Король Бодопая любил все самое-самое большое. Для своей гигантской ступы он заказал и не менее гигантский колокол. Его отлили в 1790 году на одном из близлежащих островов Иравади. К месту установки колокол везли на двух баржах по специально прорытому каналу. Нужно было ухитриться такой гигантский колокол еще как-то подвесить. Без использования подъемных механизмов. Эту техническую проблему решили просто и элегантно. Видимо, здесь поработал какой-то бирманский Архимед. Уровень воды в канале искусственно подняли. Поднялась и плавающая в нем баржа с колоколом. Колокол закрепили на нескольких сваях из толстых бревен. Затем уровень воды понизили, баржу вывели из-под колокола и отогнали назад на реку. А сам канал засыпали. Так колокол оказался на своем месте — пусть и не очень высоко над землей, но все же на весу.
В 1838 году во время землетрясения сваи подкосились, а колокол свалился на землю. Около 100 лет он пролежал он на земле — англичане мало интересовались языческими храмами, а у самих бирманцев руки не доходили. Потом колокол опять повесили. Только на этот раз уже не на деревянную балку, а на стальную, установленную на железобетонных столбах. И только затем вокруг колокола построили ажурный деревянный павильон - в стиле традиционных бирманских деревянных храмов (мы видели такие храмы несколько дней назад на севере Таиланда). Декоративное убранство колокола достаточно скромно — никаких тебе украшений и барельефов. Внимание привлекает только петля подвески с двумя львами. В Мингунском колоколе (как и в соседней пагоде) все же самое важное — размер. Колокол, высотой около 3,5 м (вместе с петлей для подвески – более 7 метров) и нижним диаметром 4,8 метра весит около 82 тонн. Он до сих пор остается самым большим действующим колоколом в мире. Больше его только наш московский «Царь-колокол» (его вес около 200 тонн!!!). Но наш колокол все же не действует. А Мингунский колокол находится в рабочем состоянии. В этом любой турист может легко убедиться. Раньше, для того, чтобы извлечь звук, в колокол ударяли подвешенным рядом с ним тиковым бревном. Сейчас туристы колотят по нему маленькими деревянными колотушками. И даже в этом случае звук получается достаточно сильный и чистый.
Обычно считается, что колокола характерны только для церквей, а не для буддистских храмов. И действительно, в соседних странах тхеравада буддизма, в частности в Таиланде, Камбодже и Лаосе, как мы уже смогли убедиться, в буддистских монастырях колоколов нет — только барабаны и гонги (заимствованные во Вьетнаме). В Бирме колокола тоже появились сравнительно недавно — всего несколько столетий назад (при том, что буддизму здесь уже около двух тысячелетий).
Отливали колокола по восковым моделям. Бирманские литейщики научились подбирать и форму колокола, и состав бронзы так, чтобы обеспечить высокое качество звучания. Петли для подвески обычно делали в виде фантастических львов – чинте или других персонажей народной мифологии, а сами колокола украшали затейливым орнаментом и надписями.
Отливка колоколов была торжественным событием: играли оркестры, звучали песни, выступали певцы, танцоры, разыгрывались представления театра марионеток. Во время процесса отливки, когда в печах начинала плавиться бронза, женщины и девочки бросали в расплавленный металл свои драгоценности из серебра и золота – на счастье. Изготовленные по такой казалось бы очень примитивной технологии огромные колокола весом несколько тонн издают исключительно чистый и долгий звук. И в этом легко убедиться хотя бы на примере самого большого и знаменитого из них - Мингунского колокола.
Деревня Мингун
Мингун, который должен был стать очередной столицей Бирмы, сейчас не более чем деревня, раскинувшаяся вокруг руин ступ и монастырей. И живет она исключительно за счет туристов. Гостиницы и рестораны для туристов здесь не строят — туристы приезжают сюда только на несколько часов между завтраком и обедом. Те, кто очень уж проголодается, могут рассчитывать лишь на кружку пива и чипсы, максимум — на стакан чая с молоком и пончик, либо совсем простой местный суп. А вот сувенирных магазинчиков здесь уже полно — реально больше, чем нужно даже в самый разгар сезона. У местных жителей есть своя «фишка». Они здесь сплошь — художники. По крайней мере именно такое впечатление создается при виде длинных рядов специализированных художественных галерей и изобилия картин на прилавках всех сувенирных киосков. Темы, правда, не оригинальные. Как и везде в Мьянме — ступы, буддистские монастыри и монахи, колоритные старушки и женщины с непомерно длинными шеями в национальных костюмах.
Бюджет
Виза. На 28 дней через турфирму на Каосан роад — 2500 бат.
Валюта. 1 доллар США = 700 чат.
Транспорт. Прогулочный кораблик из Мандалая в Мингун — 5 тыс. чат/чел. Маршрутка тук-тук по Мандалаю — 200 чат. Аренда такси на целый день (для поездки по древним столицам) — 15 тыс. чат.
Ночлег. Гостиница Гарден Отель в Мандалае — 12 долларов 2-мест.
Еда. Ананас — 200 – 700 чат/шт, манго 200 чат/шт. Печенье 300 гр — 1 тыс. чат. Лапша с мясом — 1500 чат. Пиво Мьянма 1250- 2000 чат. Пиво Мандалай 0.64 — 950 чат. Рис с овощами — 1200 чат. Суп-лапша — 500 чат. Суп — 300 чат. Чай с молоком — 200 чат.
Достопримечательности. Ступа в Мингуне — 3 доллара. Колокол в Мингуне — 3 доллара. Единый билет на Инуа, Анарапура и Мингун — 10 долларов.