По долинам и по взгорьям,
Через стихший Новоспасский,
До Крутицкого подворья
Мы спешим навстречу сказке.
(Сергей Лопатников)
В плане сохранения исторической архитектуры Москве не сильно повезло. И дело здесь не только в варварском уничтожении целых кварталов ради широких проспектов во времена Советской власти. Москве не везло и раньше – она горела при набеге хана Тохтамыша, пережила эпидемию чумы, визит армии Наполеона… Да, и обычные пожары и катаклизмы не щадили город. Все это не преминуло отразиться на его облике.
И все же городу удалось спасти от времени и напастей те немногие крохи, которые он спрятал в потаенных своих уголках, подальше от жадного реформаторского взгляда.
Что вы подумаете, глядя на подобную фотографию?
А на эту?
А вот еще?
Первое впечатление, что вы видите уголок некоего небольшого провинциального купеческого городка, сохранившего свою первозданную архитектуру. А между тем, это – центр Москвы, Таганский район, Крутицкое подворье.
Название подворья произошло от слова «крутицы» — крутизна, крутой склон. Так называли высокую местность на левом берегу Москвы-реки. Народная молва гласит, что это место очень понравилось князю Даниилу Московскому (ныне Святому Благоверному), и он захотел поставить здесь свой двор. Но в дело вмешался отшельник «человек Римлянин, имя ему Подон». Он имел на Крутицах небольшой домик, и делиться с князем угодьями, видимо, не желал. Отшельник отговорил Даниила от строительства, предсказав, что здесь будут стоять храм и монастырь.
Предсказанное должно было сбыться и сбылось. В 1300 году (по другим данным в 1272-м) князем Даниилом на Крутицах был выстроен храм святых Апостолов Петра и Павла и монастырь, впоследствии известный как Крутицкое подворье Сарайской и Подонской епархии.
Князь, как умный человек, не зря выбрал это место для строительства сначала несостоявшегося своего двора, а затем монастыря — находясь вблизи водной и сухопутной (Николо-Угрешская дорога) магистралей, местоположение Крутиц имело большое значение. Подворье стало пристанищем для московских князей, отправлявшихся в Орду.
В 1516 году в подворье строится каменный храм, освященный в честь Успения пресвятой Богородицы. Немногим позже, но всё в том же XVI веке, Крутицкие епископы получают митрополичий сан, который закреплен за ними решением Московского собора в 1551, а затем в 1581 году. Получивший тогда сан, митрополит Геласий в 1591 году участвовал в разбирательстве дела об убиении царевича Дмитрия, и отпевал его.
События смутного времени не обошли Крутицкы стороной. В июле 1612 года, когда Кремль был захвачен поляками, ополченцы второго народного ополчения в Успенском соборе подворья «клялись крестным целованием освободить Москву от иноземных захватчиков или положить свои головы». В память об этом событии напротив храма установлен крест.
Расцвет подворья пришелся на конец XVII века, при митрополите Павле. В это время в зодчестве произошли большие изменения, широко стали применяться новые виды материалов: фигурный кирпич, многоцветные изразцы, белокаменные детали. В 1682-1689 годах именитым московским зодчим Осипом Дмитриевичем Старцевым был выстроен новый пятиглавый Успенский собор с каменной галереей, ведущей к украшенному изразцами теремку над святыми воротами.
Старый Успенский собор был перестроен Крестовоую палату. В восточной части был разбит прекрасный сад с абрикосовыми деревьями, украшенный фонтанами. К саду примыкал небольшой огород.
Остатки этого сада до сих пор живы, хотя деревья, скорей всего, уже не те, но все также красиво цветут по весне.
Но это всё внешние изменения. Главное – это необыкновенно богатая библиотека, собранная митрополитом Павлом и созданное им же Крутицкое просветительское общество. В стенах монастыря были составлены «лексиконы» (словари) – филологический и славяно-греко-латинский, азбуковники (энциклопедии), были переведены курсы анатомии Андреса Везалия, «Нового атласа» Блау и «Зерцала всей вселенной» с гелиоцентрической системой Коперника (и это тогда, когда в Европе сочинения Коперника были запрещены!).
Кроме переводов, велась исследовательская работа в области анатомии, астрономии, филологии, педагогики и других наук. При археологических раскопках, проведенных в наше время, были обнаружены следы, вероятно, первой в России обсерватории, оснащенной телескопом – каменный четырехугольный столб, высотой в два этажа, с круглым стволом по осевой линии.
А теперь прогуляемся по подворью и рассмотрим все внимательно.
Нынешний, двухэтажный, Успенский собор выстроен из красного кирпича. Нижний этаж с зимним храмом святых Петра и Павла сооружен в 1667-1689 годах, и освящен в 1699 году. Верхний летний храм, освященный в честь Успения Богородицы, пристроен в 1700 году. Храм является самым большим зданием ансамбля. Уникальность Успенского храма еще и в том, что луковичные главки также выложены из кирпича, а потом уже покрыты железом.
Примечательны и крытое крыльцо, ведущее в храм и примыкающая к собору шатровая колокольня.
Особенное место во всем ансамбле занимает теремок. По преданию из окон теремка архиереи благословляли собравшийся на площади народ и раздавали милостыню.
В изготовлении изразцов принимал участие известный московский «государева ценинных дел» мастер Степан Иванов (Полубес). Всего в отделке было использовано около 2 000 (!) изразцов с изображением растительного или геометрического орнамента.
Прочла, что в архивах сохранились бумаги презабавного судебного разбирательства между стряпчим митрополита Сидором Бухваловым и зодчим Старцевым. Митрополит остался недоволен большим количеством используемых изразцов, и как результат, завышенной конечной суммой. Но строители объяснили, что для заполнения облицовочного рисунка им пришлось откалывать куски от целых изразцов. Что решил суд, и чем закончилось это разбирательство, история умалчивает.
