Пекинская (Бейджинская) перегородчатая эмаль, или «Цзинтай Лань» — одно из традиционных достояний китайской культуры. Сегодня мы побываем на крупной фабрике перегородчатой эмали, расположенной в пригороде Пекина.
Искусство перегородчатой эмали зародилось еще в Древнем Египте, позже распространившись в Византии и на Ближнем востоке. В в период правления в Китае монгольской династии Юань (1271–1368) техника перегородчатой эмали попала из Турции в Китай, где получила значительное развитие и была доведена до совершенства в последующие периоды правления династий Мин (1368–1644) и Цин (1644–1911).
Название «Цзинтай Лань», что переводится как «Лазурь Цзинтай», обусловлено тем, что именно в период правления Цзинтай (1450–1456) в пекинских мастерских наладили наиболее массовое производство изделий из перегородчатой эмали. Основным цветом был синий, он же лазурит.
На протяжении сотен лет, наибольшее развитие получила именно Пекинская техника эмали, что неудивительно — ведь расположенный в Пекине императорский «Запретный Город» был основным местом применения для данных изделий. Из-за высокой стоимости и особого статуса, позволить себе изделия из перегородчатой эмали могли только самые богатые и приближенные к императору люди, вдобавок, жившие в императорском дворце. В двадцатом веке, с годами развития технологии и увеличением спроса, значительно увеличилось и количество специалистов по эмали, открылись новые производства. Некогда недоступные большинству изделия из перегородчатой эмали сейчас по-прежнему очень дороги, но все же гораздо доступнее, чем в императорские времена.
Высокая стоимость эмалированных изделий обусловлена практически полным отсутствием механизированных операций — каждое изделие изготавливается вручную и является уникальным. Первым делом, из тонких листов меди или латуни (в самых дорогих изделиях, вместо меди используется серебро или золото) выковывается заготовка.
Прижимая лист к чугунной болванке, легкими ударами молоточка мастер придает изделию первоначальную форму. После чего изделие проходит начальную шлифовку, чтобы убрать все заусенцы и неровности.
После этого на заготовку наносится сложный рисунок, согласно заранее созданному тканевому шаблону.
Затем приходит время нанесения границ рисунка, тех самых перегородок (отсюда и пошло название — «перегородчатая эмаль»). Перегородки изготавливаются из тонкой медной или латунной ленты шириной от 1 до 3 мм. Мастер нарезает проволоку на кусочки, после чего изгибает ее по форме элементов рисунка.
Каждая перегородка бережно прикрепляется к изделию при помощи специального клея.
На каждой вазе таких перегородок — сотни.
Учитывая сложность рисунка, трудно представить себе трудоемкость и кропотливость данного процесса.
Когда основа рисунка создана, изделие посыпается припоем из тщательно размельченных, в идеале, серебряных опилок.
После этого изделие направляется в печь. В процессе обжига клей выгорает, а припой равномерно распределяется по поверхности, надежно фиксируя перегородки. После этого приходит время раскраски. Эта операция также выполняется вручную.
Ячейки между перегородками при помощи специальных пипеток заполняются эмалями из порошкообразного стекла, смешанного с различными минералами.
Для получения смешанных цветов, ячейки требуется заполнять по 3–4 раза. В зависимости от сложности рисунка и насыщенности цветовой гаммы, процесс «раскраски» может занимать до 6–8 часов.
По завершению заполнения пространства между перегородками, изделия подвергаются повторному обжигу в угольной печи в течение 10 минут при температуре 600–700 градусов Цельсия. Поскольку эмаль усыхает при запекании, повторять нанесение и обжиг приходится несколько раз.
Мастер инспектирует получившиеся после обжига изделия. Почти готово!
После обжига изделие направляется на полировку — чтобы убрать все неровности.
Первый этап полировки осуществляется при помощи карборунда (карбида кремния) с водой, второй — угольной пылью, смешанной с маслом. Свободные от эмали грани иногда покрываются драгоценным металлом — серебром или золотом.
После нанесения следует финальная полировка, и готовое изделие направляется напрямую в расположенный тут же магазин.
Полное, без углублений, заполнение эмалью ячеек является отличительным признаком перегородчатых эмалей.
Для изделий, выполненных в технике «Цзинтай Лань», наиболее характерен природный орнамент с изображениями зверей и птиц.
Как говорил Цзао Шао, знаток искусства времен Минской династи, «Только женщины могут позволить себе пользоваться этими шедеврами в хозяйстве, истинный же благородный муж видит в них лишь объект восхищения».
Инкрустированный драгоценными камнями чудо-ларец
Крупнее
Обилие ручного труда, трудоемкость и длительность процесса обуславливает крайне высокую по китайским меркам цену. Самая маленькая вазочка стоит не дешевле 780 юаней — на наши деньги это около 3800 рублей. Эти, 20-и сантиметровой высоты, подороже — 898 юаней или 4340 рублей.
Китайская перегородчатая эмаль сегодня — не только дань традиции, и важная статья китайского экспорта. Туристы покупают эмаль очень охотно, поэтому дела в магазине при фабрике идут очень хорошо.
На это как бы намекает и склад заготовленной упаковки.
Конечно, дорогие изделия покупают нечасто — зато туристы охотно фотографируют красоту, после чего выбирают себе что-нибудь попроще. Никто не уходит без покупок!
Один из самых недорогих вариантов изделий с перегородчатой эмалью — крошечная шкатулка.
Турист из Индии придирчиво выбирает сувенир
Торговаться в этом магазине нельзя — а вот потратить кучу денег можно.
«Сикока-сикока?» Наш китайский сопровождающий и корреспондент Радио-Маяк Алексей Чесноков с изумлением изучают ценник. Эта огромная ваза высотой более 2 метров обойдется покупателю в 2 360 000 юаней, т.е. примерно 11.5 миллионов рублей. Зато не хуже, чем у императора!