Быть может, точно их никто не считал, но храмов на Кипре более 500. И монастырей достаточно, вероятно, поэтому его иногда называют «островом святых». И в программах туристических маршрутов церкви и монастыри присутствуют обязательно.
Какой смысл вкладывают в рассказы о них гиды, и с какими мыслями и чаяниями едут туда туристы, тут уж как говорится каждому свое. Мне же, прежде всего, интересна история обители и связанные с ней легенды, архитектурный облик построек и внутреннее убранство храма, чем живет монастырь сегодня, ну и, конечно, разница между мужскими и женскими монастырями, ведь у каждого свое «лицо». Это для расширения кругозора в любом случае не помешает.
Скромный внешне женский монастырь св. Фёклы (Agia Thekla, Αγία Θέκλα) расположен среди зеленых холмов в окрестностях деревни Мосфилоти (Mosfilioti), что в районе Ларнаки. Это совсем рядом с трассой, ведущей из Лимассола в Никосию. Место само по себе красивое, его сравнивают с изумрудной чашей в оправе из оливковых рощ и апельсиновых садов. В ней-то и находится благословенная обитель.
И прежде чем заглянуть в прошлое, посмотрим, чем для посетителей интересен день нынешний.
Обитель, что сразу бросилось в глаза, совсем небольшая (по сравнению с мужскими монастырями Киккос и Махерас), лишенная величавой помпезности, какая-то светлая и вся в цветах.
Особенно монастырский двор. Он и понравился больше всего. Там стоят скамейки, над головами посетителей висят гроздья винограда (в сетках, чтобы не щипали по ягодке), над которыми кружатся пчелки. Искусственно созданный навес создает приятную тень. Территория всего подворья вымощена камнем.
По периметру двор окружен 2-х-ярусными галереями с кельями,
на открытом пространстве колодец,
беседка,
пальмы в хороводе с молодыми деревцами, повсюду яркая зелень и цветы, виноградные лозы и вьющиеся растения, прямо территория красоты какая-то.
Все ухожено, заботливая женская рука чувствуется во всем. Хоть и монахини, но ведь они и женщины по природе своей. И если для монахов-мужчин важнее роскошь, то «невестам господним» милее уют и цветники.
Атмосфера там необыкновенная. Находясь в таком месте, окруженном тишиной, невольно испытываешь благодать и умиротворение. Даже мне, убежденной атеистке, после нескольких минут, проведенных в стенах обители, стало как-то светлее на душе.
Что удивило, монахини там не с безучастными лицами, напрочь лишенными каких-либо эмоций, как монахи в мужских монастырях, и не скорбно серыми, погруженными в себя как в некоторых женских, которых мы побывали, а какие-то светлые. Молодая монашка, встретившаяся во дворе, с румянцем и ямочками на щеках, даже улыбнулась. Этим и запомнилась.
Есть еще небольшой внутренний дворик, но он для монахинь-насельниц, которые постоянно живут в монастыре и трудятся во славу Божью. Туда вход закрыт.
Монастырская церковь (где внутри на фото тоже запрет) представляет собой сводчатую базилику с глухими арочными нишами.
Внутри есть керамические сосуды для акустики в храме. Резной епископский трон, на котором стоит икона святой Феклы в серебряном окладе, деревянный балкон под сводами нефа, 2-ярусный иконостас с иконами, созданными иеромонахом Филаретом. Образ святой Феклы (1744), прикрытый шитой золотом пурпурной занавеской, написан местным художником Иоанникисом (1806), он справа от алтаря. Серебряный ковчежец с благоговейно хранимыми мощами святой Феклы – место поклонения страждущих в надежде на исцеление души и тела и главная реликвия монастыря. 24 сентября (по юлианскому календарю) – день памяти православной великомученицы.
Как и везде есть ящик для пожертвований. Из церкви 2 выхода во внутренние дворы.
С южной стороны церкви – арочная галерея.
Рядом с колоколами любопытный инструмент — деревянный и металлический би́ло (звонило, сторожевая доска или плита), названный от слова «бить». По ним еще в старину ударяли колотушкой, созывая к началу службы.
Если сам монастырь считается кипрской достопримечательностью, то имеющиеся целебные источники на его территории тоже большая ценность обители.
Под внешней апсидой храма из крана течет тоненькой струйкой святая вода (а сам источник ровно под алтарем). Звери и птицы на мозаичной панели, пьют живительную влагу,
а желающие набрать ее выстраиваются в очередь.
Еще один источник перед входом в монастырь.
Рядом дверь, ведущая в подвал, где можно увидеть остатки раннехристианской пещерной церкви, бывшей там в старину, и где находится лечебная глина, как говорят, помогающая при кожных заболеваниях. Водоносный пласт с глиняными включениям смешался в вязкую субстанцию, обладающую уникальными лечебными свойствами. Уровень целебной грязи временами меняется, но она всегда находится в пределах досягаемости.
И чудесам исцеления ведется счет, монахини записывают их в специальную книгу. На входе стенд с фотографиями детей, кому помогла целебная вода и чудодейственная глина.
Храм открыт круглогодично с восхода солнца и до заката (с 6 до 19) и доступ к источникам в это время свободен. Только с 12:00 до 15:00 ворота закрыты для посетителей.
Сегодняшний монастырь вряд ли можно заподозрить в древности, он выглядит обновленным (там до сих пор ведутся строительные работы).
А ведь история его, окутанная ореолом легенд и преданий, началась много столетий назад. И именно с источников.
