- GPS
- Италия, Via Filodrammatici 2, Milano
- 39-0-28-87-91
- www.teatroallascala.org/
Скромный на вид, но такой знаменитый
Сероватое, неброское, внешне не впечатляющее здание несколько разочаровывает своей наружностью. Конечно, его ценность в величии музыки и таланте исполнителей, все остальное вторично. Лучшие образцы оперного и драматического искусства по-прежнему выносятся на суд зрителей на сцене Ла Скала, где выступать — заветная цель любого.
Кто не знает имен таких выдающихся исполнителей, которым рукоплескал зал, как Э. Карузо, Т.Руффо, примадонн М.Каллас и Р.Тебальди? В Ла Скала пели Федор Шаляпин и Леонид Собинов. Первой певицей из России была Т.Милашкина (1934), потом участвовать в спектаклях там довелось Е.Образцовой, И.Архиповой, В.Атлантову и В.Норейке. А за всю историю театра в 2008 году почетного титула «Etoile» (Звезда) удостоилась российская балерина Светлана Захарова.
Находясь перед зданием даже удивительно, что самый известный в мире оперный театр настолько прост, если не сказать невзрачен на вид. И это притом, что итальянцы готовы украшать всё и вся, что только можно.
У нас по программе было запланировано посещение театра и музея на последний экскурсионный день. Служащий на входе указал на табличку, понятней всяких слов на любых языках (и без слов) говорящую, что фотографировать в театре нельзя. Но если исходить из наших понятий на запрет (запрещено – строго запрещено и категорически запрещено!), то мы, как-то не сговариваясь, восприняли табу все-таки как «не рекомендуется», а значит «иногда можно».
Гид (понятное дело) улыбнулась, другого и не ожидая, и знакомство началось. С истории театра, как водится.
La Scala (сокращённо от Teatro alla Scala — «Театр у лестницы») возведен, пережив пожар, в 1776-1778 году по проекту талантливейшего итальянского архитектора эпохи неоклассицизма Джузеппе Пьермарини на месте бывшей церкви Санта-Мария делла Скала. Сама же церковь в 1831 году получила название в честь покровительницы Беатриче делла Скала (Regina della Scala) из рода Скала (Скалигер) из Вероны. При планировке площадки под фундамент будущего здания обнаружили глыбу мрамора с изображением древнеримского мима Пилада. Находку сочли знаком свыше. С благословения и при финансовой поддержке императрицы Марии-Терезии, предрекавшей будущему театру мировую славу, построили строгое здание 100 м х 38 м. Кроме того расходы на строительство театра, составившие 1000 000 тогдашних лир, разделили между собой 90 меценатов из среды аристократии.
Здание не отапливалось в то время, расположение мест было подчинено требованиям оптики. Зал в бело-серебристых с золотом тонах в форме подковы с 5 ярусами лож (их было 194, не считая королевской) и галереей. Коридор связывал ложи между собой,
выше располагался 2-й ряд лож, где продавали напитки, а за карточными столами проматывали деньги, попутно наблюдая за действием на сцене.
Кстати, истинные ценители музыки из-за идеальной акустики (и с тех по ничего не изменилось) выбирают места ни в ложах или в партере, а пусть и не удобные верхние ярусы. Настоящие знатоки — публика требовательная и взыскательная, тут фальшь не прокатит (всегда так было), раньше могли и яйцами или помидорами забросать.
Сначала сцена была небольшой, партер без кресел, а стулья, чтобы их можно было быстро убрать при необходимости, были складные или передвижные. Ведь зал театра еще использовали для приемов, балов. И даже корриды.
Освещался он светом со сцены и свечами, зажигаемыми в ложах. Поэтому в партере не снимали шляп, чтобы не получить ожог от раскаленного воска.
Портал в центре фасада здания предназначался для карет и экипажей богатой публики.
Оперой Антонио Сальери «Признанная Европа», специально написанной по такому случаю (и 2 балетами перед началом) состоялось открытие театра 03.08.1778 года. До конца XVIII века там ставились драматические спектакли с участием популярного в то время театра марионеток. И балет со дня основания занимал значимое место в репертуаре театра. Но оперные сезоны («карнавальные», «осенние», «весенние», «летние»), сразу ставшие популярными, несравнимы ни с чем. Опера как музыкальное и зрелищное шоу, способное в красивой обстановке отражать события времени, революционное звучание, раскрывая при этом страсти человеческой души, достигло своего апогея в XIX веке, который по праву можно считать «золотым веком» оперы.
Позже в репертуаре появились произведения Чимарозы и Керубини, Россини и Доницетти, Верди, Пуччини и многих других композиторов. Немало «звезд» взошло на небосклон искусства на сцене Ла Скала. Для них писали оперы, певцы и балерины становились любимцами публики. Спектакли с массовкой до сотни человек, все певцы и статисты в шикарных костюмах из атласа и бархата, в блестках и перьях. Театр шел к вершине своей славы, преодолевая все на своем пути.
