Эту страну называют «Сердцем европейского континента». Здесь даже есть гранитный обелиск – между Пльзенем и Хебом – на котором высечена надпись «Центр Европы». И хотя, если судить по географическим широтам, к центру Европы можно отнести еще пару-тройку государств, мы не будем спорить, ведь Чехия – это действительно сердце. Тот, кто в ней уже побывал, с удивлением обнаруживает, что его снова тянет сюда, как будто действительно кусочек сердца остался. Но, это все лирика, конечно же.
История Чехии начинается еще в языческом периоде, о котором, как обычно, известно мало, разве только то, что на ее территории жили когда-то кельты (ну, куда ж без них), что потом их разгромили германские племена и что примерно в 5-6 веках сюда пришли славяне. Все как у всех, в общем.
Но именно кельты дали стране имя. Ведь второе, историческое название Чехии – Богемия. Оно произошло от древнего кельтского племени бойев – название просто изменилось со временем. Так все просто. И именно племена бойев, в отличие от других кельтских племен сохраняли «чистоту расы» - женились только на своих. Из-за таких матримониальных особенностей их было не очень много и именно это не позволило «чешским кельтам» выстоять во время междоусобных войн.
Кстати, существует и научное подтверждение того, что в жилах чехов течет кельтская кровь. Медики выявили, что существует одна очень распространенная болезнь, которая в Чехии передается по наследству – фиброзный цистит (это как-то связано с мутацией одного из генов).
Так вот, единственная страна на земле, где встречается подобная патология – это Великобритания - страна, которая считается прародительницей кельтской народности. Исходя из этого, специалисты пришли к выводу, что эта мутация связана с кельтским происхождением обоих народов. Может быть, это всего-лишь очередная история из серии «британские ученые пришли к выводу», но, согласитесь – больно уж заманчиво звучит.
Вернемся к тому времени, когда на смену кельтам и германцам уже пришли славяне. Первое государство было маленьким и называлось по имени купца, который и основал его – Само. Оно было живо, пока был жив этот купец, а потом просто исчезло. Вторая попытка объединить славян была более успешной, хотя, тоже не очень живучей. Великая Моравия, которая пришла на смену маленькой Само, имеет очень странную судьбу. Во-первых, историки до сих пор спорят, где же находилась столица этого государства. Во-вторых, несмотря на то, что территория его была довольно внушительна, уже к 10 веку это государство распалось. Правда, несмотря на столь недолгое существование, Великая Моравия стала свидетелем важного события – прихода Кирилла и Мефодия, и, как следствие – крещения славян. С тех пор, в сущности, и начинается история чешского государства. И, кстати, хоть мнения историков по поводу нахождения столицы расходятся, но зато они точно знают, где жил и умер великий старец Мефодий – это маленькая деревенька Велеград. Там построен монастырь, и, 5 июля, во время государственного праздника – Дня Кирилла и Мефодия, туда приезжают тысячи людей.
Но, вернемся к нашей Великой Моравии, которая, хоть и прекратила свое существование, все же выполнила свою функцию – она начала объединять огромное множество племен и родов, которые были разбросаны по всей территории. И вот как раз-таки племя или род Чехов был один из этого множества. И именно с ними связана, наверное, самая известная и самая романтическая в стране легенда:
«Жили-были когда-то два брата – Чех и Лех. И вот однажды решили они, что нечего им на одном месте сидеть и что нужно идти искать новую родину для своего племени. Долго они шли, и, в конце концов, пришли к горе, недалеко от реки Влтава. Здесь жило мало людей, и братья решили остаться. Чех забрался на гору и спросил у своих людей – как, мол, назовем страну новую? И все ему ответили – пусть называется в честь тебя, Чехией. Так и стало. После смерти старого Чеха главным воеводой был избран Крок, у которого было три дочери – Либуше, Кази и Тэтка. И именно Либуше, мудрейшая из трех сестер, становится вождем племени после своего отца. Но, несмотря на ее мудрое правление, мужчины племени начинают высказывать недовольство тем, что ими руководит женщина и просят ее выйти замуж. Тогда Либуше объявляет всем, что выйдет замуж за человека, к которому приведет ее конь. Так и случилось – конь привел советников прямиком в поле, где работал пахарь Пржемысл. Так и была основана великая чешская династия Пржемысловичей»
Это, конечно же, только легенда, поскольку никаких исторических документов о Либуше найдено не было, а истории о королях-пахарях были вообще обычными для Средневековой Европы. Но какая красивая легенда, согласитесь.
