В Монако-Вилле, в 200 м от Океанографического музея высится потрясающее своим величием и силой духовности здание, это — Кафедральный Собор Св. Николая.
Собор — работы архитектора Чарльза Ленорман. Храм сооружён в 1875 году на том же месте, на котором стояла средневековая церковь Св. Николая, построенная в 1252 году. Старая церковь была разрушена во времена Французской революции, но, как известно, свято место пусто не бывает, поэтому Кафедральный собор стал достойной заменой старой. Место расположения Кафедрального собора является одной из самых высоких и красивейших точек княжества Монако.
Стиль, в котором выполнен собор был новаторским для своего времени. Он совершенно не похож на традиционные архитектурные решения церквей того времени. Главный собор Монако выполнен из белого камня, тем самым разрушив сложившиеся стереотипы. Камень для строительства собора был завезен в Монако из Ла Тюрби. После каждого дождя его стены становятся всё белее и белее. Если прихожане воспринимают это как чудо, то строители знают тайну: строительный камень, из которого сооружены стены Собора, имеет свойство отбеливаться под действием дождевой воды.
В 1903 здание было официально открыто, и еще через восемь лет состоялось освящение, в 1911-м.
Собор имеет три нефа и место захоронения членов правящего семейства (амбулаторий). Внешний декор состоит из вырезанных на каменных плитах библейских сцен. Три колокола служили «голосом Собора», в 1997 году к ним присоединили ещё один — в честь празднования 700-летия правления династии Гримальди и 750-летия возведения первой церкви.
Внутренне убранство храма восхитительно. Иконостас и епископский престол из белого каррарского мрамора занимают центральное место, по бокам — ложи для князя и монаршей семьи. Мозаики в византийском стиле изображают Мадонну с младенцем в окружении Св. Петра и архангела Гавриила — справа, пророка Исайи и архангела Михаила, поражающего дракона — слева и ещё 26 святых рядом ниже.
В окнах — чудесные витражи, представляющие сцены из жизни Христа и Марии. Четыре алтаря, сохранившиеся от старой церкви, украшены уникальными работами живописцев. Три алтаря относят к произведениям мастерской знаменитого Франсуа Бреа. Хоры были восстановлены в 1987 году с повторным использованием элементов старого алтаря, они изготовлены из белого каррарского мрамора и украшены богатой мозаикой.
Особой гордостью Собора является Большой орган. Первый инструмент был установлен в 1887 году, но со временем его заменили новым инструментом в 1922 году, в 1968 году усовершенствовали и в 2009 г. подвергли существенной реконструкции и реставрации.
Сегодня инструмент содержит 4 клавиатуры, педали и 4 840 труб, собирая массы поклонников органной музыки на ежегодный Международный фестиваль.
Собор действующий. Меня впечатлила кабинка для исповеди. На ней предлагалось исповедоваться на французском, итальянском, испанском или английском языках. Видимо для священнослужителей знание языков обязательно.
Кафедральный собор является не только местом для проведения богослужений, он еще служит усыпальницей для князей Монако, а также их жен и дочерей. Усыпальница в соборе расположена за алтарем. Входящие многочисленные посетители как бы совершают круг по собору, проходя вдоль ряда захоронений. Здесь покоятся представители тридцати пяти поколений рода Гримальди. Всенародно любимая принцесса Грейс также похоронена в Кафедральном соборе. Кстати камень для строительства собора был завезен в Монако из Ла Тюрби, местности, где произошла трагедия — автокатастрофа, в которой погибла принцесса Грейс. Печально, но собор, в котором проходило венчание влюбленной пары — принцессы Грейс и князя Ренье третьего, стал местом их последнего пристанища. Перед собором установлен щит с фотографией свадьбы Грейс Келли и князя Ренье.
Сами места захоронений заставлены такими рамками из художественного стекла, что бы не тревожить души покойников.