Рассвет мы благополучно проспали и не потому, что полночи шумели новоприбывшие постояльцы — это не мешало нам спать почти без просыпу, а скорее потому, что предыдущий день был слишком длинен и насыщеннен, а еще вернее потому, что уж больно не хотелось вылезать в четыре часа из теплой постели в хмурое и сырое утро даже, если оно сулило «шедеврами несомненными». Рассвет хоть и проспали, но встали достаточно рано и к половине одиннадцатого уже были в пути.
Солнце раскочегарило свою сковородку и пекло Землю вовсю на полном огне, день явно обещал быть отличным. Мы направлялись к Наглимозеру, куда зимой попасть не смогли, уж больно снегу было по колено, и первое, что мы сделали теперь — заблудились еще даже не попав на тропу. С предыдущей зимней вылазки мне хорошо запомнилось, что выйдя из Морщихинской в направлении Масельги сразу за деревней свернуть надо влево и подниматься вверх, в горку. Зимой-то все едино — везде белое поле, а летом горка оказалась свалкой. Вокруг нас вились стайки комаров и отдельные лазутчики умудрялись отведать нашей кровушки пока мы озирались в поисках тропинки или хороших видов для фотографий.
Июль
Март
Фотография из Вокруг, да около, да по пояс в сугробе
В лесочке на горке уже начинается широкая тропа со свежескошенной травой и указателями, первый из них уводит от тропы налево, чтоб показать Николин камень. Камень этот — огромный валун уплощенный сверху с углублением, в котором, как говорят, никогда не пересыхает дождевая вода. Хоть и не помнят местные жители, как он связан с Николаем Чудотворцем, назван в его честь, а вода в углублении обладает, по поверьям, целительной силой.
От Николина камня тропа идет через старинные зарастающие поляны — пожни и сенокосные угодья. Тут уже заблудиться трудно, весь путь прокошен и проложен гатями, а иногда и мостиками через особо топкие места.
Немного умаявшись от жары, мы решили отдохнуть на оборудованной стоянке, но назойливое комарье погнало дальше. Тропа пошла лесом и палящее солнце уже не изводило нас своим навязчивым вниманием. Лесной тропой идти приятно, тем более, что лес здесь настоящий — сказочный. С завалами и вывороченными деревьями, огромные корни которых успели зарасти мхом, солнечными бликами и полутенями, в которых наверняка скрываются известные всем лесные жители и их сказки.
Руководство Парка тоже приложило руку к тому, чтоб путь прошел не только более или менее комфортно, но и познавательно, а иногда весело. Недалеко от Николиного поклонного креста, который поставили на месте сгоревшей часовни, установили шалаш-чум, который крестьяне в 19 в. использовали во время ночёвок на дальних сенокосах. Выглядит это сооружение несколько нездешне — конусообразно сложенные жерди высотой метра по 4 — эдакий вигвам на русский манер.
Дальше по тропе встречается интересный арт-объект — картина «Лес». Все гениальное просто. Что может быть лучше, чем сочетание передовых технологий, таких, как онлайн интерактивная трансляция, и самой Природы?! Сразу представляются экраны, проекции и другие нанотехнологии, но волонтеры, которые участвовали в обустройстве Тропы предков, не без чувства юмора и искорки гениальности. Итак, картина «Лес» Вашему вниманию.
Тропинка бежит дальше, петляет среди зарослей черники и выводит на еще одну площадку к дому охотника. Домик не заперт, можно заглянуть внутрь и обнаружить самую простую обстановку — палати, печь из простых камней и обеденный стол. Немного напоминает масельгский «Рай в шалаше», но тот «Рай», можно сказать люкс-класса, уж больно у охотников все просто, аскетично. Вокруг домика деревья, точнее то, что от них осталось. Стволы, из которых постепенно, по капле, вытекала жизнь вместе со смолой. Таким образом раньше в достаточно больших объемах добывали смолу и делали из нее серу.
На перекрестке двух троп, у таблички «изба Седого», мы постояли в задумчивости и решили, что пойдем на... лево. Не знаю, правильное ли это было решение или не очень, но к Наглимозеру мы вышли, а вот к ряжевому мостику, который ведет на Монастырский остров, мы не дошли. Тропинка упиралась в озеро, на берегу стояла лодка и гараж для нее, столик и кострище. Мы побродили вокруг, полюбовались озером, в котором по всем признакам должна вольготно обитать Тортилла. И вдруг «гладь старинного пруда», а именно в этом месте, озеро образует небольшую заводь и за счет близкого расположения берегов и соседнего острова, оно не кажется таким большим, как на самом деле, подернулось рябью и мне вдруг почудилось, что сейчас из-за острова выплывет Тортилла на своем плотике влекомом лягушатами, споет свою «...Я сама была такою триста лет тому назад...» и подарит золотой ключик. Но из-за острова выплыла лодка с рыбаками, мы не стали дожидаться пока они причалят, свернули в лес и немного прошли по берегу, он оказался достаточно крутым, а под ногами то тут, то там попадались лисички и даже несколько подберезовиков.
