помощь Подписаться на новые материалы автора

Viktoshka
С нами с 10 ноя 2010

Опыт жизни: автостопом по Польше – Величка

7 марта 2011 года|| 4| 23664

Эта заметка является частью дневника «Опыт жизни народов Европы, Азии и Африки»

20.02.2011 – От Бохни до Велички мы решили немного изменить наш маршрут в связи с тем, что мы были приглашены местными гуралами на их праздник. Поэтому мы ехали по такому маршруту: Бохня – Бялы Дунаец – Величка. От Бохни до Бялого Дунайца мы проехали 106 км за 1 час 45 минут по трассам 4/Е40, 967, 7/Е77 и 47, а обратно от Бялого Дунайца до Велички мы проехали 100 км за 1 час 30 минут по трассам 47, 7/Е77 и 4/Е40. В целом по маршруту мы проехали 1072 км за 18 часов 45 минут.

На пути к Величке, как раз на половине пути нас остановили ряженые люди, и люди в национальных зимних костюмах местных гуралов. На дороге образовалась гигантская пробка – это участники забавы останавливают машины. Поздравляя водителей и желая им и пассажирам здоровья и всяких благ, они ожидают взамен проезд через деревню Бялы Дунаец, и приглашают посетить их праздник. Не долго думая, водитель нашего автомобиля свернул с трассы налево, и мы поехали в сторону Закопане. Сама деревушка находилась недалеко от Закопане, и на протяжении всей дороги нас сопровождали ряженые, местные гуралы и шествие конных упряжек. Все они также направлялись к Бялому Дунайцу на праздник, который нам удалось увидеть. Мы получили огромное удовольствие от праздника! За одно мы узнали местные традиции гуралов.

деревня Бялы Дунаец, Поль

Автор: Viktoshka

деревня Бялы Дунаец, Польша. Недалеко от Закопане. Повозки гуралов сопровождали нас всю дорогу прямо к деревне, где и состоялся их праздик

После праздника нам уже было легче добираться до Велички, потому что в основном там были местные жители близлежащих населенных пунктов и городов. Большинство людей было из Велички, поэтому нам не составило труда договориться с водителем из Велички, чтобы он нас подвез к ж/д вокзалу, для того, чтобы мы могли оставить в камере хранения вещи, и пойти гулять по городу.

В Величке мы сдали вещи в камеру хранения, и пошли гулять по городу. Пригородный вокзальчик находится близко от центра города. Не люблю, когда мне говорят, что «в Величке нечего смотреть, кроме соляных шахт». Во мне проснулся внутренний протест, и я сказала Петеру, что едем прямо в Старый город (Центр), а оттуда поедем в Соляную шахту Велички. И была права! Если бы мы не поехали в Старый город, то не смогли бы увидеть многие исторические памятники архитектуры, внесенные в список ЮНЕСКО.

Многие исторические памятники напоминают о богатой истории и соляных корнях горнопромышленного города. История замка, который мы увидели, в Величке начинается в XIII веке. Уже с этого времени здесь находились административные власти Жуп Краковских - салин (т.е. шахт и солеварен в Бохне и Величке). В замке в позднейшие времена часто бывал король Казимир Великий. Сохранившаяся до сегодняшних времён градостроительная концепция шахматной планировки центра города происходит со времён Казимира Великого, также как и крепостные стены с 29 башнями, только одна из них, построенная в XIV веке, сохранилась до сегодняшних времён. Теперь на территории замка находится Музей Жуп Краковских, который в своей коллекции содержит самое крупное по количеству собрание солонок, сокровища бронзового века, а также экспозицию, посвящённую истории Велички.

Неподалёку от Замка мы увидели приходской Костёл св. Клеменса, это классицистическая постройка XIX века, в которой сохранились фрагменты построек XII и XIV веков. Нашего внимания заслужили часовня Морштынов в стиле барокко (1693г.) и колокольня, основанная королём Яном III Собеским в конце XVII в.

Как мы заметили, Величка - это город парков, скверов и чарующих уголков. Здесь их очень много! К ним, несомненно, принадлежит живописная даже в зимнее время улица Яна Николая Даниловича, которая сопровождала нас от шахты Даниловича (та самая Солевая шахта, которую мы не забыли посетить) и направила нас в сторону площади Рынок. В северной части рынка возвышается Дворец Приходских, построенный в конце XVIII века. В это время был построен и другой знаменитый дворцовый ансамбль, принадлежавший семье Конопских. Сегодня здесь находится Институт Народной Памяти.

г. Величка, Польша. Солян

Автор: Viktoshka

г. Величка, Польша. Соляная шахта в Величке. Церковь Святой Кинги в шахте полностью построена из соли, а фрески и скульптура Святой Кинги также сделаны из соли

Гуляя по улице Яна Николая Даниловича, мы увидели великолепное неоготическое здание из красного кирпича – это так называемая Штыгаровка. Здание построено в 1898 г. в честь царя Франтишека Юзефа I по случаю 50-ой годовщины его правления. Раньше здесь находился Collegium Novum Ягеллонского университета. За время его существования, здание использовали многие учреждения: Горная Академия, Музей Соли, Городской Дом Культуры, а сегодня это местонахождение властей повята (что-то вроде районного совета).

В архитектурную панораму города вписывается много великолепных памятников сакрального зодчества: лиственничный Костёл св. Себастьяна основанный в 1582 г. Себастьяном Любомирским как дар за исцеление от эпидемии холеры. Интерьер костёла украшают уникальные витражи и полихромная живопись кисти Владимира Тетмаера. Этот памятник, как и деревянные костёлы в Подстолицах и Грабе, находятся на Пути Деревянного Зодчества.

Францисканский монастырь выделяется из ландшафта города своим особенным силуэтом. Костёл Францисканцев - Реформатов это первый каменный храм на территории Реформатов в Малопольском воеводстве, построенный в 1-й половине XVII в. В костёле находятся Святилище Божьей Матери Ласковой Королевны Велички, а также Божьего Слуги Брата Алойзего Косибы, частью своей жизни связанного с Монастырём.

По соседству с Монастырём, на территории древней средневековой усадьбы «Тур» в 1811 г. была создана Туровка. Здание выполняло функцию солеварни, служило как склад или место продажи и отправки соли, а потом здесь были поселены солдаты. Сегодня в отреставрированном объекте находится отель «Туровка»****.

Затем от Туровки мы направились к ж/д вокзалу, забрали наши вещи из камеры хранения и поехали на электричке в Краков.

Величка - город построенный на соли