для нас было неожиданностью). Сказки о здоровом образе жизни и горных долгожителях, как оказалось существуют только в глянцевых журналах.
Когда мы дошли до цели — мы тепло распрощались с носильщиком, оставив ему денег больше оговоренного.
Договариваться с носильщиком помогает его представитель — хозяин гостиницы или ресторана в начале пути. При этом следует оговорить, на сколько дней и на какой маршрут он берётся (оплата происходит по дням!). И очень важно — с питанием или без питания. Путеводители рекомендуют без питания — носильщику при этом платится чуть больше, а инфраструктура деревень позволяет ему ночевать и питаться в деревнях существенно дешевле туристов.
Один мой друг, который исходил Непал вдоль и поперёк, во время своего первого путешествия сильно заболел. Он придерживался последовательного "русского" взгляда на горные походы, но тут он вынужден был взять носильщика на долгий переход. Дорогу оценили в пять дней, но фактически путь занял не пять, а три дня. Когда он расплачивался с носильщиком, он заплатил за три дня, но носильщик оказался недоволен, утверждая, что была оговорена оплата на всю дорогу а не за дни. После сложных объяснений последним аргументом носильщика было — что он пожалуется... тому хозяину гостиницы, который помогал его нанять. Когда мой друг понял, что это — его последний аргумент (он никогда больше в жизни не попал бы в тот район и не встретился с тем хозяином гостиницы) — он заплатил спорную сумму, решив что так лучше. Шерпский носильщик был наивным и безобидным, рука не поднималась его "наказывать".
Мои немецкие друзья рассказывали, что их (четыре человека, две семьи) сопровождало в походе вокруг Анапурны девять человек "экспедиции". У одного парня не было ботинок, и он скоро простыл и стал кашлять. Им пришлось его лечить и они купили ему ботинки, так как дальше они не могли представить, что он сможет с ними идти.