15 августа
После завтрака отправились к следующему озеру – Хотон-нур. Как мы в дорогу, так погода портиться. Манера езды Ержана довольно спокойная, но все равно на некоторых подъемах и спусках чувствуется прилив адреналина. Особенно когда машина кренится в одну из сторон. Как только на горизонте показалось озеро, дорога стала очень красивая – горы, вода, деревья. Когда-то тут прошел ледник, оставив после себя причудливый рельеф. Жаль только, что пасмурно и иногда накрапывает дождь.
[youtube]0pBF7fwA_9w[/youtube]
По дороге пробили колесо. Как оказалось, они тут все ездят с камерами, покрышки все убитые.
Часа в два дня прибыли на место, ненадолго заехали на заставу, отметиться. Встали на протоке между озерами. Тут довольно бурный поток.
После обеда Ержан уехал к ближайшим юртам чинить запаску. Поймали первых приличных хариусов. Понаблюдали, как ловят местные. На противоположный берег на лошади подъехал человек с удочкой, разделся до трусов и пошел в воду, к центру протоки. И не вылезал из ледяной воды как минимум час, что мы его видели. Удивительными показались два момента, во-первых, в такой воде долго не простоишь и во-вторых, как я слышал до этого, местные рыбу не едят. Так зачем ловят ? Хотя наш Ержан тоже, предпочитал рыбе что-нибудь другое, но поскольку этого другово было не много, то рыбу ел с удовольствием.
Во второй половине дня распогодилось, стало даже жарко. Озеро большое, протока Сыргал, у которой мы остановились, соединяет Даян-нур и Хурган-нур, хотя некоторые утверждают, что это все одно озеро под общим именем Даян-нур.
За время поездки, на примере водителя, мы привыкли к монгольской манере принимать пищу. Ержан очень разборчив, выковыривает буквально каждую соринку, которую мы проглотим не заметив. О сытости всегда сигнализирует радостным отрыгиванием и причмокиванием. К концу поездки мы потихоньку начали перенимать эти привычки.
16 августа
Всю ночь барабанил дождь, я уже подумал, что весь день придется провести в палатке. Но часам к семи утра выглянуло солнце, облака очень красиво шли не над вершинами гор, а по их центру. Пока погода хорошая решил забраться на левую от протоки гору. Перебраться на другой берег можно только по мосту возле заставы. На левом берегу обнаружились низины, в одной из них есть небольшое озеро. С нашей стороны протоки их было не видно. Неплохое место для стоянки, чтобы укрыться от ветра.
Сначала шел под жарким солнцем. По мере приближения к цели стали слышны раскаты грома, вдали показались серые облака. Немного успел поснимать и начал спускаться вниз, погода совсем испортилась, сначала пошел небольшой дождь, который потом перешел в ливень и закончился крупным градом. Чтобы меньше намокнуть, решил пересидеть непогоду, накрыв себя и технику дождевиком. Через полчаса все закончилось, снова появилось солнце, как будто ничего и не было.
Пока снимал, заметил, что к нашему лагерю приехали гости, как потом оказалось, что это были пограничники, попили чай и уехали.
Вернулся в лагерь, погода совсем наладилась, поэтому рискнул ополоснуться в протоке. Очень приятно, еще приятнее гулять босиком по мягкой траве, тут, правда, главное не вляпаться в навоз. Стада там пасут повсеместно.
После обеда Ержан попросился отъехать, куда непонятно, договорились, что он вернется в 8 вечера. Мы с удовольствием доели вчерашнюю жареную рыбу, после чего Александр ушел ловить к мосту, где как говорит путеводитель, самый лучшее место лова. Погода стала меняться очень часто, то солнце, то дождь, то штормовой ветер , в такие моменты палатку почти уносит. В один из таких порывов залез в палатку, стал накрапывать дождь. Вдруг чувствую, что шум явно не ветра, что-то другое. Выглядываю, точно, стоит парень на коне и пристально смотрит на палатку. Крикнул ему привет по-монгольски и залез обратно. Было ощущение, что он просто стоял и прислушивался, есть ли кто в палатке. Через пару минут он испарился. Видимо, все жертвы монгольским духам мы отдали на предыдущем озере, в это раз обошлось без потерь.
