Следующий приезд к Метеорам выпал на ноябрьские выходные 2010 года, т.е. по времени практически совпал с моим первым посещением. Сейчас было попрохладней и день выдался облачным. Это лишь добавляло таинственности.
В такую погоду, не самую худшую, надо сказать — без дождя и ветра, подвиг первых монахов становился еще ощутимей. Ведь духовная история Метеор началась, как считают специалисты, ранее Х века! Дороги же к монастырям и подходы к ним проложили в начале ХХ века. Первые отшельники взбирались к естественным углублениям в скалах по отвесным стенам, вбивая в них деревянные колышки. Поражаюсь, что двигало этими людьми, заставляло их карабкаться вверх, совершая невозможное, к чему они стремились? И почему именно здесь?
Ведь мало было забраться один раз, путь наверх и вниз приходилось проделывать если не регулярно, то периодически, ведь на скалах не было ни воды, ни еды. А главное — потребность исполнения церковной службы вынуждала их спускаться для участия в церковных мероприятиях, проводимых на земле в храме Архангелов, а позже — в построенную церковь Богородицы. Судя по развитию сюжета морить себя голодом не входило в их планы. Наоборот, рядом с выбранными скальными углублениями они постепенно оборудовали небольшие площадки для молений, сначала из деревяшек. Колышки со временем сменились веревочными лесенками, но более безопасным путь от этого не стал. Есть рисунки Б. Барского 1745 года, к этому времени на вершинах скал уже были каменные здания монастырей, но людей, провизию и все необходимое поднимали в сетках или по лесенкам, что автор и изобразил.
Еще более наглядно как все было в начале, видно на фотографии скита Святого Антония.
Приглядитесь, внизу виден поднимающийся по лесенке монах. И напомню, что большинство скал высотою около 400 метров, а некоторые — все 600!
Представляете, сколько усилий было приложено, чтобы обеспечить стройматериалами возведение монастырей? .
Есть предание, что сооруженный на вершине скалы собор Всем Святым построен за 20 суток, а чтобы поднять наверх все необходимое для строительства, потребовалось почти 20 лет упорного ежедневного ручного труда.
В XI веке был основан скит в Дупиани, это и положило начало организованному монашескому государству Метеоры и общинной монастырской жизни. Не очень согласуется у меня понятие "единение отшельников", но тем не менее именно духовное единение их сподвигло к основанию церкви Протатон, праобразом которой послужила одноименная церковь на святой горе Афон.
Около двух веков здесь было тихо-мирно-спокойно, а в XIII веке на Фессалию позарились франки, сербы, албанцы, турки, каталонцы... Область была захвачена Стефаном Душаном, наместником Фессалии был назначен Григорий Прелюб.
В Метеоры в 1334 году пришли монах Афанасий и его духовный пастырь Григорий, изгнанные корсарами со Сятых Гор. За 10 лет им удалось общими усилиями с еще 14 местными монахами обосноваться на Платис Литос, т.е. Широком Камне, и положить начало возведению монастыря Великий Метеор.
Шли годы, сменялись правители, но и монахи не бессмертны. Дело, начатое Афанасием, по его принципам и заветам продолжил Иоаннис, сын Симеона Палеолога. Благодаря преемственности монашей жизни, полным отречением от земных соблазнов ради вечной жизни духа на небесах, и не без даров и вкладов благочестивых правителей и жителей, на скалах были основаны манастыри Святой Троицы, Святого Стефана, Руссану (или Арсану), Варлаама, Святого Николая Анапафсаса, Преображения, Святого Георгия Мандиласа (Платочника), Сретения, Миканской Богоматери, Святых Феодоров, Святого Николая Бандова или Кофина, Святых Апостолов, Святого Григория, Святого Антония, Вседержителя, Предтечи, Святого Монастыря, Ипсилотерас или Каллиграфов, Модеста, Поклонения, Алисис, Апостола Петра, Святого Дмитрия, Каллистрата, Предтечи и Архангелов — всего известно 24 монастыря.
Только первые 6 монастырей продолжают свою деятельность в наши дни, от остальных сохранились лишь руины или только имя. .
В этот раз мы посетили Русанну, женский монастырь, очень ухоженный. небольшой дворик весь в цветах. Его основание и происхождение названия доподлинно не установлено. По одной версии его датируют 1388 годом и основателем называют некоего Руссаноса из Росана. Другая версия гласит, что в 1288 монастырь основан иеромонахами Никодимом и Бенедиктом. Документальные подтверждения начинаются с 1545 года, когда был построен кафедральный собор на месте разрушенной церкви Преображения Христа и отреставрирован монастырь. Далее опять много неизвестного вплоть до 1940 года. За прошедший период этот, как и другие монастыри, многократно подвергался разграблениям и разрушениям. Только в 1950 году за сохранение и восстановление взялась старица Эфсевия, и совершила, на мой взгляд, чудо: все приведено в порядок, монастырь жив.
Следующим мы посетили монастырь Варлаама. О нем известно, что первоначально здесь была обитель, основанная в средине XIV века отшельником Варлаамом, современником прп. Афанасия Метеорского. По имени этого монаха монастырь и получил свое название.
Преподобный Варлаам построил церковь, посвященную Трем Святителям, несколько келий и резервуар для воды. . эту бочку сейчас хранят как музейный экспонат в отдельном помещении, по прямому назначению не используют — надобность отпала. После смерти Варлаама скала оставалась пустынной около 200 лет.
В 1517-1518 годах братья Феофан и Нектарий Апсарад на скале, где еще оставались руины старого храма, начали восстановление монастыря. На развалинах церкви, сооруженной Варлаамом, они построили небольшой храм во имя Трех Святителей.
В 1536 году была построена башня, в которой разместили лебедку для подъема людей и грузов в специальной сетке. Ныне есть и сетка, и к ней добавился металлический контейнер с проволочными стенками, все функционирует.
В 1541-1542 годах, когда братия увеличилась до 30 человек, был воздвигнут храм во имя Всех Святых – нынешний кафоликон монастыря.
В 1922 г. были прорублены ступени в скале. До этого в монастырь можно было подняться только по системе из 4-х – 5-ти веревочных лестниц.
До пожара 1928 года в обитель женщины не допускались, но именно женщины из Кастраки поднялись туда, чтобы потушить пожар. В знак признательнлсти за спасение от пожара женщинам был разрешен доступ в монастырь позле освобождения от фашистской оккупации.
Во время второй мировой войны монастырь был разграблен а вновь открыт в 1961 году. Тогда на скалу поднялась монашеская община, настоятелем которой был будущий митрополит Пирейский Каллиник. Его сопровождали будущие митрополит Китросский Агафоник и нынешний настоятель монастыря архимандрит Исидор.
Теперь здесь обитает 7 монахов и 2 послушника, их занятия весьма разнообразны.
Это очень приветливый монастырь, здесь всех ждет небольшое угощение, в зависимости тт сезона: кусочки сыра, ложечка вареньица... Нам достался рахат-лукум от монахов. Такого нежного я больше нигде и никогда не пробовала, он действительно таял во рту. По какой-то причине нам было оказано повышенное внимание. Настоятель ходил с нами повсюду и ласково приобнимал, в какой-то момент мне даже показалось, что не совсем по-отечески. Оказалось, что причина всему — моя коса. Она часто дает повод обратиться ко мне и всей нашей компании, так было в Болгарии, Узбекистане, Китае... вот и греческие святые отцы оказались не лишены человеческих слабостей. На прощанье нас угостили еще спелой хурмой со двора и на память осталась фотография.