Но династия Пржемысловичей была не сказкой. Первым князем, вступившим на трон под этой фамилией, был Борживой, реально существовавший человек. Именно Борживой перенес резиденцию чешских князей в Прагу, где вероятно основал Пражский град. И он, кстати, первым стал распространять христианство среди чехов. Его жена Людмила позже была провозглашена первой чешской святой, а внук – Вацлав, вообще считается покровителем чешских земель.
Начало же правления Вацлава было не очень добрым. Его мать, Драгомира, была в странных отношениях со свекровью, святой Людмилой, она считала, что та оказывает слишком большое влияние на молодого князя. К тому времени ни отца, ни деда Вацлава уже не было в живых, и государством, фактически правила Людмила – что крайне раздражало Драгомиру. Эти отношения привели к трагедии – не исключено, что именно Драгомира велела ее убить – святую Людмилу задушили собственной вуалью в замке, куда она удалилась, отдав бразды правления своей невестке. Драгомира была сослана, но говорят, что она из-за этого поступка провалилась со своим экипажем под землю недалеко от Пражского града. Хотя, это тоже – только легенда.
А наш Вацлав оказался князем, как говорят, деловым, ответственным и очень благочестивым. Он очень заботился о государстве, правил разумно и справедливо. Да и вообще, Чешское государство расцвело при его правлении. О Вацлаве говорили как о добром и милостивом правителе – и легенд и преданий о нем осталось очень много.
С именем Вацлава связано еще одно очень важное для чешского народа событие. Есть две версии – исторически доказанная и не доказанная. Рассказывают, что Вацлав сразился с немецким королем и завоевал святые останки для Пражской церкви, но попал в зависимость, и должен был платить дань. Младший брат князя Болеслав решил, что это позор для чешского королевства – он захотел отомстить Вацлаву.
Историки же считают, что Вацлав пострадал из-за своего христианского благочестия и желания, чтобы страна шла по пути Божьему. Языческой знати это очень не нравилось и она, в конце концов, объединилась с его братом и убила Вацлава. Однако, это привело совсем не к тому результату, которого они ожидали – кровь мученика стала последней каплей для окончательной победы христианства в Чехии.
Но, хотя причиной смерти можно считать что угодно, сам трагический момент описан во многих источниках.
Болеслав пригласил брата к себе в гости – якобы на крестины сына и после пира набросился на Вацлава с мечом. Князь оказался сильнее, но, не желая убивать собственного брата, лишь оттолкнул его, и решил спрятаться в церкви. Но у самых ворот его настигли двое убийц, один из которых пронзил князя копьем. Так закончилась жизнь самого известного чешского князя Вацлава, которого называют «патроном чешского государства» и одновременно началась вечная жизнь святого-мученика. В храме святого Витта, чьи мощи Вацлав и принес от германского короля, есть капелла его имени, которая, как утверждают ученые, имеет действительное сходство с этим правителем. А с 2000 года день памяти св. Вацлава (28 сентября) в Чехии считается праздником и называется – День государственности.
