История монастыря и его основательницы (окончание).
Для Александры Петровны возможность поселиться вблизи прославленных православных святынь представлялась настоящей душевной отрадой.
Сначала Великая Княгиня проживала в Мариинском дворце, но через некоторое время съехала в один из особняков в аристократическом районе города – «Липки», который был оформлен в аренду. Здесь она устроила скит и полностью посвятила себя Богу.
В тиши молитвенного уединения Александру Петровну все чаще посещает мысль об устройстве обители, о которой пророчествовал Феофан Затворник: «Будут пчелки, да ещё какая матка».
В это же время в жизни Великой Княгини происходят два события.
Событие первое. В 1888 году Александра Петровна покупает на одном из Днепровских холмов (местность – «Лукъяновка - Глыбочица») усадьбу с прекрасными тенистыми садами площадью более шести десятин.
Задолго до этого , в 1834 году, эти места после принятия схимы избрал для уединенных подвигов преподобный Феофил Киевский, с которым был знаком хозяин данной усадьбы, купец И. Диковский.
Однажды, когда они прогуливались вместе по саду, пр. Феофил остановился под большим дубом и, подняв глаза вверх, вдохновенно сказал:
- Молись, раб Божий Иосиф... Место, на котором мы стоим с тобой, - свято …
Купец пытался возразить, объясняя, что городская молодежь здесь по праздникам оргии устраивает и поэтому место это не может быть святым.
На что старец с уверенностью ответил:
-Нет, нет. Истинно говорю тебе: здесь воссияет благодать Божия и на том месте, на котором мы стоим, воздвигнут храм Божий. Дуб же этот срубят, а на его месте будет церковный престол, а весь твой сад обратится в девичий монастырь, Царственная жена станет его строительницей и правительницей.
Стела примыкающая к Никольскому собору с росписью, которая изображает сцену пророчеста о создании монастыря.
На этой фотографии вы видите сцену с пророчеством, запечатленную росписями на стеле, прилегающей к Никольскому собору.
Когда Александре Петровне рассказали (после совершения сделки по покупке земельного участка) об этом пророчестве – она была потрясена. После этого Её Высочество тотчас послала свою верную монахиню в Китаевскую пустынь с приказанием отслужить на могиле старца Феофила панихиду. С тех пор неизменно и благоговейно чтила память блаженного, заказала для себя написать его портрет.
Второе событие. 14 (ст.ст.) мая 1889 года Великая Княгиня обращается к Митрополиту Платону с прошением об учреждении в Киеве женского общежительного монастыря во имя Покрова Божьей Матери и уже 20 (ст.ст.) июля 1889 года получает благословение Святейшего Синода на устройство монастыря.
Незадолго до этого – 1 (ст.ст.) июля 1889 года, глубокой ночью в преднесении фамильных святых икон, сопровождаемая 80 –ю первыми послушницами, Великая Княгиня переехала из Липок в строящуюся обитель на постоянное жительство.
Здесь Александра Петровна получила исцеление от Почаевской иконы Пресвятой Богородицы, которую ей подарил в 1883 году Преосвященнейший Палладий Архиепископ Волынский и Житомирский, благословив её святой иконой с пророческими словами: «Молись этой святой иконе, получишь исцеление».
Вот как описывает сама Александра Петровна это чудо в письме к Митрополиту Киевскому Платону (привожу только выдержку из 2-х абзацев):
«В начале июля рано утром я дерзнула помолиться Всемощной нашей Заступнице и просила: «Если Тебе угодно, Матерь Божия, Царица неба и земли, воздвигни меня на служение Тебе, прими мои грешные труды и усердие, сподоби меня до последнего издыхания служить Тебе и святой обители, созданной во имя Твое, хранимая Твоим всесильным Покровом».
Помолившись, я взяла в руки костыли, заранее освященные на мощах святого преподобного отца нашего Агапита безмездного врача Печерского, - но костыли, не сделанные по моей мерке, оказались короткими, я на них опереться не могла, я еще раз вздохнула молитвенно ко Пречистой Преблагословенной Матери Господа нашего и сказала: «Помоги Ты мне!», встала и перешагнула несколько шагов».
Великое чудо совершилось и было воспринято Великой Княгиней как знак верного выбора дальнейшего пути.
Александра Петровна изъявила желание послужить Господу в иноческом чине. Её супруг не возражал против этого, было получено и согласие племянника – Императора Александра III.
Осенью 1889 года Её Высочество, Великая Княгиня Александра Петровна, облекшись в иноческое одеяние, с которым не расставалась до смерти, приняла постриг от афонского старца, иеромонаха, бывшего проездом в Киеве.
Это оставалось глубокой тайной до её кончины. Лишь после вскрытия духовного завещания почившей, все узнали что в инокинях она – Анастасия (греч. – «воскресение»). При жизни Княгиня-инокиня именовала себя «послушницей Александрой».
Жизнь её как инокини – была наполнена аскетизмом, ревностными молитвами, смиренным послушанием, непрестанными трудами на благо монастыря.
