Весенняя Грузия в моих альбомах в апреле-мае 2010 получилась разной, хотя маршруты путешествия были похожими, а интервал между поездками — всего месяц (Еще одно признание древней земле Грузии):
— апрельская кажется строгой: зима отступала нехотя, раздувая облака студеным ветром и заставляя небо плакать зябким дождем,
— майская — уютная, затянувшая зеленым камуфляжем склоны по обеим сторонам Военно-Грузинской дороги, подсинившая небо над Алазанской долиной и растревожившая теплым ветерком пчел в обители Шио-Мгвиме.
Такой же разной она осталась в моей памяти и — отчасти — в фотоархивах. Выкладываю их "порциями", смешав в альбоме фото апреля и мая: так очевидней стремительный ход грузинской весны.
Этот альбом — о короткой поездке в один из самых святых для Грузии и старейший из ее храмов — Джвари (V-VI вв.), безупречный в своей монументальной простоте. Он высится на высокой скале над первой столицей Грузии — Мцхетой, там, где сливаются воды Арагви и Куры.
Помните, именно в эти места поместил своего героя М.Ю. Лермонтов в поэме "Мцыри"?
Ее я и мои ровесники "проходили" на уроках литературы в 6-ом классе, даже не представляя, что можно и вправду оказаться у стен монастыря.
...Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод...
---------------------------------------------
К тем башням и под те своды привела нас дорога позапрошлой весной. Оказалось, на заре христианства в Грузии святилища, позже — и престолы церквей — называли "джвар-хати" (от джвари 'крест' и хати 'икона'). Их воспринимали как место пребывания икон и ангелов.
Джвари могли называться и покровители церквей — св. Троица, архангел Михаил, Богородица, св. Георгий. Отсюда ведут начало такие грузинские сочетания, как Самебис джвари — крест Троицы, Самебис хати — образ Троицы, Мтаварангелозис джвари — крест архангела, Мтаварангелозис хати — образ архангела. Даже прихожан таких храмов называли по-особому — джвариони (букв. 'крестовые').
Джвар-хати издавна укрепляли защитной стеной. За ней-то и находились храм, «башня знамени», колокольня и амбар ('бегели').
Святыней джвар-хати считалось знамя ('дроша') — длинный шест с цветными платками, колокольчиком и копьем. Знамя венчал крест на серебряном шарике или без него.
Хранили дроша в храме в разобранном виде, и касаться его могли только священнослужители и знаменосец.
В большие церковные праздники знамя выносили во двор с крестным ходом.
Вот сколько любопытного и возвышенного приоткрылось нам у стен храма и под его сводами.
Надеюсь, кто-то тоже вдохновится выбраться туда в весеннюю пору, ведь Джвари и Мцхета километрах в 25 по шоссе от Тбилиси, в сторону ЗаГЭС.