Давайте продолжим начатую ранее военщину и обсудим лагерь палестинских беженцев, примыкающий к Шхему, Балату.
Для каждого израильтянина, более-менее следящего за новостями, это название давно уже стало именем нарицательным и своеобразным брендом - нечто вроде кока-колы или изделия №2. Ну а для новостийщиков Балата - вечный, неиссякаемый источник новостей. Чем она является для солдат ЦАХАЛа, лучше всего расскажут сами солдаты, однако мы и так знаем, что бывать им там приходится довольно часто, активно и рискованно.
Балату от Шхема отличает нечто практически неуловимое, но понимаемое буквально с первых минут. Так, как атмосферу одной улицы формирует балетное училище, а другой - пивной ларек, так и население Балаты по сравнению с и без того сомнительным населением Шхема, выглядит изрядно подвыпившим.
Как это ни парадоксально, но дети на улицах улыбаются практически все, лезут в камеры, пытаются связать два слова на иностранном языке (когда английском, когда иврите) и тараторят на арабском что-то весьма доброжелательное
Столкнулись ли мы в Балате хотя бы с одним актом агрессии или негатива? Нет.
Было ли нам уютно и комфортно? По сравнению со Шхемом, где чувствуешь себя почти как дома, нет, не было. Место неприятное и довольно гадкое даже для меня, большой любительницы палестинского треша.
Естественно, нельзя сказать, что никто на нас внимания не обращал. В данном случае, внимание обратили все и головы повернули, у меня создалось впечатление, почти синхронно. Явные чужаки, праздно шатающиеся с камерами в местах, для которых это более чем непривычно, мы вызывали у жителей реакцию маленького тигренка - ему любопытно, страшно, хочется поиграть, укусить, убежать и догнать одновременно. Нас с интересом разглядывали, нас оценивали по шкале охотник-жертва, к нам примерялись и приноравливались. По ходу учились с нами обращаться. Безусловно, не в первый раз жители Балаты видят "людей с большой Земли". Однако видят их они значительно реже, чем жители Шхема и тем более Иерихона (которых вообще уже ничем не удивишь).
Лица, всмотритесь в эти лица. Это же живые, ходячие сводки новостей. "Минувшей ночью силами ЦАХАЛа была проведена спецоперация, в ходе которой были задержаны..." - все узнают шаблонную строчку? Так вот это все про них. Я вижу эти лица каждый день в новостых лентах, а на улицам Балаты они трехмерные и двигаются.
На стенах домов расклеены портреты многочисленных "абу-джихадов". На самоназванной нами площади Трех шахидов в Шхеме упокоена память троих самых достойных воинов ислама, а на стенах Балаты - так, по мелочам.Нечто современное и мучительно актуальное.
Балатские школьницы. Модно прикинутые девочки ходили за нами минут 20, не отставая. Потом одна из них где-то раздобыла кислотно-желтое мороженое и начала его фигурно облизывать. Я хотела сфотографировать, но юная позерка наконец-то вняла законам скромности, застеснялась и сбежала.
Людей Балаты можно довольно точно охарактеризовать всего лишь одним словом - "неприкаянные". От мала до велика, все они ходят как-то особо бесцельно, слоняются от дома к дому, вроде бы заняты торговлей, но в то же время совершенно бездумно рыщут глазами по толпе, как-будто бы в поисках смысла самого их присутствия в этом странном месте. В будний день рынок Балаты забит людьми. Там и здесь снуют нечейные дети, женщины зависают в парфюмерной лавке и сбивают цену на помидоры. Мужчины режут курей, курят, но чаще всего просто смотрят. Все так же бесцельно. Броуновское движение в замкнутом пространстве открытой территории "лагеря". Бессмысленное, а оттого беспощадное.
Дома неухоженные, неопрятные, грязные. И не потому, что нет денег. А потому, что есть что испортить, изрисовать, испачкать и разбить. Никто не принуждает жителей Балаты бить стекла, изрисовывать стены призывами к апартеиду и любви к Палестине, клеить, сдирать и снова клеить плакаты с физиономией "лучших шахидов года" и выливать помои из ведер прямо под ноги прохожим. Казалось бы, это ведь так просто - перестать чувствовать себя жителями переносных палаток (нет ничего более абсурдного, чем международное устоявшееся словосочетание "лагеря палестинских беженцев", которые, по-сути, являются полноценными городами).
Но нет. Жители Балаты не такие. Они не ищут легких путей поддержания места жительства в чистоте. Кажется, они вообще не ищут путей, но лишь отталкиваются от стенок своего "лагеря" и летят к его противоположной стороне.
Шхемцы довольно презрительно относятся к балатчанам и их можно понять. Балата - своеобразная клоака клоаки. Шхем по сравнению с ней сияет чистотой, благополучием и интеллектом. И отличаются в них не только дома и улицы. Отличаются, прежде всего, лица людей, мода, манера носить бороду. В Шхеме практически все мужчины - бритые. Молодые - абсолютно все. В Балате же в этом сезоне (как и во всех предыдущих) модно носить бороды-лопаточки, аккуратно подстриженные по краям, такие себе ороговевшие отростки, давно уже ассоциирующиеся с радикальным исламом и его духовными настоятелями.
Классические жители Балаты. Балатус обыкновениус. Идешь по улице - как-будто гуляешь в потоке новостей. Все думаешь, в каких местах побывал вот тот, что слева. И через сколько дней посреди ночи вышибут дверь в дом того, что справа.
Балата - место однозначно интересное. Не менее интересное, чем древняя Тель-Балата и расположенные рядом кевер Йосеф и Беер-Яаков. Сюда непременно стоит возвращаться за типажами, характерами, лицами и иллюстрациями. Балата - вещь в себе.
Источник: http://seagull-gull.livejournal.com/360352.html