Интересно, что изразцами теремок покрыт только с одной стороны. Что это? Результат воздействия времени или «так было задумано»? Наверное, второе… Иначе на фасаде здания остались бы хоть малейшие следы отделки.
Помимо изразцового великолепия терема, привлекают к себе внимание сами Святые ворота.
Конечно, деревянные створки ворот не сохранились и сейчас мы видим результат реставрации. Но, вот древние фрески с изображением Успения Пресвятой Богородицы в основании ворот остались.
К Святым воротам с теремком вплотную стоят митрополичьи палаты — двухэтажное кирпичное здание с открытым крыльцом,
необыкновенными каменными наличниками вокруг окон, в которые так и хочется заглянуть. Что мы там смогли бы увидеть много лет назад?
Предполагают, что на первом этаже палат размещались хозяйственные помещения, жилые комнаты находились на втором этаже.
Если мы обойдем это здание, то окажемся в небольшом, заросшем кустарником и цветами дворике, ограниченном Набережными и Крестовой палатами, а также Воскресенской церковью.
Немногие знают, что церковь действующая. А примечательна она тем, что здесь, в подклете XV века, находятся захоронения Крутицких митрополитов. Необычна судьба Воскресенской церкви, впрочем, как и всего подворья. В свое время, посетивший церковь архиепископ Московский Августин рассказывал: «благолепием, свойственным храму Божию, и стенным писанием расписана». В 1812 году церковь была сожжена, но росписи остались. Спустя четыре года главнокомандующий Москвы Тормасов распорядился настенные росписи смыть и перестроить церковь под жилые помещения, а согласно другим источникам — сделать конюшню. Только благодаря ходатайству архиепископа перед обер-прокурором А.Н. Голицыным, а затем и перед императором Александром I, работы по разрушению церкви были прекращены.
Удивительно, но такое древнее место в Москве не имеет каких-либо таинственных легенд и поверий, которых, по моему мнению, должно быть здесь множество. А если и имеет, то они, к сожалению, не дошли до наших дней. Единственное, что мне удалось раскопать, принадлежит к относительно новой истории России. По легенде, в стенах Крутицкого подворья в течение первых суток после ареста содержался Лаврентий Берия. Но это легенда, а вот то, что в приказных палатах монастыря томились протопоп Аввакум, а много позже А.И. Герцен – это факт. А еще здесь провел время на гауптвахте Юрий Гагарин. Но, это еще до своего знаменитого полета в космос :)
Крутицкое подворье – это необыкновенный кусочек старой Москвы. Мне даже кажется, что он обладает волшебной силой! Будто проходя через какой-то фантастический временной портал, ты попадаешь из шумной, вечно куда-то спешащей Москвы, в далекое прошлое. Где кажется, что время остановилось, что нет на соседней улице ревущих машин и многоэтажных домов, а есть только умиротворяющая тишина, нарушаемая разве только жужжащим шмелём. Где самым органичным образом смотрелись бы не джинсы и футболки, а вышитые сарафаны и рубашки-косоворотки. Где ты даже не удивишься, если за поворотом, на лужайке, увидишь стайку важно вышагивающих гусей. И только мамочки, гуляющие с детьми, да художники, сидящие за своими мольбертами, возвращают твое сознание, витающее где-то в прошлых веках, обратно в век XXI.
Крутицы не раз использовались кинематографистами, как натура для съемок фильмов и сериалов. Так, например, подворье «засветилось» в фильмах: «Гори, гори, моя звезда» (1969), «Борис Годунов» (1986 и 2011), «Гардемарины, вперед!» (1987), в культовом фильме «Брат-2» (2000) и многих других известных и не очень кинокартинах.
В последнее моё посещение монастыря здесь как раз были построены декорации для какого-то фильма. Съемочный процесс либо уже был закончен, либо съемки только предполагались. В любом случае инвентарь был сложен в построенном для этих целей сарайчике,
а из съемочной группы присутствовала только кошка
То, что такой сказочный уголок Москвы сохранился до наших дней – чудо! Согласно архивным документам, Крутицкое подворье могли уничтожить полностью несколько раз. Лишь стараниями и усилиями Петра Дмитриевича Барановского, не раз упомянутого добрым словом и нашими Турбиновцами, в том числе, памятник архитектуры был не только отреставрирован, но и восстановлен в некоторых своих частях.
Можно бесконечно долго гулять вдоль стен древней обители, дивясь красочным изразцам теремка, любуясь сказочным крыльцом Успенского собора, рассматривая детали арочных переходов. А потом возвращаться сюда вновь и вновь, и, как в первый раз, затаив дыхание прикасаться к древней Москве. Поверьте, я проверяла…
В комплекс Крутицкого подворья входят:
Успенский кафедральный собор
с нижней зимней церковью Петра и Павла 1667-1689 гг.;
Стена-переход второй половины XVII века;
Святые врата с Крутицким теремком 1693-1694 гг.;
Стена-переход конец XVII века
Митрополичьи палаты 1665-1696 гг.;
Воскресенская церковь
(сохранился белокаменный подвал XV века и подклет XVI века)
Летние архиерейские Набережные платы с поварней 1719 г.;
Сушильная палата второй половины XVII века;
Приказные палаты XVIII века (в них сосредотачивалось управление
Крутицкой епархией. Дошли до наших дней в перестроенном виде);
Северо-западная и северо-восточная башни XVII в.
В подготовке заметки частично были использованы материалы с сайта Крутицкого Патриаршего подворья.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Я бы тоже так подумала, если бы точно не знала где я нахожусь :))))