За это, за её милосердие монашествующие и миряне стали звать Александру Петровну – «МАТУШКА ВЕЛИКАЯ».
11(24 н.ст.) января 1898 года было совершено освящение места постройки будущей обители, а также произведена закладка домовой церкви и покоев Великой Княгини.
Именно этот день принято считать датой основания Киево-Покровского женского монастыря.
Обитель задумывалась препододобной Анастасией не только как женский монастырь, но и как лечебное учреждение для бедных, в котором роль младшего медицинского персонала выполняли бы монахини и послушницы монастыря. Великой княгине удалось реализовать задуманное, пожертвовав новому монастырю все свои средства (часть средств пожертвовала также ее семья).
Строительство обители шло быстрыми темпами, и уже через год вырос целый монастырский городок. Александра Петровна лично принимала деятельное участие в созидании и налаживании жизни в монастыре.
Этот план-макет дает представление о размерах (мощи) монастыря. План 1912 г. Сейчас, за монастырем сохранилась практически центральная зона обители (собор, церковь Покрова и кое-что рядом находящееся.
В течение примерно 20 лет (1889 - 1911) на территории монастыря было построено около 30 зданий - церкви, церковно-приходская школа с общежитием, корпуса для сестер, золотошвейные и иконописные мастерские, гостиница.
В том числе были построены и лечебные учреждения - бесплатная больница с терапевтическим и хирургическим отделениями, приют для слепых и немощных, амбулатория, аптека с бесплатным отпуском лекарств.
Главным врачом монастырской больницы был назначен Николай Викторович Соломка, который стал главным помощником великой княгини Александры Петровны, активно оснащая больницы монастыря современным оборудованием, достаточно сказать что первый рентгеновский аппарат в Киеве (и не только в Киеве, но и в восточной Европе) появился именно в монастырской больнице.
Построенная в 1893 году бесплатная амбулаторная лечебница для неимущих по своим размерам, удобству и оснащенности не имела равных во всей империи. Здесь без всякой тесноты принимали до 500 больных в день.
Благодаря высокой квалификации врачей смертность при операциях составляла не более 4%. В статистических сборниках такой процент "удачных исходов" воспринимался как что-то сверхъестественное.
Такому результату способствовал хороший уход за больными (его обеспечивали более 100 человек младшего медицинского персонала) и калорийное питание. Вот, например, чем кормили больных 30 апреля 1896 года: завтрак — чай с булкой, молоко, масло, яйца; обед — зеленый борщ, жаркое, компот; ужин — суп и тушеное мясо с картошкой.
По назначению врача пациенты дополнительно получали сырые яйца, вино и другие продукты.
Средняя продолжительность пребывания людей в лечебнице составляла, согласно статистике, 28 дней. Некоторые находились в больнице от 1 года до 3 лет, то есть до той поры, пока не достигался положительный результат лечения (к примеру, при туберкулезе костей и суставов, остеомиелите).
Как настоятельница она управляла всем хозяйством, расходуя на содержание и расширение монастыря личные средства. Одновременно как рядовая послушница, Александра Петровна, ухаживала за больными, ассистировала во время операций.
Сама великая княгиня занимала скромную келью.
На сайте истории Киева (http://www.oldkyiv.org.ua/data/pokrov_female.php?lang=ru) обнаружил любопытный факт.
Оказывается, что все расходы Александры Петровны в первые годы существования монастыря тайно контролировались спецслужбами: в архивах сохранились секретные донесения киевскому генерал-губернатору о том, "сколько, кому и куда было направлено средств".
Ни одна "комиссия" так и не смогла "придраться". В обители попросту не существовало "черной" бухгалтерии. А расходы были внушительными.
Только на текущие потребности монашеской обители княгиня каждый год тратила до 50 тысяч рублей, а на больницу — еще 80 тысяч.
Образцовая лечебница, столь необходимая Киеву и губернии, являлась предметом главной заботы Александры Петровны. Ежегодно здесь делали до 300 хирургических операций. Причем абсолютное большинство из них — успешно!
Проектированием и строительством монастыря занимался Владимир Николаевич Николаев (1847 - 1911), епархиальный архитектор Киева (позже архитектор Киево-Печерской лавры). В наше время одна из улиц Киева, на Троещине, где я живу, носит его имя.
Великолепная Покровская церковь и величественный Никольский собор, эскизный проект которого, кстати, был составлен сыном великой княгини Петром Николаевичем, были построены Николаевым В.Н., как я указывал в 1-й заметке в псевдорусском стиле (http://tourbina.ru/authors/piksel/travels/view/112309/memo/47282/).
Закладка Никольского собора состоялась 21 августа 1896 года. Первый камень в основания собора заложил император Николай II, второй — императрица Александра Фёдоровна, третий — великая княгиня Александра Петровна. Строительство собора продолжалось 15 лет (1896-1911 гг.). Он стал крупнейшим в Киеве. В настоящее время Никольский собор имеет два этажа и шесть престолов.
Начало его строительства шло довольно быстро, но в 1900 году августейшая благотворительница скончалась. Еще при жизни Александра Петровна обеспечила свой монастырь постоянными доходами, однако на дальнейшее возведение собора этих денег могло уже не хватить.
