В минувшую пятницу с первыми лучами солнца самаритяне начали празднование Суккота (праздник кущей), поднявшись для особой молитвы на свою священную гору Гризим.
Самаритяне (шомроним) — народ, живущий в Израиле, в квартале Неве-Пинхас города Холон (пригород Тель-Авива) и в деревне Кирьят-Луза около города Шхем (Наблус) на горе Гризим в Самарии (Палестинская автономия).
Языки: иврит и древнееврейский (самаритянская письменность на основе первоначального еврейского алфавита, близкого к финикийскому), самаритяне Шхема владеют также в совершенстве арабским. Религия — версия допрофетического иудаизма.
Единственные священные книги — Тора и Книга Иисуса Навина (в отличающихся от канонических вариантов версиях — особенно последняя). Численность — около 720 человек (2008 год).
Самаритяне считают себя потомками жителей Израильского царства, точнее, колена Иосифа, разделившегося на колена Ефрема (Эфраима) и Манассии (Менаше). Название народа и обозначение всей центральной части Палестины — Самария — происходит от названия последней столицы Израильского царства, основанной царем Амврием (Омри) и разрушенной Ассирией. Согласно иудейской традиции, самаритяне — потомки кутиев, переселенных Ассирией на территорию бывшего Израильского царства.
До недавнего времени самаритяне заключали браки только внутри общины. В связи с возникшими из-за этого проблемами руководители общины разрешили жениться на прошедших процедуру обращения в самаритянки еврейках и караимках, а затем — и на русских, украинках и т.д.
Самаритяне верят в абсолютную святость горы Гризим и не признают святость Храмовой горы. Пожалуй, это главное различие. Самаритяне следуют исключительно букве Торы и ни в грош не ставят Талмуд и все остальное еврейское наследие.
Гора Гризим, по традиции самаритян, славится шестью пунктами. Вот они:
- жертвенник из 12 камней Йешуа бин Нуна, принесшего его из Гильгаля, места, куда прибыл еврейский народ, перейдя Иордан.
- еще один жертвенник
- "Гиват Олам" - центр мира, проще говоря
- место, где Авраам увидел в кустах барана, присланного Б-гом завместо сына праотца Ицхака. Как сказал добрый самаритянин, "ну, точное место, конечно, не известно: так, плюс-минус 10 метров".
- место жертвоприношения Ицхака
- жертвенник Ноя
Самаритяне считают себя потомками жителей Израильского царства, точнее, колена Иосифа, разделившегося на колена Эфраима и Менаше. Согласно иудейской традиции, самаритяне — потомки кутиев, переселённых Ассирией на территорию бывшего Израильского царства. В переводе, самаритяне - хранители. Традиций.
Большинство молитвенников самаритян написано арабскими буквами. Подрастающее поколение гризимских самаритян иврит знает неслыханно плохо и просит в их присутствии "не выражаться", иначе не мапсут.
Пока большая часть группы прохлаждалась, четверо самых смелых и отважных залезли в мечеть, построенную на месте разрушенной византийской церкви. По одной из легенд здесь была похоронена Дина, дочь праотца Яакова. Около двух лет назад вход в макам был наглухо забит, однако в этот раз нам повезло больше. Металлическая дверь, находящаяся почему-то практически в середине высоты стены, была открыта. Проигнорировать такую роскошь мы не смогли, поэтому залезли. Внутри - обычный грязный арабский макам, с нишей для Корана и ступеньками на второй этаж. На втором этаже - огромное окно с видом на Балату, а также большая надпись "Zionism".