В Мьянме 96 процентов верующих - буддисты. В принципе, оно и не удивительно, ведь эту страну называют страной золотых пагод, и монастыри там встречаются буквально на каждом шагу. Даже в крупных деревнях они есть. А еще часто бывают просто отдельно стоящими где-нибудь среди природного ландшафта.
В таких монастырях всегда есть ступа в самом центре и храм. Живут в маленьких монастырях часто всего по одному-два монаха, ведут хозяйство, молятся и каждый час, начиная с четырех часов утра, и до вечера бьют в гонг.
Во время одного из трекингов по племенам я побывала в таком монастыре. Находился он на окраине деревеньки, где жило племя тон ю. Жил в том монастыре всего лишь один монах. Чтобы не скучать, он завел себе кошку, которая полюбила монаха по гроб жизни, кормилась лапшой и цветной капустой - основной монастырской едой и горя не знала. Этот монах был весел и весьма доволен своей жизнью и во время обеда показывал мне старый журнальчик со статьей про хиромантию. Сам он читать линии руки не умел, но темой очень интересовался. :)
Впрочем, грустных монахов я в Мьянме не видела ни разу. Буддизм - вообще-то, довольно-таки свободная религия. Постоянно молиться и сидеть в монастырях, как в заключении, монахам-буддистам не нужно. Они постоянно встречались мне на улицах городов. Частенько монахи шли с горшочками в руках, куда собирали пожертвования (брать деньги в руки им нельзя, поэтому они и ходят с горшочками) или просто гуляли и осматривали достопримечательности.
Но среди обычных монахов я несколько раз встречала в нашем понимании жаждущих уединения отшельников. Один такой нам повстречался во время очередного трекинга. Было ему 75 лет, а жил он в небольшом гроте, расположенном на вершине невысокой горы.
У подножия этой горы находился монастырь, откуда отшельнику приносили воду в больших канистрах. Готовил он себе сам на костре в том же гроте. Спал на жесткой кровати под единственным покрывалом, несмотря на то, что даже в жаркий день в гроте было прохладно.
Но, честно говоря, я бы не сказала, что буддистским монахам живется ужасно тяжко. Ведь не даром при очень многих монастырях есть школы, куда принимают маленьких мальчиков, которые хотят стать монахами. И таких мальчиков в Мьянме не мало.
Я побывала в нескольких таких школах. Самая большая из них находилась в монастыре неподалеку от Амарапуры. Там я попала на монашескую трапезу. Все монахи и их ученики от мала до велика выстраивались с полотенцами и горшочками в две очереди и шли за едой. Из большого котла молодые женщины, одетые во все красивое, клали им в горшочки по большой миске риса и выдавали по пирожному. А затем они отправлялись в столовую и вместе с монахами приступали к трапезе.
После ее завершения ученики монахов мыли в тазиках свои горшочки и расходились по кельям. Пока же я была в монастыре, я успела познакомиться там с несколькими будущими монахами лет 18-20, и они меня пригласили в свои кельи - посмотреть, как они там живут.
В келью, куда меня привели, жили 5 учеников. Это было длинное помещение, где в ряд стояли деревянные кровати, разделенные столиками и полками с книгами. И надо сказать, что именно тут я окончательно убедилась, что обучение в монашеских школах ребята получают очень серьезное.
То, что ученики монахов неплохо знают английский, я уже поняла давно. Ко мне во многих городах частенько подходили юноши в красно-кирпичных накидках с желанием познакомиться, дабы потренировать свой английский. Они водили меня по достопримечательностям и говорили, что учат английский в школах при монастырях. Ребята же, к которым я ходила в гости в келью, просветили меня еще больше: в школе они учили историю, географию, биологию, английский язык, литературу, что-то типа закона божьего по-буддистски и кучу прочих наук. А после того, когда они узнали, что я из России, у нас состоялся такой разговор:
- О, у вас в России есть очень богатые люди!
- ???
- А как же? Ваш Абрамович купил "Челси" и теперь живет в Лондоне!
После минуты молчания, пока я переваривала информацию и сравнивала с тем, что слышала, к примеру, в Индии, где многие вообще не знали о России и очень удивлялись, когда я говорила, что она по размеру, как пять Индий, я произнесла:
- Ну, да, он у нас - губернатор Чукотки! (мое путешествие состоялось в 2006 году).
- Да мы знаем, - тут же ответили мальчики и рассказали мне, что президент у нас - Путин, а до него были Ельцин, Горбачев, Брежнев, Сталин и, наконец, Ленин.
Когда же один из них припомнил Громыко и сказал, что ему нравится политика, которую тот строил, я практически выпала в осадок! Хоть вы меня убейте, но я не помню ни тонкостей егойной политики, ни даже точного времени, когда он ее внедрял.
А теперь скажите, сможем ли мы назвать хоть одного-двух политических деятелей Мьянмы?..
Вот так учат мальчиков в монастырских школах! :)