Разыскивать тропу к мосту мы не стали, хотя можно было бы. Ведь на Монастырском острове находятся остатки Наглимозерской пустыни. «В прошлых-де годах построил он, инок Тимофей, ту пустыню, на том Аглиме озере, на острову, на диком лесу, один собою»,— говорилось в царской грамоте 7157 (1649 г). Инок Тимофей из соседнего Ошевенского монастыря в 1642 году получил разрешительную грамоту на постройку храма, а позже еще одну грамоту «на владение Наглим и Сярг озерами с ручьями и островками, Шолмо озеро с лесом и холмами, Лармо озеро, Лебяжье озерко с лесом, пашнями и сенными покосами». В 1645 году на острове построена деревянная церковь Неопалимой Купины с приделом Святого Николая, в 1676 — деревянный храм во имя Трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанн Златоуста, а в 1811 году — каменная церковь с колокольней Тихвинской Божьей матери с двумя приделами во имя чудотворца Николая и во имя иконы Божьей матери Неопалимой Купины.
При пустыни всегда кто-то жил, местные жители вспоминают кто двоих, кто восьмерых монахов в разное время. Напротив, на материковом берегу озера, в конце 1800 годов образовался хутор — по-лекшмозерски, «на выселке»: один двухконечный дом и большое хозяйство двух братьев — Антона и Михаила, — живших раздельно. Помимо земельных угодий, у них была хорошая кузница. Братья выполняли высокопрофессиональные кузнечные работы (ковали топоры, косы, серпы, лемехи, сошники, ножи, долотца, стамески и т. п.), имели прочные связи с Каргополем для получения дефицитного в этих краях железа, а также занимались выгонкой смолы и дегтя, добывали пушнину. Жили братья зажиточно, т. е. зерна и других запасов собранных осенью хватало до следующего сбора урожая.
В Наглимозерской пустыни богослужения в храмовые праздники — Неопалимая Купины, ни в день иконы Тихвинской Божьей Матери, не проводилось, а только дважды в год — 9 мая и 6 декабря — в дни Святителя Николая. В эти дни сюда совершали паломничество жители соседних деревень.
История Наглимозерской пустыни закончилась так же, как у множества других церквей, в 1930-х годах, когда церкви разбирали на строительство скотных дворов. Кирпичи, какие смогли, увезли по льду зимой в Лекшмозеро, но цементовка кладки оказалась столько прочной, что большую часть кирпичей просто побили. Небольшие иконы разобрали по домам, другие — сожгли у разобранных стен. В начале войны хутор насильно расселили под предлогом близкого нахождения к линии фронта, процесс объединения колхозов тогда считали благом...
Современное состояние пустыни — заброшенность и одичалость. Сохранились лишь заваленные кирпичными осыпями фундаменты церкви и колокольни. Все сильно заросло. Поблизости стоит рыбацкая избушка (бывшая монашеская келья), ведь Наглимозеро — любимое место рыбаков. Но на монастырских руинах чьи-то заботливые руки поставили три деревянных креста, один на срубе — большой поклонный крест с памятной табличкой, в пяти метрах — маленький старый деревянный крест. С ним связана интересная история. В пятидесятые годы во время похода за ягодами у мужика из деревни Морщихинская заблудилась в лесу двенадцатилетняя дочка. Все окрестные деревни были подняты на ноги. Ребёнка искали десять дней, но тщетно. И вдруг, через десять дней ребёнок сам вышел из леса. Причём не ободранный и не голодный. На вопросы взрослых девочка ответила, что встретила в лесу доброго старичка, который её приютил, предоставил кров, кормил и поил, а потом вывел из леса к людям, а сам ушёл обратно в лес. В благодарность за спасение дочки отец и поставил на острове на месте пустыни этот поклонный крест. Кто это может быть? Теперь этого уже никто не знает, может один из последних монахов пустыни скрывавшийся в лесах... А может и добрый дед-лесовик из еще одной Лекшмозерской сказки...
Очень жаль, что к ней мы не прикоснулись, зато золотой ключик был почти у нас в кармане. А это «почти» преследовало нас повсюду.
Не переключайтесь! :)
—
Начало:
Лекшмозерские сказки. К Михал Потапычу на Заимку
Лекшмозерские сказки. Вступление
О том, как Лекшмозерье выглядит в марте, можно почитать и посмотреть тут:
Город Тишины
Цивилизованная глушь
Вокруг, да около, да по пояс в сугробе
Нежил. или рай социофоба
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.