Рыбу ели уже всякую, начала надоедать, так что даже главный рыболов грозится отпускать весь улов. Ержан приехал раньше обещанного, часа в четыре. Интересно, где был ? В такие моменты особенно хочется , чтобы была возможность общаться. Вечером снова сварили уху и попытались сделать рыбу гриль.
17 августа
Всю ночь лил дождь, ветер трепал палатку, пытаясь ее унести. Однако утро встретило безоблачным ясным небом и полным штилем. Я сразу пошел снимать красивые виды с отражением в воде. Когда уже заканчивал, подъехал местный – молодой парень. По обыкновению, встал недалеко и стал молча наблюдать. Сидит на лошади, смотрит, что хочет непонятно. Я выдал ему весь запас монгольских слов и пошел вдоль берега, в сторону лагеря. По дороге встретил Ержана с Алексанром, которые, по обыкновению, ловили рыбу. Всадник все это время ехал чуть поодаль от меня. Наш новый знакомый с радостью разговорился с Ержаном. В очередной раз распирало любопытство, о чем ?
Погода не портилась , штиль был полный , поэтому на берегу провели довольно много времени.
Доехали до лагеря, только разогрели уху, так тут как тут наш новый знакомый. Не скажу, что нас это обрадовало, но не гнать же гостя, угостили его ухой. После обеда решили прокатиться по правому берегу озера. Вдоль него горы повыше ( примерно 3500м ) , снежные вершины, растет лиственница, немного , но есть. На одной из остановок увидели машину с российскими номерами, оказались геологи из Иркутска. Угостили нас чаем и вяленым османом. Они в Монголии надолго, а мы сами заготовками не занимались – из Монголии рыбу вывозить нельзя.
Вечером съездили половить к мосту напротив погранзаставы. Когда вернулись в лагерь, то недалеко обнаружили стоянку “жулчинов”. “Жулчины” оказались из Новосибирска. День встреч с соотечественниками. После ужина сходили к ним в гости.
18 августа
Начинается дорога домой, возвращаемся в Баян Ульгий. Погода отличная, уезжать не хочется, но надо. Сразу за мостом через протоку стоит чудо заправка — цистерна наполовину закопана в землю , рядом с ней древняя советская колонка.
Умудрились попасть в очередь из трех уазиков, которые вместе с нами подъехали к заправке. Хотя в предыдущие дни машин почти не видели. От озера и до начала реки Ховд пейзажи не очень интересные, а может уже глаз замылился. Вдоль Ховда снова начинается красота. Мы даже пожалели, что выкинули ночевку на Ховде из нашего плана, а сейчас уже не было времени этот план менять. Пару раз остановились – покидать спиннинг. Клюет хорошо, пару раз кидаешь, одного хариуса вытаскиваешь. Только хариусы маленькие.
Ближе к Ульгию пейзаж снова меняется, появляются горы очень необычных цветов. Как на картинах Рериха.
Дорога от озера Хотон-нур до Ульгия заняла 6 часов. Разместились у Каната в юртах.
После приезда попрощались с Ержаном, помылись, почистились , собирались уже идти есть, как вдруг он возвращается. Жестами показывает, что хочет пригласить нас к себе в гости, на ужин. Долго не думали, сразу согласились.
Дом у него каменный, во дворе стоит юрта, как у многих. Сели в доме. В комнате просто, очень чисто , есть кухня , ТВ , ДВД. Сначала жена Ержана заставила стол сладостями, принесла чай. Чай монгольский – соленый и с молоком. Давно хотел его попробовать. Чай мне понравился. То , что начали со сладкого, нас смутило, подумали, что нас пригласили на чай , а не на ужин. Но нет, когда уже натрескались сладкого с чаем, принесли вкуснейшие позы из баранины. Пока сидели, вспоминали некоторые моменты из нашей поездки. Со стороны это должно было забавно смотреться, общались исключительно жестами и нечленораздельными звуками. Все это разбавлялось несколькими монгольскими словами. В конце ужина поблагодарили хозяев, смачно рыгнули, что означает сытость, и отправились к себе в юрту.