И все же работы, хотя и замедлились, были успешно завершены, и при этом из бюджета империи на них не поступило ни единой копейки.
После возведения собора специальный строительный комитет отчитался в затраченных средствах в размере 392 257 руб. 90 коп. Из них чуть более 150 тыс. руб. пожертвовала великая княгиня, 50 тыс. руб. — знаменитый филантроп Николай Терещенко и его супруга, более 40 тыс. руб. — другие благотворители; 70 тыс. руб. изыскал из своих внутренних средств монастырь, еще около 9 тыс. руб. персонально пожертвовали его настоятельницы. А остаток суммы понемногу собрала вся страна — в ходе официально разрешенных кружечных сборов на постройку.
В дальнейшем территория монастыря была расширена; больница обзавелась прекрасными кирпичными корпусами, чему способствовал сам царь Николай II, побывавший в обители двоюродной бабушки.
Великая Княгиня Александра Петровна, инокиня Анастасия скончалась в монастыре 13 апреля 1900 года.
«14 апреля. Целый день и ночь, толпами идут люди прощаться с Матушкой, а мы сестры стоим у гроба и плачем, плачем, кажется, что и конца не будет нашим горьким слезам» - такую запись сделала в дневнике одна из инокинь Покровской обители.
Похоронена великая княгиня Александра Петровна в саду монастыря рядом с Покровской церковью. Захоронение было очень скромное с деревянным крестом.
Уже в ходе реконструкции, проводимой активно с 1981 года, место захоронения Княгини-инокини подверглось обустройству.
Рядом похоронены: слева – настоятельница монастыря, игумения Маргарита ; справа – внучка София (в 1898 г. в Дюльбере в семье младшего сына Великой Княгини – Петра Николаевича родились две девочки-близнецы, одна из которых, София, умерла).
За могилами находится небольшая часовня, где можно помолиться и поставить свечи за души упокоившихся.
Могила расположена напротив стены Покровской церкви, на внешней стороне которой выполнена роспись с изображением Пресвятой Богородицы с Покровом в окружении Святых мучениц: Царицы Александры (покровительницы Александры Петровны) и преподобной Анастасии. Усопшие здесь, как бы, смотрят на своих божественных покровительниц.
История Свято-Покровского монастыря в Киеве величественна и трагична.
В годы воинствующего атеизма он разделил судьбу тысяч других подобных учреждений, когда после нескольких десятилетий активного строительства и расцвета был в одночасье осквернен, разграблен и затем предан забвению. Правда, в отличие от многих своих собратьев, не был уничтожен полностью. Его строения хотя и пострадали, но все же сохранились до наших дней. Ныне обитель переживает свое второе рождение…
В начале рассказа (ч.1) я написал: - Полагаю, Божье провидение вело меня в данное место, преследуя свои какие-то небесные цели.
Побывав в обители, я понял:
Во-первых:
1. Шум не беспокоит, а будит тишина.
2. В жизни надо бояться не смерти, а бояться - не успеть сделать все то, что должен сделать на Земле.
3. За тем, что видишь рукотворное, всегда зри Человека.
Во-вторых:
1. Получил много позитива.
2. Попутешествовал, как бы, во времени и насладился.
3. Обогатил свою душу, узнав много о Великой (во всех смыслах) личности.
4. Познакомился с духовным и материальным наследством, которое оставила нам, будущему поколению, Великая Княгиня Александра Петровна, инокиня Анастасия.
Согласитесь – не так уж мало!
В заключение даю справки.
Монастырские храмы:
- Никольский собор – 6-престольный. Верхний храм – в честь свт. Николая, с приделами прп. Сергия Радонежского и Всех Святых. Нижний храм – в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», с приделами Архангела Михаила и прп. Серафима Саровского. Приставной престол – в честь прор. Илии.
- Покровский храм (в настоящее время временно закрыт).
- Храм прп. Агапита Печерского – в монашеской богадельне (свободного доступа для мирян нет).
Святыни в Никольском соборе:
- Чудотворный список с Почаевской иконы Божией Матери (по молитве пред ним исцелилась основательница обители).
- Мощи прп. Анастасии.
- Часть от камня Гроба Господня — в Распятии.
- Часть Хитона Господня и частицы мощей прпп. Киево-Печерских (в иконе Всех Святых).
- Икона прп. Сергия Радонежского с частицей мощей.
- Икона свт. Николая с частицей мощей (выносится для поклонения в дни его памяти).
Настоятельница: игумения Калисфения (Шамайло).
Используемые материалы:
- «Преподобная Великая Княгиня Анастасия Киевская». Жизнеописание основательницы Киево-Покровского женского монастыря.; Киев, 2010 г.
Ссылки:
Свято-Покровский Киевский женский монастырь на Сайте истории Киева
Свято-Покровский Киевский женский монастырь на сайте Киевская Русь
Свято-Покровский Киевский женский монастырь на сайте Mesta.Kiev.UA
Свято-Покровский Киевский женский монастырь на сайте Анны Абрамовой
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.