А старочешский гимн или Святовацлавский хорал это ничто иное, как молитва Святому Вацлаву, просьба о помощи. Ведь еще со времен средневековья чешский народ в тяжелые периоды своей истории ожидал исполнения легенды о бланицких рыцарях – она рассказывает о том, что в горе Бланик стоят всегда готовые к бою рыцари Святого Вацлава. И что когда чехам придется хуже всего, то они выйдут на помощь, и во главе их будет скакать сам Вацлав на белом коне…
Эта династия – династия Пржемысловичей, была у власти до начала 14 века. Среди них был и Пржемысл Оттокар II, который помогал немецким рыцарям в крестовом походе против язычников и в честь которого был основан и назван город Кенигберг (по чешски «краловец» или Королевская горка). Он же, возглавив свою армию, стал тем, кому удалось вывести Чехию из подчинения Германской империи и установить в Богемии самодержавие. После Оттокара на трон взошел Вацлав II – он учредил монетный двор, который чеканил пражский грош – монету, которой в то время пользовались многие европейские страны (Россия тоже входила в их число). Последним же представителем Пржемысловичей был Вацлав III – он правил всего один год и был убит во время путешествия в Польшу. Но, у Вацлава была сестра Элишка (или, как ее называли, Елизавета), которая удачно вышла замуж и принесла Чехии нового короля и новую династию – с этого момента история Богемии связана с Люксембургским родом.
Иоанн или Ян – первый король из этого рода, и он, наверное, был бы хорошим королем, но местная знать не очень хотела отдавать власть в руки иностранца и Иоанн, из почти 20-летнего своего правления, был в Богемии едва ли несколько лет.
Делами, фактически, занималась его жена, которую они, в общем-то, мало интересовали, что привело в итоге к распаду этого союза. Иоанн забрал детей и увез их во Францию, к своему дяде - французскому королю Карлу Красивому.
Сам же Иоанн вошел в историю как монарх-рыцарь, потому как имел одну фатальную для себя слабость – он очень любил воевать. Когда в собственном государстве не было никаких войн, он отправлялся за ними в другие страны. И прославился тем, что, будучи уже совсем слепым, попросил привязать себя к лошади и все-таки пошел в бой. В этой битве он и погиб, сделав свое имя синонимом бессмысленного героизма.
Но все эти нелепости удалось сгладить его сыну – Карлу IV.
Несколько лет назад на Чешском телевидении выходила программа «Величайший из чехов». На конкурсе зрители должны были выбрать самого выдающегося, по их мнению, человека. И при всем богатстве выбора достойнейших из достойнейших, с большим отрывом победил Карл IV – чешский король и германский император.
Собственно говоря, Карл лишь наполовину был чехом (только по материнской линии), да и Карлом стал совсем не сразу. Его назвали Вацлавом – в честь деда, а имя Карл маленький принц взял уже в сознательном возрасте – в честь своего французского дяди-короля. Карл вступил на трон практически ребенком – но, несмотря на это, оказался очень тонким и умным политиком. Карла IV называют отцом чешского народа. И действительно, этот мудрый правитель сделал очень многое для своей страны, а времена его правления были пиком могущества и процветания Чехии. Именно при нем был создан первый в Центральной Европе университет, построен Карлов мост и собор Св. Витта в Праге, а также огромное количество церквей и монастырей по всей Чехии. Он придумал план пражского Нового города (Нове место), знаменитый замок Карлштейн и курорт Карловы Вары были названы в его честь. К тому же, в середине 14 века Карл был избран еще и «римским королем» - большая и нестабильная империя теперь была в его руках, что позволило ему сделать для своих наследных земель еще больше. И Чешское королевство стало центром не только большой империи, но и одной из самых процветающих стран Европы. Именно тогда говорили о «Земле короны святого Вацлава», то есть чешской короны. Этот мудрый правитель не был воином – возможно, поэтому его любимая Чехия десятилетиями жила в мире и процветании.
Но это «золотое» время не могло продолжаться вечно – еще во время правления Карла начинало происходить то, что в последствие изменило всю Европу. И если Карл умело сдерживал надвигающуюся бурю, то после его смерти все закрутилось с удвоенным темпом – наступала эпоха перемен.