С Артуро Тосканини, знаковой для театра фигурой, в 1887 году произошел курьезный случай. Он неожиданно для себя самого встал за дирижерский пульт вместо освистанного предшественника. Так начался век Тосканини, а 20-летний юноша, только что прибывший в Милан, по воле фортуны стал дирижером Ла Скала. Несмотря на неуживчивый характер, он обладал феноменальной работоспособностью. В 1898 году Тосканини уже главный дирижер театра. Изматывая музыкантов, он мог работать почти сутками, но бесконечные репетиции сделали свое дело, убедив ценителей оперы в том, что Ла Скала может всё.
Между прочим, не только божественной музыкой, но и новым правилам театр обязан Тосканини. Именно он настоял на том, чтобы дамы оставляли свои роскошные шляпы в гардеробе, дабы не мешать сзади сидящим. Занавес стали открывать в стороны, а не поднимать вверх, когда зрители видят ноги, а уж потом во всей красе самих артистов. И отменили балет «для разогрева» перед оперным спектаклем.
Как нам рассказывала гид, в начале 1930-х годов, неподобающее обращение национал-социалистов с главным дирижером вынудило маэстро покинуть театр, Италию и уехать в Америку. Узнав, что Ла Скала, ставший его судьбой, пострадал при бомбежке, он пожертвовал миллион лир на восстановление. Искусство, музыка, опера для миланцев свята. И вернуться гения уговаривал весь Милан. Восстановленное благодаря инженеру Л.Секки в первоначальном виде после военных разрушений здание открыло свои двери лишь в 1946 году. Только тогда он появился в обновленном театре, чтобы дирижировать на открытии.
Теперь бюст человеку, чьими усилиями театр обрел мировую славу, установлен в стенах Ла Скала.
Холл театра не сказать роскошен, но достаточно красив. Зеркала, люстры.
Дальше нас провели в ложи, обитые красным бархатом. Раньше на маленьких табуреточках в этих тесных клетушках размещалось по 6-10. А если учесть моду прошлых времен, вообще непонятно, как всем хватало места.
На сцене шла (не сказать, кипела, работа, спешка вообще не в характере европейцев), готовили декорации к спектаклю.
Ниже королевская ложа более просторная и комфортная. Гид с придыханием описывала убранство концертного зала вместимостью до 2015 человек. Хотя планировалось создать больше зрительских мест, но по пожарной безопасности количество стоячих мест пришлось ограничить. Огромная люстра с 365 лампочками свисает с потолка. Новшеством можно считать мониторы, встроенные в спинки кресел. Но уникальность зала в его безукоризненной акустике.
Самое интересное нас ждало в музее театра.
Его считают посредником между прошлым и настоящим и дверью в будущее. Там собраны портреты и бюсты выдающихся людей своего времени,
музыкальные инструменты,
герои театра марионеток, фарфоровые фигурки в образе оперных персонажей
и детали костюмов.
К истории театра ведет небольшая лестница. Наверху вас встретят «Мадам Баттерфляй» и роскошные дивы эпохи бельканто.
Библиотека с партитурами, маски, костюмы и головные уборы к спектаклям.
Разного рода реставрационные работы велись в здании вплоть до 2001 года. Для завершения правительство Италии выделило 60 млн. евро, и на обновленной сцене 07.12.2004 года первой традиционно стала опера «Признанная Европа» А.Сальери.
Меняется все, только атмосфера храма искусств остается неизменной. И открытие каждого сезона 7 декабря, в день Св. Амвросия — покровителя Милана – это событие, которое ждут во всем мире. А премьера — это событие вдвойне. Недаром же говорят: «Если балет, то в Большом, а если опера, то только в Ла Скала».
Внизу магазин, где и заканчивается путешествие по театру.
- Адрес:
Via Filodrammatici 2, Milano
- Телефон:
39-0-28-87-91
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Милан
- 20 авг 2016, 06:07удалитьНе за что. Интереснее бы зал в свете и спектакль в красках увидеть, но вот пока так.
- 20 авг 2016, 06:40удалитьПожалуйста- пожалуйста, было интересно — это главное.
- 20 авг 2016, 13:58удалитьС удовольствием прочитала и посмотрела фотографии! С историей театра знакома не была. Спасибо!
- 22 авг 2016, 05:59удалитьНе за что. Новое всегда интересно.
- 22 авг 2016, 06:10удалитьОперный спектакль ведь зрелищное шоу. Законы жанра того требуют.
- 22 авг 2016, 16:56удалитьОчень интересно, оказывается я ничего не знала:) Вот теперь стала чуточку умнее:))))
- 23 авг 2016, 06:59удалитьИ всем хорошо, вот и чудесно.
- 25 авг 2016, 13:26удалитьЯ бы тоже туда сходил. И представление бы посмотреть. А еще лучше и то и это :).
- 25 авг 2016, 15:56удалитьТак все в ваших руках.