19 августа
Отъезд домой начался с приключений. Еще накануне вечером подошли парень с девушкой и попросились в нашу машину. Ребята были из Бельгии. Переехать границу вместе мы не возражали, а вот сможем ли уехать вместе из Ташанты, зависело от размеров машины, которая нас встречала. Позвонили Вячеславу, который нас встречал, попросили машину побольше, но он не обещал, для него цена не менялась, выгодно было только нам.
Выехали рано, подъехал Уазик, по виду гораздо новее того, на котором мы ездили по озерам. Утром холодно, в машине работает печка, глаза слипаются. Идиллия закончилась вместе с шоссе, которое сейчас есть перед Баян-Ульгием. У нашего водителя – молодого парня с трудно запоминаемым именем, начала постоянно открываться дверь. Прямо на ходу. Он не терял самообладания и с невозмутимым видом ее закрывал. Далее события стали нарастать. Сначала мы потеряли дорогу, остановились возле строителей , строивших шоссе и узнавали куда ехать дальше. Доехали до монгольского КПП, правда ехали дольше , чем в прошлый раз, поэтому оказались в хвосте очереди. Пока стояли в очереди обнаружилось , что из двигателя течет масло. На КПП много местных водителей, они собрали нам узелок с запчастями, дали масла в пластиковой бутылке. Шанс доехать есть. Во время прохождения границы стало понятно, что парень едет в первый раз, его обходили все, кому не лень. Но это было только начало. Подъехали к Российской границе, как водится, подождали пока великие начальники, с погонами прапорщиков, закончат свой завтрак и соизволят запустить скопившийся транспорт в Россию. Дождались, поехали, постепенно стало ясно, что бутылка с маслом не помогла, двигатель заглох после чего мы встали. Но, как оказалось , ничего страшного не произошло, каждый монгольский водитель возит в чемоданчике конструктор под названием “собери уазик”. Наш, смело начал разбирать двигатель, добрался до испорченных клапанов, нашел у себя в сундуке что-то подобное и начал притирку новых деталей своей монтировкой. Самое забавное, что у него получилось. Вообще, особенность нахождения в нейтральной зоне следующая – не успел перейти границу – возвращайся, откуда пришел, для нас это означало возврат в Монголию. Но не судьба, нам предначертан путь домой. После ремонта двигатель завелся, и мы с диким скрежетом двинулись дальше. Едем, медленно, машину всю трясет, печка обдувает двигатель, поэтому в салоне как в Африке , но главное едем. На каждом подъеме в голове только одна мысль, лишь бы не заглохнуть. Наконец, подъехали к нашей границе, все , кто был за нами на Монгольской стороне уже давно ее прошли. Опять дурацкие процедуры с вытаскиванием вещей, толкотня в узких коридорах таможни и паспортного контроля. Но успеваем пройти все до обеда, хотя наш водитель всячески этому препятствует – где-то ходит, ищет какие бумаги заполнять. И вот, наконец, мы выехали за ворота КПП!!! Ура !!! Отъехали пятьсот метров , и тут наш водитель решил устроить капитальный ремонт. Ушел в поисках деталей. Решаем отправить бельгийцев дальше, до Кош-Агача, им нет смысла ждать Вячеслава – он на маленькой машине, все не влезем. Поймали попутку, бельгийцы были очень обрадованы , что их подвезут до Кош-Агача бесплатно. Мы же остались ждать и за это время стали свидетелями рождения нового “Кулибина”. Наш водитель нашел нужные детали, поколдовал с монтировкой около часа и все, машина как новая. Ни скрежета, ни шума , ни пыли. Гордый, позвал нас с собой до Кош-Агача, куда уже подъезжал Вячеслав. На этом все приключения на этот день иссякли и до Горно-Алтайска мы доехали уже совершенно спокойно. На следующий день ожидал переезд в Барнаул и самолет домой.
Видео озера Хотон-нур geoclip.ru/mongolia/mongolia-…
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.