Церковь всегда была крупнейшим феодалом, но в те времена церковники (архиепископы, прелаты, священники) переступили всякие границы – все продавалось и покупалось, начиная с земель и заканчивая индульгенциями. Моральный облик церкви, как божьего дома, был подорван. И нет ничего удивительного в том, что начались волны протеста – против обнаглевших в конец священнослужителей, против засилья немцев, против собственного бесправия, в конце концов. И первым, кто публично начал выступать, призывая народ к действиям, был Ян Гус – человек, изменивший ситуацию в корне. Богослов и священник, философ и ректор Пражского университета, Ян Гус был по-настоящему предан церкви. Но сложившаяся ситуация не могла его не угнетать – в своих проповедях он осуждал развращенность клира и требовал церковных реформ. Он был настоящим католиком, но многое в католичестве повергало его в ужас. Проповеди Гуса завоевывали популярность во всех кругах, его поддерживало крестьянство и сам король (правда потом он от него отречется), и церковь, понимая, что враг притаился у нее на груди, решается на отлучение Гуса. Ему было запрещено заниматься священнической деятельностью, но Ян Гус, которому пришлось уехать из Праги, собирает все большее количество народа. Церковь больше не могла оставаться в стороне – учение Гуса было признано еретическим, а он сам – опасным еретиком. В 1415 году Ян Гус был вызван на церковный собор в Констанц, дабы заставить его отречься от своих убеждений. Знаменитые слова Гуса: «Не отрекусь!» поставили точку в этом деле – его лишили сана и сожгли на костре. Эта казнь потрясла чехов, которые его очень любили, и положила начало гуситскому движению. Сам же Ян Гус был объявлен чешским святым.
6 июля Чехия отмечает национальный праздник – День сожжения Яна Гуса, главного идеолога чешской Реформации. На Староместской площади в Праге, спустя 500 лет после смерти, ему установили памятник. И, хотя католическая церковь до сих пор не реабилитировала Гуса, но, несколько лет назад Иоанн Павел II выразил «глубокое сожаление» от имени церкви, которая сожгла его заживо.
Известие о сожжении Яна Гуса вызвало сильнейшие волнения в Чехии, но только смерть короля – через несколько лет после казни Гуса – стала сигналом для восстаний. 30 июля 1419 года пражане выбросили из окон Новоместской ратуши членов магистрата. Это и стало началом гуситской революции – движения, которое на несколько десятков лет поставило Чехию в центр европейских событий.
Кстати, выбрасывание из окон неугодных чиновников, стало почти национальной традицией – и было что-то вроде сигнала к началу восстания.
Гуситские войны, которые велись против врагов внешних, вскрыли и внутренние проблемы – бывшие соратники вскоре распались на два непримиримых лагеря, воевавших и между собой. И, хоть это и не мешало гуситам выигрывать одно сражение за другим (полководец Ян Жижка стал народным любимцем и великим героем), но этот раскол не добавлял уверенности. В итоге, через почти 15 лет постоянных сражений и войн, части гуситов пришлось пойти на компромисс с церковью, что и привело к окончанию войны. При этом, что самое грустное – гуситов ведь так никто не сумел победить – кроме самих гуситов… Эта война не принесла, в сущности, каких-то значимых результатов ни одной из сторон, но основательно опустошило Центральную Европу.
Но все равно она стала причиной больших перемен. Из чешских городов исчез самый богатый класс – немецкие мещане. Уменьшилось влияние католической церкви, а церковное имущество поделили между собой дворяне и города – часть реформ, о которых мечтал Ян Гус, все-таки были проведены, пусть и таким кровавым способом.
После недолгого времени «междуцарствия», которое пришлось на восстановительный период после гуситских войн, на престол Чехии взошел самый странный король, из всех, кто когда-либо был на этом месте (1576). Он был отменно образован и уверен в божественном предназначении своей власти. Он любил артистов, художников и алхимиков намного больше, чем генералов, дипломатов и политиков. Рудольф II Габсбург сыграл особую роль в судьбе Чехии и Праги. Именно благодаря ему Прага сейчас считается мировой столицей алхимии, мистики и черных сил. Он и сам был немного мистиком, может быть потому, что его психическое здоровье оставляло желать лучшего. О нем говорят, что своей неумелой политикой он привел Европу к Тридцатилетней войне. Что ж, примерно так все и было.