По одной из них, описанной В.Тернером в 1815 году, в 327 году мать византийского императора царица Елена, застигнутая штормом по пути из Иерусалима в Константинополь, была вынуждена высадиться вместе со свитой на Кипре. Томимая жаждой, остановилась она помолиться недалеко от крестовой горы Ставровуни, и вдруг рядом из-под земли забил источник, да непростой, целебным он оказался. Страдающие недугами чудесным образом выздоровели. Там и повелела святая Елена, верящая в чудеса, заложить церковь в честь первомученицы и целительницы Феклы.
Сама же Фекла при жизни на Кипре не бывала и попала на остров лишь после своей смерти, что не мешает киприотам почитать ее святой заступницей и упоминать ее имя при постриге женщин в монахини.
На месте древней церкви примерно в 1471 году возник монастырь с принадлежащими ему земельными угодьями вокруг (но первые документы о его существовании датируются лишь 1780 годом), и заправляли в нем тогда мужчины.
К середине XVIII века (1744г.) в нем появилась церковь в форме однонефной базилики. Тогда же построили и келейные корпуса. Данные об обители того времени подтверждены «Хронологической историей острова Кипр», напечатанной в Венеции в 1788 году. Несмотря на возделываемые рядом земли долгое время монастырь оставался малолюдным и бедным. Да и жители соседнего села выживали как могли, особенно во время османского владычества. Упадок и нищета царили на острове, но церковная жизнь силами священников-подвижников продолжала теплиться.
Со 2-ой половины XIX и до начала XX века в помещениях монастыря разместилась школа, где учились сельские ребятишки, да и их насчитывалось не более полусотни.
В 1956 году старостильники, чью обитель разрушили турецкие фанатики, обратились к Макарию III с просьбой разрешить им разместиться в стенах монастыря. Так с благословения архиепископа в нем поселились уцелевшие иноки, стали появляться насельники, возобновились службы, и жизнь в монастыре понемногу начала возрождаться. Но 23 года спустя пристанище вновь опустело и, мало-помалу разрушаясь, в 1979 году монастырь уже представлял собой жалкое зрелище.
Родные сестры, инокини Евлогия и Константия, пришедшие 09.11.1991 года сюда из монастыря св. Георгия Аламану, не дали ему уйти в небытие. Засучив рукава и призвав на помощь Всевышнего, они начали восстановление обители, ставшей отныне женской. И в старых стенах началась новая жизнь.
Сегодня в монастыре с игуменьей Константией во главе проживают 7 насельниц. Келейные корпуса большей частью пустые, но все в образцовом состоянии. Крытые галереи отделяют жилые помещения от сада во внутреннем дворе.
И монастырь носит имя святой Феклы. Кем же она была?
Родилась она в 30-е годы 1 века в Иконии (на территории современной Турции). Красавице и дочери богатых родителей была уготована завидная участь. В 18 лет её обручили со знатным юношей.
Но услышала она однажды проповеди апостола Павла, несшего в массы учение Христа по всему Средиземноморью, и случайная встреча определила судьбу Феклы, ставшей одной из 1-ых монашенок, принявших обет безбрачия и решивших посвятить свою жизнь Богу. Подкупив своими украшениями тюремщиков, она пробралась в темницу к миссионеру, куда тот угодил за свои непотребные для невест речи. Чем строптивая дочь навлекла на себя проклятие матери и недовольство жениха, уязвленного странностью выбора и пожаловавшегося на проповедника правителю города. Суд приговорил проповедника Павла к бичеванию и изгнанию из города, а в отношении безропотной Феклы за непокорность разгневанная мать потребовала у суда казни для собственной дочери и пожелала ей быть сожженной на костре за ослушание родителей и неповиновение законам. И в назидание другим. Но казнь не свершилась, начавшийся вдруг дождь погасил огонь, и пламя даже не коснулось девичьего тела.
Фекла последовала за своим духовным наставником в Сирию, в Антиохию. Красота ее пленила там городского главу, но ставшая невестой божьей, она отвергла сановника, за что была брошена на растерзание к голодным хищникам. Но звери не тронули жертву, покорно ложась у ее ног. Устрашась божьей кары за свои деяния, правитель вынужден был отпустить мученицу на свободу.
По возвращении домой Фекла простила свою жестокосердную мать и долгое время жила там, проповедуя слово божье. И многих (даже родительницу свою) обратила в христианство.
Обнаружив в себе дар целительницы, кроме молитв стала святая Фекла и людей лечить от разных недугов. Но даже благие дела не оградили ее от бед и напастей. Перебралась она в пустынные окрестности Селевкии в Сирии. И прожила там до глубокой старости, безвозмездно оказывая помощь нуждающимся, что не поощряли языческие волхвы. Гонимая уже 90-летняя старица, скрываясь в горах от наемников, призвала на помощь Спасителя. Открывшаяся перед Феклой пещера скрыла там святую, в ней она и обрела вечный покой (сведения о жизнеописании святой Феклы можно почерпнуть в единственном существующем источнике апокрифических «Деяний Павла и Феклы», написанные во II веке н.э.).
Найденные останки какое-то время хранились в городе Тарс, но после захвата Киликийской Армении мамлюками часть мощей святой переправили на Кипр, где они находятся и ныне, в монастыре, носящем имя св.Феклы, ученицы апостола Павла, еще в древней Церкви почитавшейся более всех святых жен.
Другая часть осталась в сирийском городе Маалула, раз земная жизнь ее закончилась в тех краях. В 2014 году во время военных действий монастырь с древними иконами был осквернен, а часовня вместе с саркофагом взорвана.
Монастырь раннехристианской святой Феклы, которая, пережив физические и душевные испытания, осталась верной себе, не изменив своему предназначению, почитаемой в лике равноапостольных (не считая пещерной церкви в Фамагусте) — одно из самых значимых мест для всех жителей Кипра.