Рудольф вел непонятную для других европейских государей жизнь, без остатка заполненную таинственными и мудреными занятиями. Императорский двор свой он переместил из Вены в Прагу, и столица Богемии превратилась в средоточие алхимических, астрологических и научно-магических изысканий. Прага при Рудольфе стала Меккой для ценителей эзотерических и научных знаний, стекавшихся в этот город со всей Европы. Здесь побывали Джон Ди и Эдуард Келли, Джордано Бруно и Иоганн Кеплер. И пусть тогдашняя Прага слыла местом несколько странным, зато обстановка в городе отличалась терпимостью к инакомыслящим.
Но государственные дела шли у Рудольфа ни шатко, ни валко - войны велись неудачно, сеймы не собирались, указы не подписывались. Терзаемый своей болезнью, император иногда месяцами не выходил из покоев, совершенно забывая, что все-таки он король. Такая ситуация в итоге привела к тому, что его собственный брат – амбициозный Матиас – с помощью армии и поддерживаемый родственниками, забрал у Рудольфа сначала Австрию и Моравию, а потом и Чехию. Бедняга остался с ничего не значащим титулом Императора Римской империи. Попытки вернуть себе власть ни к чему не привели - он умер практически никем и был похоронен в соборе святого Витта. Кстати, Рудольф стал последним монархом, похороненным в Праге – остальные Габсбурги, начиная с Матиаша, погребены в Вене.
Австрийская династия Габсбургов более 400 лет правила Чехией, а начиная с Фердинанда II, эта династия больше не прервется до 1918 года. 17 Габсбургов в разное время были королями, но никогда их отношения с чехами не были просты. И лишь только Рудольф оказался так тесно связан с Чехией, что и через 400 лет после смерти он остается одним из символов Праги.
Матиас недолго был императором – по настоянию родственников, да и в силу возраста, ему пришлось короновать на чешский трон Фердинанда II (1617). Новый король сразу же положил конец политике религиозной терпимости, отличавшей правление Рудольфа – и в стране начались гонения на «не католиков». Некоторые историки считают, что именно это и было подлинной причиной Тридцатилетней войны. Это вызвало взрыв недовольства у чехов – в результате на одном бурном собрании пражских горожан, двух видных католических деятелей просто выбросили из окна. Все повторилось. Чехия взбунтовалась.
А произошедшая в 1620 году битва у Белой горы, которая стала трагическим символом чешской истории, окончательно показала – назад дороги нет. Войско было разбито, Габсбурги одержали полную победу. Эта битва начала долгую войну, которая положила конец самостоятельности Чешского государства, разорила богатейшие чешские земли и, в которой погибло около 80 процентов населения. Она отбросила Чехию на сотни лет назад, и страна стала во много раз беднее и провинциальнее, чем была раньше. Только спустя 30 лет непрерывных военных действий был заключен Вестфальский мир. Но мир настоящий уже не был таким как прежде. Можно сказать, что это была последняя европейская война за веру. А несчастный Фердинанд, все правление которого прошло в постоянных войнах и попытках раздобыть на них денег, так и не дожил до конца войны – Вестфальский мир заключал его сын.
Но Чехия, Чехия, на чьих землях было проведено большинство военных действий, была опустошена и разграблена. Долгое время страна приходила в себя – габсбургская политика в то время была больше направлена на выяснение отношений с Францией и Пруссией, а Чехия все больше оказывалась в руках воинствующих немецких католиков. Огромное количество земель оказалось в руках иностранцев, которые приживались в этой стране, принося свои традиции, свои деньги и свой язык. Кто из чехов хотел иметь успех в служебной карьере, тот должен был, прежде всего, владеть немецким языком, как своим родным. Многие чешские паны так онемечивались, что забывали свой родной язык и к тому времени, как на престол взошла императрица Мария-Терезия (1740), а после ее сын Иосиф, Чехия была полностью под влиянием немецких колонистов.
Но, хотя независимость чешских земель была ликвидирована, жизнь все-таки начала меняться к лучшему. Мария-Терезия была сильным политиком – и хотя, главной ее проблемой и любовью все же была Австрия, но и Чехию она не оставляла своим вниманием. Именно ей принадлежит реформа об обязательном школьном обучении – было построено много школ, а с отменой иезуитского ордена, многие из этих школ стали светскими. Мария-Терезия была настоящим реформатором и воплощала свои идеи, не оглядываясь ни на кого, даже на собственного сына.
Было отменено крепостное право, принят закон о веротерпимости, а с конца 18 века в Чехии началось национальное движение. Это время принято считать периодом относительного расцвета и благополучия. В лучшие годы своей жизни Мария-Терезия была действительно выдающейся государыней. Ее вечный враг – прусский король Фридрих – однажды даже сказал: «На габсбургском троне в конце концов появился мужчина. И этот мужчина – женщина».
Дети Марии-Терезии – Иосиф и Леопольд были совсем другими. После смерти матери Иосиф II, которого называли «просвещенным деспотом» решил, что империи необходима новая жизнь – и начал со сверхъестественной скоростью осуществлять задуманное. Огромное количество новых реформ, которые посыпались на государство, были совершенно не поняты и не приняты. К тому же, несчастные провинции, в число которых входила и Чехия, были в конец задавлены. После смерти Иосифа, его младший брат Леопольд II два года – до самой смерти - разгребал эти реформы, возвращая жизнь к прежним устоям. Страна еще не была готова к таким резким изменениям.
Но не успела империя привыкнуть к более-менее спокойному образу жизни, как на сцене появилось новое, весьма интересное и опасное лицо – Наполеон Бонапарт. Война многих европейских стран с Францией, которая велась на протяжении почти 20 лет, перекроила всю политическую карту. А чехи, в отличие, скажем, от поляков приняли всю эту антифранцузскую компанию без особого энтузиазма – и неудивительно, поскольку Австрия и Габсбурги принимали в этих войнах самое активное участие. Но изначально военные действия на землях Чехии не велись – и именно тогда в стране произошел самый настоящий культурный взрыв. Писались книги и издавались альманахи, в Карловом университет была основана кафедра чешского языка и литературы, создавались оперы и мессы. Однако, избежать участия в войне чехи не могли – в сражениях приняло участие и погибло много людей. В конце 18 века в Чехии начинает устанавливаться капиталистический уклад. Во многом чешская буржуазия была вдохновлена французской революцией, хотя это развитие и задержали наполеоновские войны, которые сильно пошатнули чешскую экономику. Но в это время полным ходом начинает просыпаться национальное самосознание чехов – организовывается группа «будителей», которые ведут активную деятельность за возрождение чешского языка, литературы, науки. Позже «будители» становятся политиками и начинают выдвигать свои требования, которые приводят к пражскому восстанию 1848 года. Оно освободило крестьян от крепостной зависимости, но, однако, чехи не смогли добиться самоуправления – в отличие от венгров, которым удалось превратить Габсбургскую монархию в Австро-Венгерскую монархию (1867).
После возникновения Австро-Венгрии чехи не получили автономии, но изменения, которые происходили в стране, уже никто не мог остановить. А в начале ХХ века во всей Европе назрел кризис. Первая мировая война показала, что время монархии прошло, империи начинают разрушаться, а чехи и словаки стремятся изменить свое существование. Но, эта война была для чехов такой же трагедией, как и для остальных народов. Но, несмотря на всю тяжесть военного времени, Первая мировая дала народам возможность получить независимость. В итоге, в 1918 году образовывается новое государство, объединяющее чехов и словаков – Чехословацкая республика, во главе с ее первым президентом – Томашем Гарриком Масариком.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Спасибо) Да, на самом деле, длинновато вышло, но не смогла сократить) старалась самые основные вехи упомянуть.